ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ АНТРОПОИДОВ В 30-40-Е ГОДЫВслед за работами В. Келера в 20–30-е годы появились многочисленные и разноплановые исследования поведения антропоидов, выполненные главным образом зоопсихологами. Подробная сводка этих работ есть в книге Я. Дембовского "Психология обезьян" (1963) и в послесловии к ней, написанном Н.Н. Ладыгиной-Коте, а более краткая – в книге Дж. Гудолл "Шимпанзе в природе: поведение" (1992). В работах Р. Йеркса (Yerkes, 1943), Н.Н. Ладыгиной-Коте (1935; 1959), супругов К. и К. Хейс (К. and С. Hayes, 1951), Г.З. Рогин-ского (1948), Н.Ю. Войтониса (1949) и многих других были исследованы практически все стороны высшей нервной деятельности обезьян, описаны различные формы наглядно-действенного мышления, установлена способность к обобщению и абстрагированию, сделана попытка сопоставить онтогенез поведения антропоидов и человека. Благодаря этим работам стало известно, как шимпанзе воспринимают внешний мир, какова их способность к обобщению и на какие категории они могут подразделять окружающие их предметы. По словам Р. Йеркса (1943), "...результаты экспериментальных исследований подтверждают рабочую гипотезу, согласно которой научение у шимпанзе связано с иными процессами, нежели подкрепление и торможение.... Можно предполагать, что в скором времени эти процессы будут рассматриваться как предшественники символического мышления человека". Поскольку искать элементы мышления представлялось наиболее логичным именно у высокоорганизованных животных, эксперименты проводились главным образом на антропоидах, так что один из более поздних исследователей говорил о господстве "шимпаноцент-ризма" в науке о поведении. Эти работы позволяли уточнить границу между психикой человека и животных, продемонстрировав уже на первых этапах исследований, что между ними нет непроходимой пропасти. Подтверждение и развитие эти представления получили в 70–90-е годы в опытах с обучением антропоидов языкам-посредникам. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|