Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Позднее понятие онтогенеза стали рассматривать шире, включая периоды зрелости, старения и смерти организма.




ЛЕКЦИЯ 1-2

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследования. Онтогенез. Организм как единое целое.

 

Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии

 

Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии – рассечение (препарирование).

Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение. Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития, изучают возрастная анатомия и физиология, являющиеся самостоятельной ветвью биологической науки.

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды. Обе эти дисциплины имеют особую практическую значимость для логопедов, так как чтобы заметить отклонение в работе того или иного органа и возвратить ему прежнюю функцию, надо знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе, обязан точно знать строение того или иного органа, чтобы точно устранять те или иные неполадки. Иметь четкие представления о структурных и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

 

Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов, где встречались попытки обоснования специфического подхода к вопросам гигиены, диететики и патологии детского возраста. В течение многих веков, однако, все изменения, которые возникают в организме с возрастом, сводились лишь к количественным; считали, чтодетский организм – это взрослый в миниатюре. Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма. Данные исследований были обобщены им в монографии «Особенности детского возраста» (1906).

В бывшем СССР насчитывалось около 150 научных учреждений, изучающих вопросы возрастной анатомии и физиологии. Особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г.Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др. В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве, директором которого является академик Безруких М.М. Она руководит коллективом известных физиологов, таких как Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. и др.

Школьная гигиена как наука возникла в 19 веке и занималась изучением вопросов охраны здоровья школьников. Основоположниками школьной гигиены были русские ученые Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П. Доброславин (1842-1889). Ф.Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

В дальнейшем задачи данной отрасли медицинской науки расширились – она стала изучать вопросы охраны, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных групп.

В создании и развитии гигиены детей и подростков значительную роль сыграли многие отечественные ученые: Н.А.Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры, В.В.Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, Л.А.Сыркин продолжил труды Ф.Ф.Эрисмана по состоянию здоровья и физическому развитию детей и подростков Глуховской мануфактуры, П.М.Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С.Е.Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В.И.Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов, Г.П.Сальникова проводила систематическое изучение динамики физического развития школьников. Подобные исследования среди детей и подростков нашего края традиционно проводят и сотрудники нашей кафедры (Л.И.Губарева, Л.В.Лысенко). Губарева Л.И. в течение нескольких лет изучала физическое развитие детей и подростков в школах края по заказу Министерства образования. Результаты этих исследований необходимы для обновления возрастных стандартов по краю.

Развитие возрастной физиологии и гигиены дало существенные практические результаты. Большие успехи достигнуты в области предупреждения различных детских заболеваний, значительно снизилась детская смертность, учебно-воспитательные мероприятия в настоящее время разрабатываются на научной основе, что позволяет сохранять и укреплять здоровье детей.

 

Методы исследования

1. Главным является эксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия. Различают естественный и искусственный (лабораторный) эксперимент. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом.

2. Метод наблюдения. Однако взятый изолированно от методов лабораторного и естественного эксперимента, он не позволяет вскрывать сущность физиологических явлений и процессов в развивающемся организме ребенка. Величайший физиолог и экспериментатор И.П.Павлов писал: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».

3. Метод функциональных нагрузок, активно применяемый в возрастной физиологии, является разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (ортостатическая проба, физические и умственные нагрузки).

В этой связи следует особо отметить использование методов телеметрии, позволяющих с помощью портативных радиотехнических устройств регистрировать ряд физиологических параметров, в том числе сердечной деятельности, на расстоянии. Применение данного метода дает возможность получить ценную физиологическую информацию о функциях организма в естественных условиях: в учебной, трудовой и спортивной деятельности, что позволяет более эффективно использовать данные возрастной физиологии для оптимизации процессов обучения и воспитания.

Для задач возрастной анатомии и физиологии большое значение имеет оценка физического развития детей и подростков, которая проводится с помощью следующих методов:

- 4. Индивидуальный метод (метод продольных срезов) – применяется при систематическом наблюдении за физическим развитием одного и того же ребенка в течение длительного времени, необходимого для индивидуальной оценки его развития. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин;

- 5. Генерализирующий (массовый) метод (метод поперечных срезов) – используется при массовом обследовании физического развития детей и подростков в относительно короткие сроки с целью получения средних показателей физического развития в каждой возрастно-половой группе. Достигается это с помощью статистической обработки полученных результатов. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. В этом случае обследуется не менее 100 человек с учетом возраста, пола, национальности и региона проживания. Стандартные таблицы рекомендуется создавать не реже чем через 10-15 лет.

Основными показателями физического развития являются: соматометрические (масса тела, рост, окружность грудной клетки), соматоскопические (степень жироотложения, состояние костно-мышечной системы, степень полового созревания),

физиометрические (жизненная емкость легких, сила кисти – данные обследования проводят у детей с шестилетнего возраста).

Онтогенез

Введено в биологию Геккелем в 1866 году. С этим понятием Геккель связывал развитие особи, начиная со стадии оплодотворенного яйца и только до стадии завершения процессов рекапитуляции. Онтогенез в этом смысле соответствует времени развития организма, совпадающим с антенатальным периодом у млекопитающих и человека.

Позднее понятие онтогенеза стали рассматривать шире, включая периоды зрелости, старения и смерти организма.

Возрастная физиология - наука, изучающая закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе онтогенеза. Вместе с возрастной биохимией, биофизикой, морфологией и физиологией она получила название возрастной биологии, или биологии онтогенеза. Как самостоятельная ветвь физиологической науки, возрастная физиология сформировалась относительно недавно - во второй половине XX века.

В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности базируются на данных различных научных направлений: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, биофизики, биохимии, экологии и др. Она также является базой, особенно в отношении человека, для развития возрастной патофизиологии и медицины в трех качественно разных ее направлениях: педиатрии, мезоатрии, гериатрии и геронтологии.

В возрастной физиологии с момента ее возникновения выделились два направления, каждое из которых имеет свой предмет изучения, цели и задачи. Они получили названия физиология развития ребенка и геронтология. Физиология развития ребенка исследует особенности жизнедеятельности организма в период от рождения до зрелости. Объектом изучения геронтологии является инволюционный период жизненного цикла (естественного старения).

И наконец, что следует подчеркнуть в связи с особенной важностью этого момента, знание возрастных закономерностей развития чрезвычайно значимо для педагогики и психологии, исходя из того, что оптимальным и эффективным педагогическое воздействие может быть только тогда, когда оно будет соответствовать возрастным особенностям и возможностям детского организма.

С учетом этого следует признать необходимой следующую формулировку основных задач возрастной физиологии:

1. Изучение закономерностей развития функций организма, его функциональных систем в их возрастной динамике на разных этапах онтогенеза.

2. Выявление основных, ведущих факторов, определяющих возрастное развитие организма.

3. Нахождение путей и методов воздействия на онтогенез организма животных и особенно человека с целью оптимального его развития как на ранних, так и на поздних этапах жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных