ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выразительность цветаНаиболее яркое, живое описание основных цветов можно встретить у И. Гёте, в его трудах, посвящённых цвету. Это слова поэта, который знал, как выразить то, что видят его глаза. Гёте утверждал, что все цвета находятся между полюсами: жёлтого (наиболее близкого дневному свету) и синего (наибольшего оттенка темноты). Положительные или активные цвета – жёлтый, оранжевый, красный – создают активное оживлённое настроение. Синий, красно-синий, фиолетовый – отрицательные пассивные цвета – настроение тоскливое, безмятежное, мягкое, спокойное. Красный, по мнению Гёте, эмоциональный, волнующий, стимулирующий цвет. Это цвет королевской власти, он объединяет все цвета. В чисто красном – благородство, он создаёт впечатление как серьёзности и достоинства, так и прелести и грации. Жёлтый – спокойный, безмятежный, весёлый, очаровывающий. По определению Гёте, жёлтый цвет обладает лёгкостью, производит тёплое впечатление и вызывает благодушное настроение. Гёте считал, что жёлтый цвет можно использовать для выражения стыда и презрения. А, по мнению русского живописца В. Кандинского, жёлтый цвет никогда не несёт в себе глубокого значения. Жёлтый у него способен выразить насилие, бред умалишённого, а ярко-жёлтый ассоциируется со звуком горна. Оранжевый у Гёте даёт глазам чувство теплоты и наслаждения. Ярко-оранжевый рвётся к органам зрения, производит шок. А у Кандинского – олицетворяет силу, энергию, честолюбие, триумф. Синий – холодный, пустой, но выражающий спокойствие. Гётевский синий всегда приносит что-то тёмное, синяя поверхность как будто уплывает от нас вдаль. Тёмно-синий – погружение в глубокое раздумье обо всех вещах, не имеющих конца. Голубой цвет создаёт спокойствие, а фиолетовый вызывает беспокойство, нетерпенье и даже бессилие. Зелёный цвет – удачно сбалансированный – показывает устойчивость, свойственную чистым цветам, даёт реальное удовлетворение, совершенную тишину и неподвижность. Гармония цвета Бог сотворил всё мерою и числом – всё в мире должно быть гармонично. Термин «гармония» как эстетическая категория возник в Древней Греции. Проблемы гармонии всегда волновали людей – со времён Платона, Аристотеля, Теофраста до сегодняшних дней. Эта категория теснейшим образом связана с такими понятиями, как связанность, единство противоположностей, мера и пропорциональность, равновесие, созвучие, соответствие человеку. Кроме того, гармоническое – это обязательно возвышенное и прекрасное. В понятии гармонии возможно выделить такие её частные подразделения, как гармония звуков, форм, цветов. Термином «цветовая гармония» часто определяют приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее согласованность их между собой, порядок в них, соразмерность и пропорциональность. Цветовые пятна на поверхности взаимосвязаны. Каждый отдельный цвет уравновешивает или выявляет другой, а два вместе влияют на третий. Иногда изменение даже одного цвета в композиции разрушает её. Теория цветовой гармонии не может быть сведена к тому, какой цвет с каким гармонирует, она требует ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение цвета создаёт пестроту. Попытки построить нормативную теорию цветовой гармонии предпринимались на протяжении всего XIX века и позже. Для создания классической цветовой гармонии необходимо выполнять некоторые правила подбора цветов: в гармонии должны быть заметны первоначальные элементы многообразия, т.е. присутствовать красный, желтый и синий цвета; многообразие тонов должно быть достигнуто через разнообразие светлого и тёмного; тона должны быть в равновесии, ни один не должен выделяться – это и есть цветовой ритм; в больших цветовых композициях цвета должны по порядку следовать один за другим так, как в спектре или радуге (мелодия единства); чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех местах, которые хочется выделить. Это, конечно, весьма формальный подход к гармонии, но он имеет право на существование. Общие правила при создании цветовой гармонии заключаются в следующем: выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся; выбрать последовательность тёплой и холодной гаммы цветов; сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе. Фактор, определяющий качество цветовой гармонии, – соотношение цветовых пятен по занимаемой площади. Существуют пропорциональные соотношения площадей пятен, необходимые для достижения целостности и единства впечатлений при одинаковой насыщенности и светлоте. В случае же контраста по светлоте этот закон приобретает ещё большую силу. Так, например, чтобы уравновесить большое светлое пятно, достаточно взять в несколько раз меньшее по площади, но насыщенное, яркое пятно, контрастное по цвету и светлоте. Интересным моментом является и цветной фон, на котором можно создать композицию, например, небольшой гармоничный рисунок может потеряться на неподходящем ему поле. Небезразлично и в какой последовательности будут располагаться цветовые пятна. Неуравновешенность или однообразие в ритме тоже может привести к отрицательному эффекту (пуговицы или украшения на одежде). Не стоит забывать, что существует взаимодействие между очертаниями пятна, его формой и цветом. Часто форма подчиняется цвету и наоборот: «острые» цвета сильнее по действию в треугольниках (жёлтый цвет прекрасно смотрится в геометрических формах). А склонные к сильному воздействию красный и синий цвета очень подходят для округлых форм. Если взять квадраты, круги и треугольники и окрасить их в разные цвета, то можно заметить, как форма и цвет взаимодействуют друг с другом. Круг может приобретать углы и грани, а квадрат наоборот, терять углы и приобретать вогнутость сторон. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|