ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название " философия русского зарубежья ". Его видными представителями являлись Д .С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
Приложение 20 к теме 3.4. Дмитрий Сергеевич Мережковский.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: - языческий; - приобщения к христианству; - полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством. Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Приложение 21 к теме 3.4. Лев Исаакович Шестов. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность.
Приложение 6 к теме 3.4. Николай Александрович Бердяев.
Мы уже обращались к философии этого автора. Рассмотрим ее теперь в динамике. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева: - высшей ценностью в окружающем мире является свобода; - свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека; - свобода человека подвергается угрозе извне; - данную угрозу несут в себе, прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; - ключевую роль в жизни человека играет также религия; - Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; - отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба; - человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем). Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.
П.А. Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, наш земляк, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Приложение 22 к теме 3.4. Питирим Александрович Сорокин.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: - стратификации; - социальной мобильности. Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
План семинарского занятия
1. Русская средневековая православная философия. 2. Основные направления философии XIX в. (западники, славянофилы, позитивизм, марксизм). 3. Русский религиозный ренессанс конец XIX – начало XX в. (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.) 4. Евразийство. Неоевразийство. 5. Философия революционных демократов. 6. Исторический материализм Г.В. Плеханова. 7. В.И. Ленин – творческое развитие марксизма.
Вопросы для СРС 1. В чем специфика русской философии? 2. «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить». В чем главное различие во взглядах западников и славянофилов? 3. Что такое «русская идея»? 4. Как вы понимаете «философию Всеединства» В. Соловьева? 5. Какова роль православия в истории русской философии? 6. В чем уникальность такого направления, как русский космизм? 7. На основе взглядов славянофилов Н. Данилевского и К. Леонтьева попытайтесь обосновать идею об особой миссии русского народа. 8. Как понималось представление «Запад – Россия – Восток» в евразийстве? 9. С какими из тезисов и антитезисов Н. Бердяева вы согласны? Обоснуйте свой выбор. «Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире», «русский народ – самый аполитичный народ», «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире», «Россия – самая не шовинистическая страна в мире», «Россия – самая националистическая страна в мире». 10. По работе Н. Бердяева «Душа России» (1915 - 1918) записать и разобрать тезисы и антитезисы о России (размышления русского философа о специфике социального развития нашей страны).
Тест-задание
1. Знаменитое выражение «Москва – третий Рим» было впервые высказано представителями: а) русской литературы; б) русского правительства; в) русской церкви. 2. Идея «Богочеловечества» была ярко представлена в творчестве: а) П. Чаадаева; б) В. Соловьева; в) Ф. Тютчева. 3. Кто ввел понятие соборность? а) А. Хомяков; б) Н. Карамзин; в) П. Чаадаев. 4. Как называется произведение Н.А. Бердяева, смысл которого «братство народов, искание всеобщего спасения»? а) «Русская идея»; б) «История государства Российского»; в) «Лицо России». 5. Основоположник русской религиозной философии, первый представитель славянофильства: а) И. Киреевский; б) Н. Трубецкой; в) А. Герцен. 6. Кто из русских философов считается создателем «Философии всеединства»: а) М. Ломоносов; б) В. Соловьев; в) А. Лосев. 7. Кто из русских философов-космистов автор концепции «общего дела»: а) В. Соловьев; б) П. Флоренский; в) Н. Федоров. 8. Кто из русских философов ХХ в. сказал, что «свобода первичнее бытия»? а) Н. Лосский; б) Н. Бердяев; в) М. Бакунин. 9. Назовите страну, через которую на Русь пришло античное наследие философии: а) Италия; б) Византия; в) Германия. 10. Российский император – объект критики славянофилов: а) Петр I; б) Николай I; в) Александр I.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|