Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение термина “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.




Антуан Дестют де Траси (1754 - 1836) ввёл термин «идеология» в научный оборот. По его мнению, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики.

Константин Франсуа Вольней (1757 - 1820) считал, что в основе всех действий людей лежит стремление к удовлетворению личного интереса, себялюбие, отвращение к страданию. Правильно понятый личный интерес может превратиться в общественный интерес (идеологию). В будущем народы поймут значение общественного счастья: бедняки обретут свою силу в идее равенства, богачи же склонятся к умеренности и подчинят свои частные интересы общественным.

Карл Маркс (1818 - 14.3.1883) теория «иллюзорного сознания». Утверждается, что идеология – это представление о реальности, которое зависит от социального положения индивида, что и обуславливает «иллюзорность» восприятия действительности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя. Идеология существует только в сознании человека и развивается по своим собственным законам. К идеологическим формам сознания относятся философия, религия, право, мораль, эстетика. Не существует естественно научных методов определить истинность тех или иных идеологических утверждений. Идеологии как «иллюзорному сознанию» противостоит «истинное сознание» – наука. Смерть «иллюзорного сознания» возможно только в обществе всеобщего равенства, где отсутствуют классовые и национальные противоречия, соответственно отсутствуют основания для столкновения различных общественных интересов.

Карл Мангейм (1893—1947) изложил свой взгляд на идеологию в книге «Идеология и утопия». Он считал, что коллективное бессознательное и движимая им деятельность искажают некоторые аспекты социальной реальности в двух направлениях.

1. Идеология – социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, которые воплощаются в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве. Идеология как коллективное бессознательное данных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизируя его.

2. Идеологии противостоит утопия – совокупность интересов подчинённых слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях без изменения социальной реальности. Утопическое мышление не способно правильно оценить действительное состояние общества, оно не бывает направлено на диагноз ситуации; оно является только руководством к действию. Носителей утопического мышления не интересует то, что реально существует, они лишь пытаются мысленно предвосхитить изменение существующей ситуации.

Концепция деидеологизации (вторая половина ХХв) -- Раймон Арон, Дэниэл. Белл, Сеймур Липсет и др. Возрастающее влияние науки в современном мире приводит к падению влияния на общества политиков и идеологических систем. Стремительное развитие технологий материального производства обуславливает приоритет «объективных» факторов жизнедеятельности человека: экологии, информации, образованности, квалификации, а политические концепции приобретают второстепенный характер.

Концепция реидеологизации (последняя четверть ХХв). Возрастающее влияние науки, развитие технологий в современном мире ведёт к усилению борьбы за ресурсы, рынки и доминирование в мире, следствием чего является столкновение цивилизационных ценностей развития в условиях глобализации, поэтому роль политической идеологии в современном мире будет только возрастать. Кроме того, идеология обосновывает ценности, принципы и цели человеческого бытия, с чем наука не может справиться. Пренебрежение к этим вопросам, согласно данной концепции, создаёт в обществе «идеологический вакуум», который заполняется враждебной существующему строю идеологией.

Таким образом, термин «идеология» как форма мировоззренческого опыта людей, прошёл длительный этап эволюции от «беспристрастной науки» к сложному многогранному явлению социально-политической жизни: инструменту власти и политических действий, который систематизирует интересы различных слоёв, выражает и стремиться реализовать их, одновременно разъединяя и консолидируя общество без чего не возможно его развитие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных