ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В конечном счете, значение религии для Лессинга только этическое.
Выдающуюся роль в развитии немецкого просвещения сыграл гениальный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832).
Приложение 8 к теме 2.6. Иоганн Вольфганг фон Гёте.
Решительному противнику клерикализма и схоластики Гёте чужд спекулятивный идеализм и агностицизм. Он высоко ценит философию Спинозы, хотя и не видит вытекающих из нее атеистических выводов. В своих философских воззрениях Гете в основном материалист. Он указывает на всеобщность движения, изменения, развития в природе, которая, по его мнению, представляет собой не скопление мертвых тел, а органическую, многообразную взаимосвязь явлений, образующих единое, живое целое. Однако точка зрения материализма и диалектики не проводится Гете последовательно. Видными деятелями немецкого Просвещения были также писатели Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, революционные демократы Г. Форстер, К. Шубарт, И. Зёйме. В истории философии имеет место широкий подход к понятию «рационализм», при котором он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественное настроение определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. На основе этих умонастроений вырабатываются определенные методологические установки для ориентации человека в практической деятельности и познании. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Важную роль в философии нового времени сыграла идеология Просвещения. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию.
План семинарского занятия
1. Рационализм эпохи Просвещения. 2. Проблема человека в философии эпохи Просвещения. 3. Социально-политические, этические и эстетические взгляды в философии эпохи Просвещения. 4. Французский материализм эпохи Просвещения. Тест-задание 1. Основная черта мировоззрения человека эпохи Возрождения: а) космоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм. 2. Центральной проблемой философии XVII в. была проблема: а) доказательства бытия Бога; б) достоверности научного познания; в) правильное устройство государства. 3. Сенсуализм – это направление в теории познания, согласно которому: а) основой и началом познания является разум; б) интуитивное знание - единственно достоверно; в) основой и началом достоверного знания является чувственный опыт. 4. Пантеизм – это учение, признающее: а) существование двух субстанций; б) существование Бога; в) тождество Бога и природы. 5. Что, по мнению Декарта, является критерием истины: а) практика; б) опыт; в) самоочевидность. 8. Процесс освобождения человека и общества от влияния церкви: а) секуляризация; б) эмансипация; в) атеизм. 9. Историческая эпоха, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса: а) средневековье; б) Возрождение; в) Просвещение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|