Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская историософия (западничество, славянофильство, евразийство).




 

Западники были убеждены, что россиянам надо учиться философии у Запада.

К ранним западникам относят П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.

Они пропагандировали и защищали идею «европеизации» России, считая, что страна должна преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость за короткий исторический срок и стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.

Западники критиковали церковь, тяготели к материализму. Из их среды выросли революционные демократы (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский). Их философские взгляды мы рассмотрим ниже.

Первым самобытным русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794 - 1856).

 

Приложение 1 к теме 3.4. Пётр Яковлевич Чаадаев.

 

Философия Чаадаева связана с тревогой за судьбу России. Он видел особый путь России в том, что она находится между Западом и Востоком и обладает исключительностью. У нее особое предназначение.

Взгляды Чаадаева сыграли роль в оформлении идей, как западников, так и славянофилов.

Оригинальным русским философским течением являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идею особой, мессианской роли России в мире. Из этого направления вышла русская религиозная философия.

Славянофилы И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.

 

Приложение 2 к теме 3.4. Алексей Степанович Хомяков.

 

В отличие от западников они идеализировали русскую старину и полагали, что установление благопристойного миропорядка в России лежит не через заимствование ею западных политических структур, а через возвращение к истокам, развитие патриархального уклада русской жизни, последнее было искусственно прервано реформами Петра I.

Славянофилы утверждали: Россия не просто не Запад, она антипод Запада, у нее свой особый способ бытия и путь развития, у нее иной тип цивилизации. Общинное устройство русской жизни, по мнению славянофилов, наиболее важный принцип русского народа, определяющий его особый исторический путь.

В конце XIX в. идеи славянофилов развивали Н.Я. Данилевский (1822 - 1885) и К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).

 

Приложение 3 к теме 3.4. Николай Яковлевич Данилевский.

 

В своей работе «Россия и Европа», Н.Я. Данилевский показал мировой исторический процесс как развитие и смену культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций.

 

Приложение 4 к теме 3.4. Константин Николаевич Леонтьев.

 

К.Н. Леонтьев разработал концепцию византизма. Он считал, что Россию нужно изолировать от Европы и тогда она даст миру новую культуру. У Леонтьева идея противопоставления России Европе достигла своего апогея.

Евразийство, появившееся в начале 20-х гг. XX в. в среде русской эмиграции, и объединившее философию, историю, географию, экономику, психологию и другие области знания, явилось новым течением мысли.

Наиболее известными евразийцами были: филолог князь Н.С. Трубецкой, экономист П.Н. Савицкий, философ Л.П. Карсавин, богослов Г.В. Флоровский, историк Г.В. Вернадский, правовед Н.Н. Алексеев.

Определены основополагающие идеи евразийства, как историко-культурной концепции:

- идея о России как особом этнографическом мире со своей самобытной культурой,

- о ее особом месте в мировой истории и особых путях развития; - идея культуры как симфонической личности;

- идея распространения Церкви, Православия.

Неоевразийство, постевразийство представлено Л.Н. Гумилевым, А.С. Панариным и др.

3. Философия всеединства. «Русская идея».

В истории русской философии особое место занимает В.С. Соловьев (1853 - 1900), создатель первой цельной философской системы.

 

Приложение 5 к теме 3.4. Владимир Сергеевич Соловьёв.

 

Идея всеединства – это основа его мировоззрения.

Всеединство означает взаимное проникновение, тождественность частей и целого. В философском плане понятие всеединства тесно связано с идеей соборности и «русской идеей».

В.С. Соловьев отвергал индивидуализм. По его мнению, идея личного спасения – это «средневековое миросозерцание», дело прошлого. Спасаться надо не отдельными делами, а одним, общим делом человечества.

Именно у Соловьева «русская идея» приобрела свое полное и философски осмысленное воплощение. Он надеялся, что славяне, и в особенности Россия, положат начало осуществлению свободной теократии.

Представителем экзистенциализма в русской религиозной философии был Н.А. Бердяев (1874 - 1948).

 

Приложение 6 к теме 3.4. Николай Александрович Бердяев.

 

Центральное понятие в философии Бердяева – Личность, которая связывает человека с миром свободы и творчества.

Творящий субъект включает мир в себя, его внутренняя жизнь открыта для свободы.

В глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более свободных и просвещенных народов Запада. Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе и с ней связана «русская идея».

Формулу «русской идеи» Бердяев выразил так: «Все ответственны за всех».

Русский космизм.

Принцип цельности в русской философии нашел отражение в космизме, внутри которого есть естественнонаучное, религиозное, поэтически-художественное направления.

В русском космизме встает проблема единства человека с космосом (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский).

Концепции космизма опирались на эволюционные воззрения, которые были популярны в России. В русском космизме существовали тенденции фантастики, богословия. Человек, по Федорову, способен, благодаря познанию, опыту и труду, обрести даже бессмертие, воскресить ушедшие поколения.

Личность в космизме обладает индивидуальностью и в то же время неотрывна от всеобщего.

В чем же отличие русской философии от западной (рациональной) или от восточной (иррациональной) философии?

В XIX – XX вв. русская философия приобретает свое коренное своеобразие, обогатившее мировую философскую мысль.

Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование места и роли России в общей жизни и судьбе человечества. То есть ее особенность определяется своеобразием исторического развития России.

Для нее характерна социально-нравственная направленность, познание диалектики бытия.

Русская философия, развивая идею о самобытности России, ставила во главу религиозное начало, православие. Поэтому ее субъект постоянно находится в центре общественного развития, он должен быть «философом», беря на себя ответственность за будущее своего народа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных