ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 8. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ8.1. Общие сведения о легкой промышленности Легкая промышленность представляет собой совокупность отраслей и производств, перерабатывающих сельскохозяйственное и химическое сырье и выпускающих ткани, одежду, обувь и другие предметы потребления. Основным производителем товаров легкой промышленности в Республике Беларусь является государственный концерн «Беллегпром». На его долю приходятся четверть всех непродовольственных потребительских товаров и около 80 % продукции легкой промышленности, производимых в стране. Доля концерна в общем объеме промышленного производства составляет 4 %, в розничном товарообороте непродовольственных товаров — 6,6 %. Концерн «Беллегпром» — многоотраслевой промышленный комплекс, включающий предприятия текстильной, трикотажной, швейной, кожевенной, обувной, меховой, кожевенно- и текстильно-галантерейной подотраслей, а также производящие искусственный и трикотажный мех, фарфоро-фаянсовую посуду, щетишю-щеточные изделия, резиновую обувь и другие виды продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров. На предприятиях концерна выпускается от 80 до 100 % общереспубликанского производства тканей, трикотажных, корсетных и ковровых изделий, фарфоро-фаянсовой посуды и свыше 70 % чулочно-носочных изделий и обуви. Текстильная подотрасль представлена 19 предприятиями, которые производят различные виды тканей: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые, пряжу всех видов, нетканые материалы, ковры и ковровые изделия, текстильную галантерею, швейные нитки. В состав трикотажной подотрасли входят 16 предприятий, которые производят трикотажные изделия верхнего ассортимента и изделия бельевого ассортимента, а также чулочно-носочные изделия. В составе швейной подотрасли 26 предприятий. Их основная продукция — мужские и женские костюмы, пальто, детская одежда, белье, головные уборы, меховые изделия. Кожевенно-обувная подотрасль представлена 37 предприятиями, выпускающими кожи для верха и подкладки обуви, ко- жи шорно-седельные, кожи технические, кожи одежно-галан-терейные, обувь различного назначения, кожевенно-галанте-рейные изделия, искусственную кожу и меховые изделия. Легкая промышленность является одной из важнейших составных частей промышленного комплекса Республики Беларусь. Доля изделий легкой промышленности в общем объеме товарооборота непродовольственных товаров составляет 40 %. Четвертая часть продукции легкой промышленности поставляется на экспорт, причем не только в страны СНГ, но и в дальнее зарубежье (Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию и др.). На протяжении почти всего XX в. легкая промышленность была одной из ведущих отраслей промышленного комплекса республики. Развитию отрасли способствовали наличие собственного сырья (льноволокна, химических волокон, кожевенного сырья и др.); обеспеченность высококвалифицированными кадрами; емкий рынок потребления как в Беларуси, так и в соседних регионах. Однако с 1991 г. происходил резкий спад объемов производимой продукции. И хотя после 1996 г. начался период увеличения выпуска ряда видов продукции, однако их производство к настоящему времени еще не достигло уровня 1990 г. (табл. 8.1). Одной из основных причин, повлиявших на снижение производства и в настоящее время сдерживающих его рост, являются трудности со сбытом выпускаемой продукции, вызванные недостаточной ее конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие, — недостаток собственных оборотных средств для расширенного воспроизводства у промышленных предприятий отрасли. Таблица 8.1 Производство основных видов продукции легкой промышленности Республики Беларусь
Окончание табл. 8.1
Низкая конкурентоспособность большинства изделий связана, прежде всего, с технической отсталостью предприятий отрасли. Уровень износа активной части основных производственных фондов в целом по концерну «Беллегпром» составляет 80 %. Это один из основных факторов, ограничивающих выпуск современной конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Оборудование отрасли физически и морально устарело, а его обновление ежегодно составляет не более 2 %, в то время как для простого воспроизводства уровень обновления должен составлять не менее 10 %. Кроме того, производимая продукция имеет высокую себестоимость, что снижает конкурентоспособность по ценовому фактору. На увеличение себестоимости повлияло, с одной стороны, отсутствие собственного сырья для производства изделий (кроме льняного) и необходимость его импорта по рыночным ценам, а с другой — наличие значительного количества лишней рабочей силы на предприятиях отрасли и большие расходы на содержание социальной сферы. Наводнение отечественного рынка дешевыми товарами из стран Юго-Восточной Азии также негативно повлияло на конкурентоспособность товаров, производимых легкой промышленностью. В легкой промышленности республики самой крупной по объему выпускаемой продукции является текстильная подотрасль. Ее доля в общем объеме валовой продукции отрасли составляет 43,5 %. Данная подотрасль также является первичной по отношению к швейной и трикотажной подотраслям. В концепции повышения конкурентоспособности продукции текстильной подотрасли, разработанной концерном «Бел-легпром», делается акцент на использовании собственных сырьевых ресурсов Республики Беларусь — льна, перерабатываемого на предприятиях страны, химических волокон, производимых концерном «Белнефтехим», ферментных препаратов для обработки пряжи, тканей и трикотажных изделий, получаемых в организациях концерна «Белбиофарм». Особое внимание предусматривается уделить таким текстильным технологиям, как производство пряжи и тканей с использованием льна (в частности — котонизированного льноволокна) с целью получения новых потребительских свойств изделий, а также производству и освоению новых видов химических волокон и нитей, с учетом тенденций развития моды и необходимости получения специальных эффектов. Второй по значению в республике является швейная подотрасль, доля которой в валовой продукции легкой промышленности составляет 30,4 %. Основные направления ее развития связаны с повышением технического уровня производства, развитием маркетинговой деятельности и расширением рынков сбыта, реструктуризацией и созданием совместных предприятий. Развитие трикотажной подотрасли будет осуществляться путем дальнейшего повышения технического уровня производства и внедрения новых технологий; обновления и расширения ассортимента за счет использования новых видов сырья, разработки новых коллекций; сокращения затрат на производство за счет рационального использования сырья и материалов, экономии топливно-энергетических и повышения эффективности использования трудовых ресурсов, совершенствования организационной структуры управления, сокращения затрат на содержание зданий и сооружений; повышения качества выпускаемой продукции; активизации маркетинговой и сбытовой деятельности; расширения рынков сбыта. Кожевенно-обувная подотрасль производит 26,1 % валовой продукции легкой промышленности республики. Дальнейшее развитие кожевенно-обувной подотрасли тесно связано с использованием современных материалов, технологий и методов проектирования, обеспечивающих расширение ассортимента отечественной обуви, элегантной внешне и удобной в носке, отвечающей требованиям моды и способной конкурировать на рынке с импортной обувью. Необходимы развитие технологии производства кожевенных товаров для обуви с улучшенными гигиеническими свойствами, применение новых видов отделок верха обуви на основе химических материалов и механических способов придания изделиям различных внешних эффектов и высоких качественных параметров, использование новых синтетических и натуральных материалов для производства обуви. Развитие предприятий кожгалантерейной подотрасли планируется осуществлять за счет производства высококачественных изделий, обеспечения их устойчивой конкурентоспособности по качеству и ценам; использования новых современных материалов; внедрения новых технологий, в том числе ресурсосберегающих; применения новых способов декорирования изделий; дальнейшего повышения функциональности и улучшения потребительских характеристик изделий. Осуществление технического перевооружения и модернизации предприятий легкой промышленности и существенное повышение качества выпускаемой ими продукции с целью коренного изменения ситуации на внутреннем и внешнем рынках требуют не только вложений собственных средств предприятий, но и привлечения иностранных инвестиций. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|