Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.




 

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название " философия русского зарубежья ". Его видными представителями являлись Д .С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

 

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

 

Приложение 20 к теме 3.4. Дмитрий Сергеевич Мережковский.

 

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

- языческий;

- приобщения к христианству;

- полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

 

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Приложение 21 к теме 3.4. Лев Исаакович Шестов.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

 

Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность.

 

Приложение 6 к теме 3.4. Николай Александрович Бердяев.

 

Мы уже обращались к философии этого автора. Рассмотрим ее теперь в динамике.

Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

- высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

- свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

- свобода человека подвергается угрозе извне;

- данную угрозу несут в себе, прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

- ключевую роль в жизни человека играет также религия;

- Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

- отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

- человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа.

По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму).

Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

 

П.А. Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, наш земляк, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.

 

Приложение 22 к теме 3.4. Питирим Александрович Сорокин.

 

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

- стратификации;

- социальной мобильности.

Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.

История, по Сорокину, — процесс смены ценностей.

Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

 

План семинарского занятия

 

1. Русская средневековая православная философия.

2. Основные направления философии XIX в. (западники, славянофилы, позитивизм, марксизм).

3. Русский религиозный ренессанс конец XIX – начало XX в. (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.)

4. Евразийство. Неоевразийство.

5. Философия революционных демократов.

6. Исторический материализм Г.В. Плеханова.

7. В.И. Ленин – творческое развитие марксизма.

 

Вопросы для СРС

1. В чем специфика русской философии?

2. «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить».

В чем главное различие во взглядах западников и славянофилов?

3. Что такое «русская идея»?

4. Как вы понимаете «философию Всеединства» В. Соловьева?

5. Какова роль православия в истории русской философии?

6. В чем уникальность такого направления, как русский космизм?

7. На основе взглядов славянофилов Н. Данилевского и К. Леонтьева попытайтесь обосновать идею об особой миссии русского народа.

8. Как понималось представление «Запад – Россия – Восток» в евразийстве?

9. С какими из тезисов и антитезисов Н. Бердяева вы согласны? Обоснуйте свой выбор. «Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире»,

«русский народ – самый аполитичный народ», «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире», «Россия – самая не шовинистическая страна в мире», «Россия – самая националистическая страна в мире».

10. По работе Н. Бердяева «Душа России» (1915 - 1918) записать и разобрать тезисы и антитезисы о России (размышления русского философа о специфике социального развития нашей страны).

 

Тест-задание

 

1. Знаменитое выражение «Москва – третий Рим» было впервые высказано представителями:

а) русской литературы;

б) русского правительства;

в) русской церкви.

2. Идея «Богочеловечества» была ярко представлена в творчестве:

а) П. Чаадаева;

б) В. Соловьева;

в) Ф. Тютчева.

3. Кто ввел понятие соборность?

а) А. Хомяков;

б) Н. Карамзин;

в) П. Чаадаев.

4. Как называется произведение Н.А. Бердяева, смысл которого «братство народов, искание всеобщего спасения»?

а) «Русская идея»;

б) «История государства Российского»;

в) «Лицо России».

5. Основоположник русской религиозной философии, первый представитель славянофильства:

а) И. Киреевский;

б) Н. Трубецкой;

в) А. Герцен.

6. Кто из русских философов считается создателем «Философии всеединства»:

а) М. Ломоносов;

б) В. Соловьев;

в) А. Лосев.

7. Кто из русских философов-космистов автор концепции «общего дела»:

а) В. Соловьев;

б) П. Флоренский;

в) Н. Федоров.

8. Кто из русских философов ХХ в. сказал, что «свобода первичнее бытия»?

а) Н. Лосский;

б) Н. Бердяев;

в) М. Бакунин.

9. Назовите страну, через которую на Русь пришло античное наследие философии:

а) Италия;

б) Византия;

в) Германия.

10. Российский император – объект критики славянофилов:

а) Петр I;

б) Николай I;

в) Александр I.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных