Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дифференциация и интеграция в науке, теоретическое знание как интегрирующий фактор в развитии науки.




Несмотря на то, что в научном познании происходит постоянное движение ко все большей обобщенности, вместе с тем мы имеем огромное многообразие различных областей наук и ни в одной области науки это движение не привело к исчезновению и устранению многообразия научных теорий и их редукции к единой теоретической схеме. Сегодня наука представляет собой колоссальное многообразие различных методов познания и значительного количества методологических исследовательских программ. Например, различные подходы применяются к исследованию одного и того же явления, в одних случаях рассматриваются одни аспекты, в других - другие. При этом может быть, что рассматриваются одни аспекты, но характеризуются разными величинами или используются разные методы. Таким образом, дифференциация науки происходит на основе возникновения новых теорий, что связано с более глубоким проникновением в сущность исследуемого объекта. Т.о., что ранее было одной наукой, с течением времени распочковывается на теории, которые развиваются до отдельной науки. Пример математики и физики, где одни специалисты уже вообще не ориентируются в области, где работают другие. Кроме разделения в результате конкретизации классических наук, есть и разделение в методе изучения, в аспекте изучения. Кроме того, по мере развития общества возникают новые явления, в первую очередь в общ. жизни, что приводит к появлению еще большего числа наук, истоки которых уже не приходится искать в прошлом. Примером может служить различная соционика, теория систем. Далее, новые науки возникают на стыке традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ, математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки.

Специфика научного знания заключается в том, что оно в конечном итоге представляет собой совокупность некоторых познавательных процедур и способов организации полученного знания, которые, несомненно, носят интегрирующий характер. Эта интеграция, реализ в науке, проявляется в том, что бесконечное многообразие реальных явлений, существующих в действительности, индивидуальных и неповторимых, вполне успешно описывается довольно жестким и конечным языком науки.Интеграция в науке связана, прежде всего, с унификацией разнообразных методов научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть общенаучные методы типа применения математических методов исследования объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия основополагающих принципов бытия. Это не означает отмены этих наук, а это лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений - создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства. Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером чему может опять служить теория систем.

Современная философия – после смерти Гегеля – 1873г., охватывает период начиная с сер. 19в. и до наст. времени, следовательно название условно. Более адекватным названием явл. «неклассическая философия», т.к. именно она составляет сущность философствования указанного периода.

Принципы классической философии:

1) поиск единства и субстанциональности (первопричины)

2) опора на разум, рационализм

3) Эсенциальность – устремление к поиску сущности

4) структура фил. знания трехчлена: онтология (природа), гносеология (челов. мышление), соц. философия (челов. общество).

5) Основные функции философии: мировоззренческие и методологические.

Принципы неклассической философии:

1) отказ от поиска единства и субстанциональности

2) отказ от опоры на разум

3) отказ от поиска сущности, как определенного момента действительности

4) отказ от принципов логики и как следствие утрата критериев дифференциации фил. учений.

5) Существенно нарушена структура фил. знания, часто она аморфна (нет структуры).

6) В качестве первой задачи и одновременно первого метода выступает антропология, в целом неклас. Философия имеет антропологический характер

7) существенно ограничиваются функции фил.: либо сводятся только в к мировоззренческим – у каждого своя функция, либо сводятся только к методологическим – позитивистская функция – фил. не нужна.

Соврем. философствование - невыразимое многообразие классических, неклас. и постклассических доктрин. Т.к.к принципы дифференциации фил. знания утрачены, то оказалось возможным подразделять соврем. фил. течения в зависимости от существующих в них оценок науки и науч. знания. В результате все соврем. течения делятся на 2 основные линии: философский рационализм или «философия науки» - рациональная линия; философский иррационализм.

«Философия науки» и философский иррационализм явл. неклас. фил., но воплощают черты этой некласичности по-разному. «Философия науки» сосредоточена на общих характеристиках научного познания, его структуре, средствах и методах, идеалах и нормах, способах обоснования и развития знания, занимает промежуточное значение м/у фил. и наукой, синтезируя опыт и той и другой. Философский иррационализм сосредоточен на проблемах которые принципиально не могут быть постигнуты разумом, не м.б. выражены в логике. Эта линия философствования сосредоточена на всевозможных проявлениях внутри чел. мира: эмоция страсти, переживания, интуиция, воля, озарения, пророчества, экстаз.

Школы и направления фил. науки:

Позитивизм - фил. = религии, и они бессмысленны, не любят позитивизм философы и теологи. О. Конт сформировал сужд. В 30гг. 19в. 1 этап: позитивизм (классический) – О. Конт, Спенсер, Миль, Михайловский.

2 этап: позитивизм (мохизм, эмпириокритицизм) – Мах, Пирсон, Пуанкаре. 3 этап: с 20-30гг. 20в. логический позитивизм, неопозитивизм, «аналитическая философия»

Неогегельянство – младогегельянство – объективно. Грин, Бозанкет, Коллинд, Кроче, Кронер, Валь, Кожевников, Ильин.

Неокантианство – преимущественно развивался в Германии. Первый философ который высказался в адрес науки был Кант, что человеческое мышление противоречиво. Марбурская, Баденская, Коген, Риккер.

Прагматизм – в его состав входит инструментализм, исключительно амер. школа философии: Спирс, Мид, Уайт.

Неомарксизм – ( отчасти) – 3 течения: сциентическое – Балюбар, Лекур, Реймон, Коэн, Реммер.

Постпозитивизм – «историческая школа», течение: «критический рационализм» - наиболее авторитетная часть постпозитивизма. Лакатос, Фейерабенд, Уайтхед (поздний), Туймен.

Структурализм – переход от неклас. Фил. к постмодернизму, причем от неклас. линии в «ф.н.» к постклассической в иррациональном направлении. Якобсон, Трубецкой, Локан, Барт, Фуко.

Школы и направления иррационалистической философии:

1) Философия жизни. Шопенгауэр, Дильтей, Шпенглер.

2) Философия психоанализа. Фрейд, Юнг, Фромм, Адлер.

3) Экзистенциализм. Асперс, Хайдеггер, Губер, Лев Шестов.

4) Феноменология. Гуссер (основатель), Шелер, Гартман.

5) Герменевтика – явл. барьером м/у техническими науками и гуманитарными. Термин «герменевтическая феноменология» ввел Франк. Гадамер, Бетти, Хайдеггер.

6) Философская антропология. Шелер, Геллен, Портман.

Вопрос №36






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных