Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Звучит сирена и слышны звуки авианалета

Слайд 2

Война затронула самое святое, что есть на Земле, то, что нужно беречь и хранить - детей. Есть поговорка: "На войне детей не бывает". Действительно, те, чье детство выпало на военные годы, вынуждены были расстаться с ним.

Сегодня многие ветераны Великой Отечественной войны - это и есть те дети, которые пережили ее… Со слезами на глазах они вспоминают своё военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты жизни уже стираются из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут.

 

Слайд 3

Из воспоминаний Сарычевой Людмилы Владимировны, жительницы Адлера:

«25 июля 1942 года началась битва за Кавказ. Одним из направлений врага было Краснодар - Новороссийск и далее вдоль Черноморского побережья на Сухуми и Батуми.

В детской памяти запечатлелись отдельные моменты из жизни Адлера военной поры…

Жили мы на втором этаже шестиквартирного дома рядом с военкоматом, разместившимся в одноэтажном Кирпичном здании…

Перед военкоматом прямо на проезжей части дороги по улице Красной (ныне Кирова) формировались отряды призывников и добровольцев. К ним из ворот военкомата выезжал на серой в яблоках кобыле Авроре военком и напутствовал их. От военкомата отряды с песнями шли пешком на железнодорожную станцию, откуда их в поездах отправляли на фронт. Когда были бои под Туапсе, то бойцы-новобранцы попадали с поезда прямо в бой…».

 

Слайд 4

В городе Сочи не выпускали орудий, не строили подводных лодок, не делали снарядов. И, несмотря на это, он сделал огромный вклад в нашу победу, пожалуй, не меньший по значению, чем любой промышленный город, работавший на войну. Те вводили в строй машины, орудия, необходимые для победы, Сочи вводил в строй людей. Город-курорт в дни войны был превращен в город-госпиталь. И в кратчайшие сроки.

 

Слайд 5

В годы войны, действительно, главную роль Сочи сыграл как крупнейшая госпитальная база Северного Кавказа и одна из крупнейших баз Советского Союза, через здравницы которой прошли за 1941-1945 гг. свыше 335 000 раненых и больных воинов. Проблеме лечения фронтовиков была подчинена вся жизнь города в эти годы. Промышленные предприятия, школы, всё население Сочи помогали госпиталям, медикам в уходе за ранеными, в обеспечении госпиталей всем необходимым.

 

Слайд 6

В годы войны сочинцы не жалея сил работали на предприятиях города, а после основной работы помогали в госпиталях. Очень тяжело было женщинам потому, что кроме работы нужно было ещё воспитывать детей. Нужно было чем-то их кормить, а с продовольствием было очень трудно, так, что приходилось голодать.

 

Слайд 7

Из воспоминаний Эдуарда Платущихина: «Мы, малые дети, наравне со взрослыми днями и ночами, в любую погоду толкались в длинных очередях за хлебом, в котором было единственное наше спасение... Здесь в далёком прошлом, возле хлебного магазина, что стоял на углу улиц Советская-Орджоникидзе, и проходило, в общем-то, наше детство: целыми днями шумные игры, суета, гомон, беготня, споры, ссоры... И вдруг: «Хлеб! Хлеб!» Этот сигнал был даже магичней, чем «Воздушная тревога!»... На вид привлекательный, аппетитный, с коричневой, поджаристой корочкой, он отвратительно отдавал то ли дёгтем, то ли керосином, так как выпекался на дельфиньем жире. По нынешним временам всяк посчитал бы его не совсем съедобным. Но тогда он казался вкусней, дороже, желанней нынешнего».

 

Слайд 8

С началом войны изменился внешний облик курорта. Уже в июне-июле 1941г. была проведена маскировка многих важных объектов жизнеобеспечения, введена светомаскировка всех зданий. За соблюдением светомаскировки в годы войны в вечернее и ночное время наблюдали бойцы истребительного батальона, военных патрулей, милиционеры. При нарушении её виновные наказывались.

 

Слайд 9

В 1942-1943 годах, когда фронт вплотную приблизился к Сочи, сам город и многие населённые пункты побережья подвергались бомбардировке фашистской авиацией, а причалы, порты, прибрежные постройки – торпедированию немецкими военными кораблями и подводными лодками. По неполным данным, только на Сочи и Хосту за годы войны было сброшено 308 авиабомб, что привело к многочисленным разрушениям и человеческим жертвам.

Особенно частым бомбардировкам подвергались железнодорожные объекты и морской порт.

 

Слайд 10

18 августа 1942 года подвергся бомбардировке Госбанк. Сохранились воспоминания бывшего главврача 2-й городской больницы Е.Ф. Богдель об этом налёте: "Мне запомнился налёт вражеской авиации на территорию около Госбанка. Когда эвакуировался Краснодарский край (в 1942 году почти весь Краснодарский край был захвачен фашистами и в Сочи были переведены все краевые организации, в том числе и крайком ВКП (б) и крайисполком – С.А.), машины и подводы с деньгами были направлены в сочинский Госбанк и скопились на окружающей территории. Внезапно налетевший со стороны моря фашистский самолёт прицельно, с малой высоты, сбросил на это скопление людей и повозок три бомбы. Я была поблизости, были убитые, много раненых… и я поторопилась в больницу. Их (раненых) было 32 человека… Я приехала в больницу… все врачи и медсёстры стояли у операционных и перевязочных столов. Всем раненым была оказана быстрая и квалифицированная помощь. В короткий срок все были размещены по палатам".

 

Звучит сирена и слышны звуки авианалета

Слайд 11

Из воспоминаний Сарычевой Людмилы Владимировны, жительницы Адлера:

«Когда население предупреждали о воздушной тревоге специальной сиреной, то все двенадцать семей собирались во дворе, и каждая из них спускалась под землю в свою землянку…

Леденящий душу звук сирены, обозначавшей «воздушную тревогу», мне уже был знаком, но откуда он брался, я не знала. И вот однажды, сидя на балконе, я увидела, что из военкомата солдат вынес станок, очень похожий на те, с какими ходили точильщики ножей и топоров. Только те крутили колесо, нажимая ногой на педаль. а этот солдат стал крутить рукой ручку у станка. Сначала медленно, а потом все быстрей и быстрей. И вдруг с нарастающей силой полился тот самый леденящий душу звук сирены. Как будто задрожал и застонал сам воздух. У меня в груди образовался холодок. По спине, рукам и ногам «побежали мурашки». Мне вдруг стало страшно, и я убежала с балкона. И как видно вовремя. Мама схватила меня за руку и потащила бегом в землянку.

Помню, как мы - детвора бегали на берег моря наблюдать воздушные бои над Адлером. На улицах наблюдать было не интересно, так как самолеты не было видно за деревьями и домами, а с берега моря все небо над Адлером было, как на ладошке, и мы очень переживали, да немецкие самолеты преследовали наших. Но когда наши гонялись за немецкими, то мы, что было силы, кричали: «Давай, давай, давай быстрей, еще немножко...» - надеясь, тем самым помогали нашим летчикам догнать и сбить вражеский самолет…».

 

Слайд 12

Несмотря на военное положение в городе работали школы, которые пересмотрели всю свою работу и приспособили её к новым условиям.

Уход отцов на фронт, а матерей на производство, поставил многих школьников в суровые условия, поэтому им пришлось взять все обязанности домашнего хозяйства и ухода за детьми на себя. В связи с этим дети совершенно не имели возможности уделять достаточно времени для подготовки домашних уроков. Это поставило перед учителями задачу пересмотра методики уроков, дачи и проверки домашних заданий.

Важнейшими факторами, первого учебного года войны, был решительный поворот школ г. Сочи лицом к жизни, к практике. Война потребовала от школ вооружения учащихся практическими навыками, которые скорейшим и наилучшим образом подготовили бы молодое поколение к участию в общем труде и обороне родной страны.

 

Слайд 13

В 1943-1944 г. Совет народных комиссаров СССР вынес постановление №789 от 16 июля 1943 «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в начальной и средней школе».

Учитывалось то, что совместное обучение мальчиков и девочек в среднее школе создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися. Это основывалось на том, что при совместном обучении физического развития мальчиков и девочек, по подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и требуемой дисциплине был нужен разный подход. Но, из-за того, что не все школы имели возможность раздельно обучать учащихся, только три из них (школы №1, №2, №8) перешли на раздельное обучение.

 

Слайд 14

Учёба в школах проходила в очень трудных условиях: учебников - 1-2 на весь класс, не хватало тетрадей, дети писали на всевозможных ненужных бланках, на серой обёрточной бумаге, на старых газетах и журналах. Чернила делали сами из химических карандашей, краски, корней и коры растений.

Большую помощь школам в создании наиболее благоприятных условий для обеспечения учащихся оказывали родительские комитеты школ, которые создавали путём организации платных концертов и других мероприятий, фонды обучающимся, а так же они оказывали значительную материальную помощь нуждающимся школьникам, в первую очередь сиротам, потерявших родителей во время Отечественной войны. В некоторых школы, сиротам раздавались бесплатно учебники и тетради.

Рассказывает Анна Федоровна Фёдорова, жительница г.Сочи:

"Я училась в общеобразовательной школе № 8 на улице Воровского, сейчас в этом здании расположен музей истории порода Сочи. Два учебника было только у преподавателя. На класс. Учебников не хватало тогда, поставлять их было неоткуда. И вот записывали условия, и все решали. Не дай Бог, кто-то кому-то подскажет, кто-то у кого-то спишет! Писали на газетах, писали в книгах между строчек, потому что не было бумаги".

 

Слайд 15

Все школы города шефствовали над госпиталями. Школьники выступали перед ранеными с концертами художественной самодеятельности, собирали для гостей самшитовый мох для набивки матрацев, собирали в лесу лекарственные растения, дикие фрукты, собирали деньги и покупали на них подарки раненым.

Организованные две бригады из школьников Адлера и детей сотрудников консервного комбината собирали фрукты в прибрежных колхозах, лесах. Всего школьниками в 1943 г. было заготовлено для комбината только алычи 26,9 тонны.

 

Слайд 16

Рассказывает А.Ф. Фёдорова:

"После уроков мы с одноклассниками, тогда совсем маленькие девочки и мальчики, ученики начальной школы, бежали в санаторий «Кавказская Ривьера» помогать медицинскому персоналу ухаживать за ранеными.

Что мы делали? В первую очередь помогали санитаркам и медсестрам покормить раненых, это мы в состоянии были сделать. Перевязочного материала не хватало, не было. Рвали простыни, использовали все, что возможно. Люди приносили ткань, а мы разрезали, стирали, сворачивали, чтобы удобно было делать перевязку. И так мы работали по три, по четыре часа.

Везде и всюду в "Кавказской Ривьере" лежали раненые. Какие раненые! Без ног, без рук, обожжённые. Понимаете, это надо видеть, так просто не передашь!

Был в госпитале 19-летний парень - танкист, горевший в танке. Весь перебинтованный и только расщелина рта видна. Трубочку вставляли туда и через эту трубочку кормили. Он умер. Через четыре дня. Но мы все навещали его, читали ему...

Вот почему я говорю, что вся война прошла у нас на глазах. Пайки в Сочи были, по карточкам всё выдавалось, особенно хлеб: по 150 граммов на детей, по 200 граммов на взрослых рабочих. А мы из дому пытались принести какую-то конфетку или кусочек сахара раненым, делали им гостинцы. Вот такая совесть у нас была: сами не могли это съесть, при­носили в госпиталь, старались отдать раненым".

 

Слайд 17

Из истории Сочи.

В госпиталях промывали раны 15%-ым отваром листьев эвкалипта. Когда не хватало перевязочного материала, использовали мох сфагнум - он хорошо заживляет раны. Высушенный мох с самшита стоит наравне по своей гигроскопичности с лигнином, являвшимся на тот момент лучшим перевязочным материалом. В лечебной практике госпиталей широко применялись растворы из листьев эвкалипта для промывки ран. А на замену специальному клею для перевязок, которого постоянно не хватало, брали смолу с плодовых деревьев.

Собирали полевой хвощ, чтобы приготовить из него лечебный отвар, это природное лечебное средство буквально на глазах поднимало раненых. Сок алоэ и отвар шиповника тоже служили лекарством в сочинских госпиталях. В парках при санаториях высаживали медвежий лук (черемшу), щавель, крапиву, одуванчик съедобный.

Варили в соленом кипятке молодую хвою сосен и гималайского кедра - получалось снадобье от цинги и авитаминоза.

 

Слайд 18

Александра Романова, в те годы главный терапевт сначала сортировочного госпиталя № 2135, а затем Сочинского горздравотдела, вспоминала: «С резко выраженными авитаминозами я впервые столкнулась, когда стали поступать раненые с плацдарма на Малой Земле. Скрюченные, малоподвижные конечности, кровоподтеки непонятного происхождения сначала поставили врачей в тупик, но углубленные исследования показали, что все дело в недостатке витамина C». К сбору хвои подключили школьников. А начальник городской аптеки А.С. Архангельский даже изобрел специальную хвоерезку.

Также от цинги спасали пихта и мандариновые деревья. Для ускорения заживления ран в Сочи был создан специальный аппарат, в котором сжигали хвою и окуривали её дымом раны. При сжигании хвоя выделяет фитонциды, которые являются целебными частицами смолы. Были нередки случаи, когда для обработки ран не хватало медицинского спирта. Наши медики и здесь спасали положение, заменяя его абхазской чачей, или, попросту говоря, самодельной водкой.

 

Слайд 19

В 1942 г. сочинский горздравотдел и городская аптека № 74 издали “Памятку пионеру и школьнику при сборе лекарственных растений”, разработанную учеными Сочинской сельскохозяйственной опытной станции (ныне ВНИИ цветоводства и горного садоводства). В этой памятке перечислялись правила сбора, сушки, хранения и сдачи лекарственных растений, давалось описание лекарственных трав, произрастающих в окрестностях Сочи.

В памятке говорилось: “Собирая лекарственные растения, ты помогаешь любимой Красной Армии громить ненавистных фашистских захватчиков, спасаешь жизнь многим героическим защитникам Родины. Каждый килограмм сданного тобой лекарственного сырья не менее важен для страны, чем пушки и снаряды, изготовленные на заводе.

Будь в первых рядах по сбору лекарственных растений. Привлекай своих товарищей и подруг к этому делу. Помни, что сбор лекарственных растений является твоей работой на оборону нашей Родины”.

 

Слайд 20

В годы войны школьники целыми классами уходили в лес — собирали травы, плоды, шиповник, богатый витамином С, и сдавали сырье в городские или госпитальные аптеки.

В городской газете за 1943 г. имеется такая заметка: “Внимательно слушали мы, пионеры форпоста № 2, учительницу Марию Адамовну Акулову. Беседа о витаминах, которую она проводила, заинтересовала всех ребят. Узнав, что много ценного витамина С содержит зеленая хвоя сосны, кедра и ели, мы сразу же приступили к сбору хвои и собрали 26 килограммов ее. Так как витамин С нужен для госпиталей, мы решили в короткое время собрать еще 100 килограммов хвои”.

 

Слайд 21

В тисо-самшитовой роще, реликтовом памятнике природы, которая и сейчас существует в окрестностях Сочи, группы школьников из разных школ бывали очень часто. Они собирали мох для набивки матрацев. Только за 1943 г. учащимися города было набито собранным мхом 900 матрацев для госпиталей. В 1943 г. школьники собрали и передали госпиталям 199 килограммов шиповника.

 

Слайд 22

По сочинским школам насчитывалось 2880 пионеров. Они принимали активное участие в сборе металлолома, лекарственных и целебных растений, оказывали большое внимание к помощи фронту.

Наряду с пионерами, в сочинских школах были ещё и тимуровцы (451 чел.), которые брали на себя все домашние обязанности: кололи дрова, отводили и забирали из детских садов детей, ходили за покупками, делали конверты, ухаживали за раненными бойцами и снабжали их бумагами.

Помощь фронту поступала от всех поколений сочинцев. В детских садах были организованы встречи младшего поколения с бойцами. Они устраивали концерты, посещали больных бойцов, дарили подарки. 22 июля 1942 г. была устроена выставка детских работ, которая очень порадовала бойцов, и придала им стимул для защиты Родины.

 

Слайд 23

В 1942-1943 учебном году учащиеся города дали в госпиталях 54 концерта художественной самодеятельности, передали раненым свыше 300 подарков, собрали и сдали в здравницы 300 предметов аптечной посуды, 139 кг шиповника, 46 кг черемши, 1963 предмета столовой посуды, собрали много самшитового мха для набивки матрацев.

Наиболее активно в годы войны проводили шефскую работу в госпиталях учащиеся школы № 8, находившейся в самом центре города. Учащиеся этой школы были инициаторами проведения такого мероприятия, которое в те годы после них проводились всеми школами, как празднование Нового года в госпитале.

Новогоднюю елку 1943 г. они провели в подшефном госпитале № 2117. Школьники заранее подготовились к этому празднику. Они закупили подарки воинам: орехи, чернослив, мандарины, яблоки, бумагу, конверты, карандаши. Сшили кисеты, платочки. Подготовили новогодние приветствия. Ребята купили небольшие елочки и собрали елочные украшения. А 31 декабря они для установления елок разделились на две группы: младшую (1—7 классы) и старшую (8—10 классы) и под руководством классных руководителей и пионервожатых установили и украсили елочки в палатах у раненых. Учащиеся старших классов установили и украсили одну большую елку в столовой госпиталя. И 1 января 1943 г. школьники выступили перед ранеными с новогодними приветствиями, концертом художественной самодеятельности, раздали раненым подарки. Всего в этот праздник учащимися было обслужено 30 палат и было в госпитале установлено 11 елок.

 

Слайд 24

Шефская помощь школьников госпиталям позволяла решать многочисленные проблемы - обеспечение витаминами, лекарственным сырьём, инвентарём и т.д., и принесла свои огромные плоды в виде десятков спасённых жизней воинов.

 

Слайд 25

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1980 года за большую и самоотверженную работу трудящихся города по лечению и восстановлению здоровья воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Сочи был награждён орденом Отечественной войны I степени.

 

Список литературы:

 

Артюхов С.А. «Сочи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» - Краснодар: Издательский дом «Юг», 2000г.

Ермаков Б.А., Леонов В.А. Сочи - курорт. - Краснодар, 1987.

Князева Л.З. Донорское движение. // Сочи: страницы прошлого и настоящего: Иллюстрированный сборник статей. - Сочи, 2003.

Платущихин Э.А. Сочи. Глав. Почта. До востребования. - М., 2000.

Сарычева Л.В. Будем знакомы. Рассказы. – Сочи: Изд-во «Стерх», 2004.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. | Изменение стратегических векторов


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных