ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организационные методыЛЕКЦИЯ № 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Методы в психологии Организационные методы Эмпирические и экспериментальные методы Психодиагностические методы Методы в психологии Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. К познанию особенностей и закономерностей психическою развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Лонгитюдный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований -регистрировать соматическое и психическое развитие личности. Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ: - лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; - лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; - только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии. Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые па их организацию и проведение. Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают па основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования - возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности. Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый "сравнительно-генетический", получил в зоопсихологии и в детской психологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|