Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Физическое воспитание в процессе учебных занятий




Посколь­ку учебные занятия занимают основное время пребывания учащих­ся в школе, они играют важнейшую роль в осуществлении физичес­кого воспитания.

Большое значение в физическом воспитании и развитии школь­ников имеют санитарно-гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Прежде всего в школе должны поддерживаться образцовый порядок и чистота. Влажная уборка классов по правилам должна производиться дважды – перед урока­ми и на большой перемене. Влажной тряпкой ежедневно должна протираться школьная мебель, подоконники, цветы.

Серьезное внимание необходимо обращать на освещение клас­сов. Парты и классная доска должны быть расположены так, чтобы свет на них падал учащимся с левой стороны. Деревья и декоратив­ные кустарники должны высаживаться в 3-4 метрах от окон, чтобы не затемнять классы.

Учителям следует проявлять заботу о притоке свежего воздуха в классные помещения, кабинеты и коридоры. В теплое время заня­тия проводятся, как правило, при открытых окнах или фрамугах (форточках), в зимнее время классы должны хорошо проветривать­ся во время перерывов. Желательно организовать пребывание уча­щихся на свежем воздухе во время перемен, практикуя одновремен­но легкие физические упражнения или подвижные игры. За 3-4 мин до конца перемены игры необходимо прекращать, чтобы дать возможность учащимся успокоиться.

Весьма важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не портилось зрение и не происходило искривления позвоночника. С этой целью необ­ходимо также практиковать 2-3 раза в течение года пересадку уча­щихся, сидящих на правых и левых рядах парт с тем, чтобы изме­нять их положение по отношению к классной доске.

В процессе урочных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы-физкультми­нутки. Они включают в себя легкие физические упражнения, выпол­няемые в течение 1-1,5 мин под руководством учителя. Подобные физкультминутки особенно важно проводить в Начальных и сред­них классах, где учащиеся отличаются повышенной физической и умственной утомляемостью.

Существенным элементом физического воспитания является проведение с учащимися гигиенической гимнастики. Конечно, лучше всего, чтобы учащиеся занимались этой гимнастикой утром дома. В некоторых же школах такая гимнастика организу­ется по классам перед началом учебных занятий под руководст­вом учителей или специально выделенных физоргов из числа уча­щихся.

Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физи­ческая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова посте­пенно снижаться до того уровня, который был в начале занятий. В соответствии с этим наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая:

Вводная часть (3-5 мин). Цель этой части урока заключается в том, чтобы организовать учащихся к занятиям, повысить их внима­ние и создать в классе бодрое настроение. Во вводной части прои­сходит построение и расчет учащихся, сдача рапорта дежурным. Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит лег­кие строевые упражнения, ходьбу, бег и выполнение различных уп­ражнений на внимание.

Следующий этап урока – подготовительная часть (8-15 мин). В этой части урока ставится задача подготовить учащихся к выпол­нению основных упражнений, усиливается всестороннее воздейст­вие на мышцы и связки организма, проводятся упражнения на лов­кость, координацию движений и выработку чувства ритма.

Затем идет основная часть урока (20-30 мин). В этой части заня­тий проводятся основные физические упражнения: бег, прыжки, метание гранаты, ядра, лазание, поднимание тяжестей, игры и т.д. Особое внимание преподавателю следует обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, решительности и умения действо­вать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса уча­щихся к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм.

Последний этап урока – заключительная часть. В это время урока следует привести учащихся в спокойное состояние и под вести итоги занятий. Содержание заключительной части – ходьба, элементы строевой подготовки. На уроках физкультуры де­вочкам следует давать несколько меньшую нагрузку, чем мальчикам, а если есть возможность, то лучше делить класс на две под группы. Естественно, при проведении занятий по физкультуре нужно также учитывать возраст учащихся, не допуская их перегруз­ки и переутомления.

Для физического воспитания широко используются и другие учебные предметы, хотя их роль в этом отношении и носит специфический характер. Много полезных сведений по вопросам физического развития получают учащиеся при изучении биологических предметов, начиная с младших классов. Особенно ценный матери­ал, связанный с гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в организме, они усваивают при изучении анатомии и физиологии человека в IX классе. Задачи учителя состо­ят в том, чтобы изучаемые вопросы о режиме питания, труда и от­дыха человека, о влиянии естественных сил природы на укрепление здоровья школьники не только усваивали, но и учились использо­вать их в своей жизни.

Возможности учебных занятий по таким предметам, как матема­тика, физика, история, литература, и др. в физическом воспитании школьников сводятся главным образом к поддержанию надлежаще­го санитарно-гигиенического режима, о чем уже говорилось выше. Но преподавателям этих предметов не следует упускать случаев, когда речь идет о жизни и деятельности ученых, государственных деятелей и других выдающихся людей, и на их примере показывать роль труда и спорта в укреплении здоровья человека и его всесто­роннем развитии. Например, на уроках истории полезно рассказы­вать о том, что А.В. Суворов от природы был очень болезненным и физически слабым, но, благодаря упорной тренировке и закалива­нию, сумел укрепить свое здоровье и успешно переносил тяготы долгих военных походов.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на фи­зическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективно­го использования всего многообразия средств и методов, содейству­ющих решению этой задачи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных