Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип субъективности в психологии человека




Субъективность принципиально отличает человеческий спо­соб существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает созна­ние, развивающееся по ступеням: бытийное сознаниесамосоз­наниерефлексивное сознаниетрансцендирующее сознание.

Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушев­ляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворя­ет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы нахо­дим проявление человеческой субъективности.

Задача психологической антропологии состоит в описании явлений субъективного мира человека, в поиске оснований и ус­ловий возникновения и развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека в пределах его индивидуальной жиз­ни, в определении психолого-педагогических условий становле­ния субъективной реальности в образовании.

Вопрос о природе и источниках субъективности не реша­ется на путях построения ее структурных моделей, где элемента­ми структуры («строительным материалом») выступают многооб­разные, разноплановые психические явления. Нужен другой подход к пониманию феномена субъективности и другой ее об­раз в пространстве человеческой реальности. Современная науч­ная психология стоит перед необходимостью получения подлин­ного знания о реальных психологических процессах, сущность которых обусловлена самой человеческой жизнью, самой специ­фикой именно человеческого способа жизни (а не до — и не вне собственно человеческого). Такая постановка вопроса вполне адекватна и для поиска источников субъективности.

Сам этот источник связан с изменением механизмов жизне­деятельности человека, и самое главное — с возникновением у него способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это тот фундаменталь­ный поворот в живой природе, на котором общее свойство само­организации живых систем уступает место механизму самокон­троля. Здесь впервые возникает «отношение» к самому себе, ста­новится самость, субъективность с ее имманентной способно­стью быть «для себя» (Иванов В.П.), позволяющая человеку быть субъектом (автором, хозяином) своей собственной жизни.

В задаче раскрытия природы субъективности, условий ее происхождения категория «практического отношения» является центральной. Можно прямо сказать, что в человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе. Мерой объективности субъективных явлений и действий человека ока­зывается их включенность в реальную практику его жизни.

В замечательном созвучии со сказанным находятся слова Т. де Шардена, который писал, что до сих пор между психолога­ми существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отлича­ется ли специфически (по природе) психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественнонаучная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому возможно было говорить о «психике вообще», о «мировом психизме» и т.п. Однако природа человеческой субъективности оставалась и про­должает оставаться таинственной и практически непознаваемой.

Для окончательного решения этого вопроса Т. де Шарден видел только одно средство: решительно и бесповоротно устра­нить из совокупности человеческих поступков, его поведения и действий все второстепенные, двусмысленные, животнообразные проявления внутренней активности и рассмотреть самый глав­ный, центральный феномен человеческой субъективности — фе­номен рефлексии. По самому общему определению, рефлексия — это такая специфически человеческая способность, которая по­зволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специаль­ного рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобра­зования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»).

Итак, по своей главной сути природа человеческой субъек­тивности находит свое высшее выражение в способности к реф­лексии, уровни развития которой в онтогенезе существенно различаются между собой. Именно рефлексия составляет суще­ство самого принципа субъективности, который центрирует на­ши представления о психологии человека и ее специфике. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на цело­стное представление о психологии человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных