Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности эмпирического исследования




Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хотя и свя­заны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его фор­мы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но име­ют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и вы­ражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их пер­вичное обобщение, описание наблюдаемых и эксперимен­тальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные призна­ки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено не­посредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств как сравнение, измерение, наблюдение, экспери­мент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом яв­ляется факт (лат. — сделанное, свершившееся).

Любое научное исследование начинается со сбора, сис­тематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения: 1) некоторый фрагмент дей­ствительности, объективные события, результаты, относя­щиеся либо к объективной реальности («факты действи-

тельности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»); 2) знание, о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины; 3) предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется d понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту сис­тему. Данное обстоятельство всегда подчеркивали выдаю­щиеся ученые. «Мы должны признать, — отмечал Н. Бор, — что ни один опытный факт не может быть сформулиро­ван помимо некоторой системы понятий»1. Луи де Бройль писал о том, что «результат эксперимента никогда не имеет характера простого факта, который нужно только конста­тировать. В изложении этого результата всегда содержит­ся некоторая доля истолкования, следовательно, к факту всегда примешаны теоретические представления....Экс­периментальные наблюдения получают научное значение только после определенной работы нашего ума, который, каким бы он ни был быстрым и гибким, всегда наклады­вает на сырой факт отпечаток наших стремлений и наших представлений»2.

А. Эйнтшейн считал предрассудком убеждение в том, что будто факты сами по себе, без свободного теоретичес­кого построения, могут и должны привести к научному познанию. Собрание эмпирических фактов, как бы об­ширно оно ни было, без «деятельности ума» не может при­вести к установлению каких-либо законов и уравнений.

В понимании природы факта в современной методо­логии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независи-

1 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

С. 114.

2 Бройль Луи де. По тропам науки. С. 164—165.

мость и автономность фактов по отношению к различным теориями, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий проис­ходит изменение всего фактуального базиса науки. Вер­ное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно незави­сим от теории, поскольку в своей основе он детерминиро­ван материальной действительностью.

Парадокс теоретической нагруженноcnb фактов разре­шается следующим образом. В формировании факта уча­ствуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретичес­ких знаний. Последние, в свою очередь, — если они дос­товерны — могут снова участвовать в формировании но­вейших фактов и т. д.

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую ос­нову для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтвержде­нии теорий (если они соответствуют совокупности фак­тов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть. Толь­ко в том случае, когда все попытки устранить противоре­чие между теорией и фактами оказываются безуспешны­ми, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В любой науке следует исходить из данных нам фактов, которые необходимо признавать, независимо от того, нравятся они нам или нет.

Говоря о важнейшей роли фактов в развитии науки, В. И. Вернадский писал: «Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и обще­обязательны. Наряду с ними могут быть выделены систе­мы определенных научных фактов, основной формой ко­торых являются эмпирические обобщения,

Это тот основной фонд науки, научных фактов, их клас­сификаций и эмпирических обобщений, который по своей достоверности не может вызвать сомнений и резко отлича­ет науку от философии и религии. Ни философия, ни рели­гия таких фактов и обобщений не создают»1. При этом не­допустимо «выхватывать» отдельные факты, а необходимо стремиться охватить по возможности все факты (без единого исключения). Только в том случае, если они будут взяты в целостной системе, в их взаимосвязи, они и станут «упрямой вещью», «воздухом ученого», «хлебом науки».

Хотя любой факт, будучи детерминирован реальной действительностью, практикой, так или иначе концептуализирован, «пропитан» определенными теоретическими представлениями, однако всегда необходимо различать факты действительности как ее отдельные, специфичес­кие проявления, и факты знания как отражение этих про­явлений в сознании человека. Не следует «гнаться» за бес­конечным числом фактов, а собрав определенное их ко­личество, необходимо в любом случае включить собран­ную систему фактов в какую-то концептуальную систе­му, чтобы придать им смысл и значение. Ученый не всле­пую ищет факты, а всегда руководствуется при этом оп­ределенными целями, задачами, идеями и т. п.

Таким образом, эмпирический опыт никогда — тем более в современной науке — не бывает слепым: он пла­нируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки — это, строго говоря, не сами по себе пред­меты, не голые факты (даже в их совокупности), а теоре­тические схемы, «концептуальные каркасы действитель­ности». Они состоят из абстрактных объектов («идеаль­ных конструктов») разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т. п.

Как в этой связи отмечал А. Уайтхед, научное познание представляет собой соединение двух слоев. Один слой скла-

1 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 414-415.

дывается из непосредственных данных, полученных конк­ретными наблюдениями. Другой — представлен нашим общим способом постижения мира. Их можно, считает Уайтхед, назвать Слоем наблюдения и Концептуальным Слоем, причем первый из них всегда интерпретирован с помощью понятий, доставляемых концептульным слоем.

Согласно К. Попперу, является абсурдом вера в то, что мы можем начать научное исследование с «чистых на­блюдений», не имея «чего-то похожего на теорию». По­этому некоторая концептуальная точка зрения совершен­но необходима. Наивные же попытки обойтись без нее могут, по его мнению, только привести к самообману и к некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. Даже тщательная проверка наших идей опы­том сама в свою очередь, считает Поппер, вдохновляется идеями: эксперимент представляет собой планируемое дей­ствие, каждый шаг которого направляется теорией,

Таким образом, мы «делаем» наш опыт. Именно тео­ретик указывает путь экспериментатору, причем теория господствует над экспериментальной работой от ее перво­начального плана и до ее последних штрихов в лаборато­рии. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюдений», так как все языки «пронизаны теориями», а голые факты, взятые вне и помимо «концептуальных очков», не являются основой теории.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных