ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономическое развитие России и первый промышленный подъем в 1893–1900 гг.На рубеже ХIХ–ХХ вв. Россия по-прежнему оставалась аграрно-индустриальной страной, где сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики и во многом определяло внутри- и внешнеэкономическое положение страны. Такая ситуация была связана с тем важным обстоятельством, что даже после отмены крепостного права и аграрной реформы Александра II в России не произошел классический аграрный переворот, и аграрно-крестьянский вопрос оставался острейшей проблемой общественной жизни страны. Вместе с тем, буржуазные реформы 1860–1870-х гг. дали мощный импульс развитию крупной отечественной индустрии, которая стала играть более заметную роль в экономике страны. Особенно возросло ее значение с конца 1880-х гг., когда в России практически полностью завершился промышленный переворот и из мануфактурной стадии генезиса капитализма страна вступила на путь индустриального развития и монополизма. В отечественной исторической науке принята следующая периодизация экономического развития России на рубеже веков: 1893–1899 гг. – первый промышленный подъем; 1900–1903 гг. – экономический кризис; 1904–1909 – промышленная депрессия; 1909–1913 гг. – второй промышленный подъем. В 1893 г. в Российской империи начался мощный промышленный подъем, который продолжался относительно долго, шел достаточно интенсивно и очень плодотворно. По мнению большинства историков (В. Бовыкин, В. Лаверычев, В. Тюкавкин), этот подъем сыграл исключительно важную роль не только в развитии крупного промышленного производства, но и оказал огромное влияние на создание всей отраслевой структуры отечественной индустрии. Одной из главных особенностей этого подъема, определившего основные тенденции и характер экономического роста промышленного производства страны, стало мощное железнодорожное строительство, которое шло за счет колоссальных государственных субсидий. При этом следует особо отметить тот факт, что эта программа, нацеленная на создание новейшей транспортной инфраструктуры страны, являлась важнейшим приоритетом государственной внутренней политики, которая: а) абсолютно верно учитывала огромное значение железных дорог для развития всей экономики страны и ее плавного вхождения в мировую систему разделения труда; б) опиралась на вполне оправданные представления об огромном геополитическом значении всего азиатско-тихоокеанского региона, где у России были важнейшие национальные и стратегические интересы. Гигантское железнодорожное строительство создавало огромный, а самое главное устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другое промышленное сырье и материалы, что самым позитивным образом сказывалось на развитии всего промышленного производства, и особенно его базовых отраслей. Достаточно сказать, что в этот период объемы производства отраслей, производящих средства производства, выросли более чем в два раза. И хотя группа отраслей производства средств потребления (пищевая, легкая и текстильная промышленность) продолжала занимать господствующее положение в структуре промышленного производства, составляя около 60% от общих объемов производимой промышленной продукции, этот разрыв неуклонно сокращался в пользу металлургической, угольной, нефтяной, химической и других базовых отраслей промышленности. Таким образом, к 1900 г., когда в стране возник первый крупный кризис перепроизводства ,соотношение между отраслями группы «А»(производство средств производства) и отраслями группы «Б»(производство средств потребления) существенно изменилось в пользу базовых отраслей, что стало самым ярким доказательством вступления России в индустриальную фазу развития капитализма. Об этой устойчивой тенденции экономического развития страны не менее убедительно говорил и тот факт, что, по оценкам историков (В. Бовыкин, А. Корелин), 40% всех промышленных предприятий, существовавших в России к началу ХХ в., были созданы именно в годы первого промышленного подъема. Особенно бурными темпами в этот период развивалась металлургическая и добывающие отрасли промышленного производства, в частности выплавка чугуна, угледобывающая и нефтедобывающая промышленности, где рост производства вырос в 2,5–3 раза. Благодаря столь существенному росту этих базовых отраслей, по основным показателям развития промышленного производства Россия не только сравнялась с Францией и вошла в ведущую пятерку промышленно-развитых стран мира, но и вышла на третье место в мире по выплавке чугуна и на первое место – по добыче нефти. При этом, по темпам промышленного производства Россия не знала себе равных: ежегодный прирост ее промышленной продукции составлял более 9%, а общая доля Российской империи в мировом промышленном производстве возросла почти в два раза и составила более 7%. ИТОГИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|