Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ценности и уровни жизненного самоосуществления




Жизненное самоосуществление возможно на трех уровнях: предметном, смысловом и ценностном. Этим уровням соответствуют психические образования, которые появляются в развитии (становлении) человека: значения объектов окружающего мира, смыслы ситуаций и событий, ценности. Эти образования являются управляющими параметрами: они задают направление развития системы «человек», формы самоорганизации человека и способы избирательного взаимодействия человека с миром.

Значения «вещного» мира формируются у ребенка в процессе предметной деятельности, опосредованной общением со взрослым, это овладение предметной и языковой культурой, созданной человечеством. Значения диктуют человеку необходимость действий.

Смыслы – это субъективные значения, «значения для меня» (А.Н.Леонтьев); отражают реальную ситуацию, ее значимость для человека «здесь и сейчас». Осмысление ситуаций, собственных действий и пр., обеспечивает свободный выбор того, что наделено смыслом, обусловливает

целостность человека. Осмысление делает выбор человека ответственным.

Ценности – это осознанный смысл жизнедеятельности человека. Согласно Б.С.Братусю (1988,с.92), «…личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Их следует отличать от чисто декларируемых назывных ценностей, не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-пережиаемого, задевающего личность отношения к жизни. По определению В.Е.Клочко (2005) ценности – это системное качество, характеризующее «напряженную возможность» человека, спроектированную в предмет. Ценности обуславливают превращение возможности в действительность. Возможность преобразования действительности позволяет человеку осуществлять «свободную инициацию» (Клочко, 1991), «надситуативную активность» (В.А.Петровский, 1996). В жизненном самоосуществлении человек ответственно создает и реализует возможности связывая их с необходимостью.

Э.В.Галажинский предположил, что люди могут различаться уровнем жизнеосуществления. В школе В.Е.Клочко изучались характерологические особенности людей, центрированных на предметном, смысловом и ценностном уровнях самоосуществления. Обнаружено, что для «предметников» характерна некоторая «отстраненность», «обособленность» мира, постоянное решение «задач на смысл». для «смысловиков» - четкая ориентация во времени, пространстве, реалистичность, рассудочность. способность жить «настоящим», для «ценностников» - способность видеть настоящее через призму будущего, сверхнормативность, тяга к творчеству.

И.О. Логиновой (2009) проведен анализ школьных уроков с точки зрения жизненного самоосуществления педагогов. В результате автор выделила пять типов жизненного самоосуществления педагогов: 1) предметный тип. Этот тип наиболее распространен: его частота среди педагогов с разным стажем колеблется от 50 до 70%; 2) предметно-смысловой тип самоосуществления встречается у 20- 30% учителей из всех возрастных групп; 3) смысловой тип жизненного самоосуществления встречается у 5 -10% учителей; 4) и 5) ценностно-смысловой и ценностный типы имеют одинаковую 5%-ю частоту у педагогов независимо от стажа.

Жизненное самоосуществление разных типов сравнивалось И.О.Логиновой по следующим показателям:

- сверхнормативность;

- творческость (креативность);

- толерантность к альтернативным точкам зрения;

- диалогичность;

- способность видеть настоящее через призму прошлого и будущего;

- спонтанность;

- холистическое образное мышление;

- целостное видение ситуации;

- прогностичность.

Все эти показатели неуклонно возрастают от предметного к ценностному уровню самоосуществления, достигая на ценностном уровне своего максимума.

(А потребности не обуславливают превращение возможности в действительность??? – нет, потребности обуславливают превращение необходимости в действительность)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных