Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогические течения




 

Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать в страхе и повиновении, 2) воспитывать добротой и лаской. Жизнь категорически не отвергает ни один из этих подходов. В этом-то вся и сложность: в одних случаях больше пользы приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформировались суровые взгляды на жизнь, люди упрямые, неуступчивые, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные, человеколюбивые. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику проводит государство, создаются традиции воспитания. В обществе, в котором люди живут спокойной, нормальной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществе, где идет постоянная борьба, преобладает воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но вряд ли им удастся выжить. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, не столько прерогатива науки, сколько самой жизни.

Авторитарное воспитание (основанное на подчинении власти) имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776–1841), выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами его он считал угрозу, надзор, приказания. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запретов и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе стран, которые во многом следовали заповедям авторитарного воспитания.

Как своего рода протест против него возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики, которая не оставляет попытки переустройства мира путем гуманного воспитания. Если все люди будут добрыми, честными, справедливыми, исчезнет напряженность между ними, будут устранены причины войн, конфликтов, конфронтаций. В мире будет сытно, тепло, уютно. Но для этого нужно изменить самого человека. Путь к этому – воспитание.

Среди российских педагогов, активно выступивших за гуманизацию воспитания, – Л.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям наша педагогика смягчилась, сделав значительные уступки в пользу детей. Конечно, гуманистические преобразования пока не завершены, но школа продолжает их приумножать.

Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением ее является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентаций и установок гуманизм становится общественным идеалом.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации определяется тем, насколько благоприятны предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней природных задатков, способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки:

• смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;

• сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;

• обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться или учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.

 

Гуманистическая педагогика требует:

• человеческого отношения к воспитаннику;

• уважения его прав и свобод;

• предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

• уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

• уважения права ребенка быть самим собой;

• доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

• ненасильственного формирования требуемых качеств;

• отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

• признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых людей, воспитатель не будет злоупотреблять властью более сильного и стоять над воспитанниками, а будет бороться за них же вместе с ними.

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френэ. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

Педагогика М. Монтессори, как отмечалось, построена на идеях свободного природосообразного воспитания. Исходное условие – активность самого ребенка. Доминирующими методами здесь должны быть практические действия с дидактическими материалами различного назначения. Индивидуализация обучения и воспитания, личностный поход имеют решающее значение.

С именем Р. Штайнера связана так называемая вальдорфская педагогика, учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять его индивидуальные особенности – мышление, характер, волю, память и т.д. На этой основе проектируются методы и формы индивидуального воспитания, соединяется в неразрывное целое физическая деятельность ребенка, его эмоции и мышление – голова, сердце и руки.

Французская педагогика предложила миру «новую школу» С. Френэ. В ней, как и в других гуманистических системах, воспитание осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. С целью максимального использования и развития возможностей каждого вводится личностное стимулирование. По полной программе используются возможности саморазвития, самовоспитания, самовыражения. «Новая школа» Френэ ставит целью дать обществу воспитанных в демократическом духе граждан. Многие европейские страны заимствуют элементы этой системы. Интересно, что своим предшественником и единомышленником Френэ считает А.С. Макаренко.

...

 

Таким образом, главных направлений в развитии мировой педагогической мысли два: авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинения ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними – большой спектр сочетаний этих течений. Прогрессивная мировая педагогика сделала гуманистический выбор.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных