ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность современного антропоцентризма.Здесь отражается специфическая роль философии в обществе: выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она решает, прежде всего, смысложизненные проблемы человека. Поэтому антропоцентризм – характернейший признак философского знания. Как философский мировоззренческий принцип, антропоцентризм является таким пониманием мира, в который включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий, в конечном счете, бытие мира. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда была ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление связано с пониманием человека не просто как биосоциального существа, но с осознанием человеком себя как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически менялось вслед за изменением понимания сущности человека и развитием научного знания о природе человека. (См.: от Протагора – «человек есть мера всех вещей», Сократа – «познай самого себя» и Демокрита – «человек как микрокосм» до А.И. Вернадского – «человечество как геологическая сила», ставшее сознательным соучастником мировой эволюции, что выдвигает на первый план нравственные и все остальные духовные качества личности.) Развитие антропоцентризма показало, что на ранних этапах человек выступает как результат эволюции мира, затем становится постепенно участником мирового процесса, а в настоящее время превращается в решающий фактор организации мира.
Вопросы для СРС
1. Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии? 2. Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения? 3. В чем специфика философского отражения мира? 4. Как соотносятся научная и философская картины мира? 5. Что может означать взаимопревращение сущего и должного как элементов философской картины мира? 6. Как понимать философскую картину мира в свете открытия философии? 7. В чем заключается смысл представлений философов древней Греции о человеке? 8. В чем принципиальное отличие представлений о человеке в Восточной и Западной культурах?
Тест-задание
1. Какой тип мировоззрения является наиболее ранним? а) религия; б) философия; в) мифология. 2. Мировоззрение – это: а) совокупность духовных ценностей; б) совокупность идей, объясняющих поведение человека; в) система представлений, определяющая поведение человека. 3. Ценность – это: а) значимое для человека; б) удовлетворяющее духовную потребность; в) продукт человеческой деятельности. 4. Практика – это: а) труд; б) деятельность по преобразованию мира; в) опыт. 5. Сущность – это: а) общее для класса вещей; б) то, что делает предмет таковым, а не иным; в) идея предмета. 6. Философская картина мира – это: а) диалектика сущего и должного; б) картина мира как целого; в) картина бытия человека в мире. 7. Философия – это: а) наука; б) теоретическое мировоззрение; в) квинтэссенция духовной культуры эпохи. 8. Истина – это: а) результат конвенции; б) соответствие мысли о предмете предмету мысли; в) результат научного познания. 9. Аксиология – это учение: а) о ценностях; б) о морали; в) о человеке. 10. Антропоцентризм – это: а) принцип философствования, рассматривающий человека как главного объекта приложения мистических сил; б) философский принцип, рассматривающий человека как центр Вселенной и цель всех свершающихся в мире событий; в) мировоззренческий принцип объяснения мира, содержанием которого является понимание человека как безусловной ценности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|