Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы и средства выражения грамматических значений

Слово и форма слова

Упр. 1. Охарактеризуйте приведенные ниже пары слов в соответствии как: а) формы одного слова; б) разные слова, образованные от одного корня; в) разные слова, образованные от омонимичных корней:

Бант – бантик, дорогой – дороже (прил.), серебро – серебряный, брать – бравший, синий – синева, холодный – холодно (прил.), носить – переносица, мудрый – премудрый, бросить – брошу, петь – пение, яблоко – яблочко, морозить – мороженое, сделать – сделав, свежий – свежо (нар.), приедет – еда, прыгать – прыгнуть, одеть – одеться, читающий – читавший, прибыль – сверхприбыль.

 

Упр. 2. Определите, в каких рядах представлены родственные слова, а в каких – формы одного и того же слова:

 

1) Лист, листик, листок, листочек, листва, листья.

2) Розовый (фламинго), розовое (облако), розовые (обои).

3) Лететь, летный, летчик, летать, летательный.

4) Слышать, слышал, слышащий, слышавший, слышимый, слышанный, слыша.

5) Воспитанный, воспитанник, воспитанница, воспитывать.

6) Бросить, бросил, брось, бросивший, брошенный, бросив.

 

Способы и средства выражения грамматических значений

Упр. 3. Для каждого слова определите грамматический способ, затем средство выражения грамматического значения и сформулируйте его (ГЗ):

(а) Стол – стола – столу; кот – коты; избегал – избежал; день сменяет ночь – ночь сменяет день; белый – белее – белейший; синий – синий-синий; хорошо – лучше; разрЕзать – разрезАть; Иглы – иглЫ; иду – шёл; окно – окна; говорю – говоришь – говорит; прилежнейший – самый прилежный; напишу – буду писать; поехать – поехал бы.

(б) Веслом, к дереву, листья, котята, будет учиться, играют, высокие, давайте дружить, драповые пальто, говорит, самый добрый, добрее, добрейший, слышал, слышать, их, через дорогу, более решительный, девочкам, лучше, плативший, люди.

Упр. 4. Установите, в каких случаях от выделенного слова образованы его формы, а в каких – новые слова:

 

1) Ребенок, дети, ребячий, ребячливый, ребячиться, детский, детей;

2) Синий, синее, синенький, синева, синий-пресиний, синего;

3) Один, одного, одна-одинешенька, единственный, одна;

4) Хороший, лучше, лучший, улучшить, улучшение, хорошеть, хорошее, хорошенькая.

Упр. 5. Образуйте формы слов и новые слова от основ данных слов:

 

  Формы слова Новые слова
книга    
добрый    
тысяча    
греть    
круг    
чужой    
три    
жить    
ку-ку    

Упр. 6. Сколько слов представлено в каждом ряду?

 

1) Ноша, носить, нос, ношу, нести, носишь, несу, носят, несешь, носился, носившийся, ношенный, несший;

2) Ведешь, води, ведется, ведущий, водишь, ведущийся, везешь, водивший, ведомый, вожу, ведите.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Афганская хронология | Права и обязанности студентов в период прохождения практики


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных