Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Спасение и оказание первой доврачебной помощи.




Каждый преподаватель и учащийся должен уметь оказывать помощь тонущему или выбившемуся из сил человеку на воде. Для этого необходимо изучить способы подплывания, освобождения от захвата, транспортировки и оказания первой помощи.

Подплывание к тонущему. Приблизившись к тонущему или обессилевшему пловцу, необходимо быстро оценить ситуацию. Если он в состоянии контролировать свое поведение, то его нужно ободрить и успокоить. Затем, поддерживая тонущего сзади так, чтобы его лицо находилось над поверхностью воды, дать ему возможность отдышаться и успокоиться. После этого применить один из изложенных ниже способов транспортировки.

В том случае, когда тонущий не способен контролировать свои поступки, следует подплыть к нему сзади, а если это не представляется возможным, то нырнуть и, взяв тонущего за голени, развернуть его (рис. 1) вынырнуть за его спиной и начать транспортировку.

Освобождение от захватов. Часто под влиянием страха, паники, не отдавая себе отчета, тонущий инстинктивно хватается за своего спасателя. Эти захваты не только мешают спасателю, но и могут привести к гибели обоих пловцов в том случае, если спасающий не умеет от них освобождаться.

Оказывающему помощь следует помнить, что тонущий старается удержаться на поверхности воды, поэтому достаточно, сделав глубокий вдох, начать погружаться под воду, чтобы тот сам отпустил спасателя. После этого необходимо развернуть тонущего спиной к себе, подтолкнуть его вверх и начать транспортировку. Бывает ситуации, когда необходимо применять основные приемы освобождения от захвата.

При захвате за руку спереди надо сделать резкое движение руками в сторону больших пальцев тонущего (рис.2).

Рис.1 Рис.2

 

При захвате за обе руки сзади — сделать вдох, сгруппироваться, вытянуть руки и погрузиться в воду с головой. Затем упереться подошвами ног в грудь тонущего. Сильно, но мягко оттолкнуться ногами и, уходя вниз, отталкивать тонущего назад—вверх.

При захвате за одну руку - упереться ногой в грудь тонущего и оттолкнуть его (рис. 3).

 
 

При захвате за туловище поверх рук спереди и сзади спасатель погружается вниз, резко разводя руки в стороны—вверх.

 

Рис. 3

При захвате за туловище под рукой спереди — опираясь руками о подбородок тонущего, оттолкнуть его.

При захвате за туловище под руками сзади — взяться за большие пальцы рук тонущего и развести руки в стороны.

При захвате за шею спереди прижать подбородок к груди, упереться руками в локти тонущего и погружаться вниз, отталкивая его руки вверх. Или, опираясь ладонью в подбородок тонущего, оттолкнуть его, придерживая другой рукой за талию. В случае необходимости упереться коленом ноги в его живот (рис. 4).

 

Рис. 4

 

При захвате за шею сзади -взяться за большие пальцы рук тонущего и развести руки в стороны. Или взяться одной рукой за локоть, а другой за предплечье той же руки. Погружаясь вниз, резким движением сдвинуть локоть тонущего вверх, а его предплечье - вниз (рис. 5).

 

 
 

Рис. 5

 

 
 

При захвате ноги - взяться двумя руками за голову тону­щего и мягко, поворачивая его в сторону, освободиться от захвата (рис. 6).

 

Рис. 6

Способы транспортировки. Если тонущий или обессилевший пловец может контролировать свое поведение, транспортировать его легче, плывя брассом. Пострадавший в этом случае лежит на воде сзади спасателя и, положив кисти выпрямленных и расслабленных рук ему на плечи, старается сохранить горизонтальное положение тела при помощи движения ног.

Другой способ. Транспортируемый лежит на спине. Спасающий, работая ногами брассом на спине, поддерживает его двумя руками под мышки или за подбородок (рис. 7).

 

 

Рис.7

 

Если тонущий не может контролировать свое поведение и своими действиями мешает спасающему, то для его транспортировки применяется так называемый морской захват. Для этого подсунуть руку под мышку одной руки тонущего спереди и захватить локоть его другой руки за спиной (рис. 8). При транспортировке спасающий плывет на боку, а тонущий лежит на спине (рис. 9).

 
 

Рис. 8 Рис. 9

 

 

 
 

Еще один способ. Повернув транспортируемого на спину и повернувшись на бок, спасатель просовывает свою верхнюю руку под руку ближайшей руки тонущего сзади, берет его за подбородок и плывет на боку, работая ногами и другой рукой (рис. 10).

 

Рис. 10

Если потерпевший находится в бессознательном состоянии, то спасатель, плывя на боку, тянет его к берегу за волосы или за воротник одежды так, чтобы его рот и нос находились над поверхностью воды.

Оказание первой помощи. После извлечения пострадавшего из воды ему следует оказать медицинскую помощь. Если пострадавший находится без сознания, то до прибытия врача или при его отсутствии помощь оказывается в следующем порядке.

Сначала удаляют воду из легких и дыхательных путей, а затем, в случае необходимости немедленно начинают делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Для удаления воды из легких необходимо положить пострадавшего грудной клеткой на свое бедро. Поддерживая одной рукой голову пострадавшего, другой ритмично, один раз в секунду, нажимают ему на спину между лопатками (рис. 11).

 

 

Рис. 11

 

Таким образом через 20—30 с дыхательные пути освобождаются от воды. После этого следует разместить пострадавшего спиной на твердой поверхности, положив ему под лопатки валик и максимально запрокинуть его голову назад, чтобы язык не закрывал вход в гортань. От крыв пострадавшему рот, круговым движением пальцев удалить слизь изо рта. Сделав это, следует начинать искусственное дыхание методом «рот в рот» (можно через марлю или платок). Фиксируя голову пострадавшего рукой, сделать глубокий вдох и с силой равномерно вдувать воздух в легкие (рис 12) до тех пор, пока грудная клетка пострадавшего не начнет подниматься. Нос пострадавшего во время вдувания закрывают щекой или пальцами.

 

 

 

Рис. 12

 

Выдох осуществляется пассивно, но можно активизировать его надавливанием на грудную клетку. В минуту производится 16—18 вдохов.

При ослаблении сердечной деятельности рекомендуется проводить непрямой массаж сердца. Для этого необходимо нащупать нижний конец грудины пострадавшего, на два пальца выше этого места положить нижнюю часть ладони одной руки, а сверху — ладонь другой руки под прямым углом. Делать ритмичные, резкие (но не слишком сильные!) надавливания, не сгибая рук в локтях и помогая себе тяжестью туловища. После четырех-пяти надавливаний на грудину производится одно вдувание воздуха в рот пострадавшего. В минуту следует делать около 60 надавливаний на грудину. Удобнее всего делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца вдвоем (рис. 13). При наличии индивидуальных средств спасения искусственное дыхание «рот в рот» рекомендуется проводить, еще находясь в воде. Следует помнить, что чем раньше начато искусственное дыхание, тем больше шансов спасти жизнь пострадавшего.

Обязательным условием проведения массажа сердца является постоянный контроль за его эффективностью.

Рис. 13. Закрытый массаж сердца

а — точка приложения рук; б техника массажа

 

 

Критериями эффективности массажа следует считать:

1) изменение цвета кожных покровов; они становятся менее бледными, серыми, цианотичными;

2) сужение зрачков, если они были расширены, с появлением реакции зрачков насвет;

3) появление пульсовоготолчка на сонной и бедренной артериях, а иногда и на лучевой артерии;

4) определение артериального кровяного давления на уровне 60—70 мм рт. ст. при измерении на плече;

5) иногда появление самостоятельных дыхательных движений.

При наличии признаков восстановления кровообращения, но при отсутствии тенденции к сохранению самостоятельной сердечной деятельности массаж сердца проводят либо до достижения необходи­мого эффекта (восстановление эффективного кровотока), либо до стойкого исчезно­вения признаков жизни с развитием симптомов мозговой смерти. При отсутствии же признаков восстановления даже редуцированного кровотока, несмотря на массаж сердца в течение 25—30 мин, больного следует признать умершим.

8.Вопросы по теме занятия:

1.Какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать на воде и в чаше бассейна?

2.Какие существуют основные приемы освобождения от захватов тонущего?

3.Какие существуют основные способы транспортировки пострадавшего в воде?

9.Тестовые задания по теме:

1. Оси тела пловца:

а) горизонтальная, вертикальная, продольная;

б) продольная, поперечная, горизонтальная;

в) вертикальная, поперечная, горизонтальная;

г) продольная, поперечная, вертикальная.

Ответ:Б

2. Плоскости тела:

а) вертикальная, фронтальная, сагитальная;

б) фронтальная, горизонтальная, сагитальная;

в) горизонтальная, вертикальная, сагитальная;

г) фронтальная, горизонтальная, вертикальная.

Ответ:Б

3. Угол атаки туловища это:

а) угол, образованный между горизонтальной плоскостью тела

пловца и линией, параллельной поверхности воды;

б) угол, образованный между поперечной осью тела пловца и

линией, параллельной поверхности воды;

в) угол, образованный между продольной осью тела пловца и

линией, параллельной поверхности воды;

г) угол, образованный между вертикальной осью тела пловца и

линией параллельной поверхности воды.

Ответ:А

10.Ситуационные задачи по теме:

1.Студент пришел на занятие по плаванию.

Какие принадлежности при посещении бассейна должны быть у него?

Ответ:

плавки /купальник, плавательная шапочка, полотенце, мыло, мочалка, сменная обувь.

2.Студент собирается нырнуть в воду. Какие 2 правила должен соблюдать он, чтобы не получить травму при прыжке в воду?

Ответ:

1.При нырянии следить, чтобы прыжковая зона была свободна;

2.Не нырять с бортика на мелкой части.

11.Перечень практических умений:

-уметь нырять без получения травмы;

-уметь подплывать к тонущему, чтобы спасти и оказать первую доврачебную помощь.

-Владеть основными приемами освобождения от захватов тонущего.

-Владеть основными способами транспортировки пострадавшего в воде.

 

12. Примерная тематика НИРС по теме:

- « Спасательные средства».

- « Оказание помощи пострадавшему в воде».

- «Прикладное значение плавания».

- «Проблемы дыхания в плавании».

13.Список литературы по теме занятия:

Обязательная:

1. Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998.

2. Познакомьтесь – плавание/ Н.Ж. Булгакова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

 

Дополнительная:

 

1. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001.

2. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. О – 461 пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

Учебно-методические пособия:

1. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

 

Электронные ресурсы:

1. Электронный каталог КрасГМУ

2. Медиатека

3. БД MedArt

4. Ресурсы Интернет

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных