Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объективное познание субъективной реальности




Основное требование естественнонаучной парадигмы в нау­ке — объективность исследования, т.е. получение достоверных, надежных, однозначно понимаемых данных.

Объективное изучение человеческой субъективности предпо­лагает исследование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности чело­века, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с други­ми. Возможно ли в принципе по внешним фактам поведения че­ловека судить о его внутреннем мире? Как связаны между собой внутренние, субъективные, идеальные явления и внешние, чув­ственно данные, материальные процессы?

Такого вопроса для бихевиористов, обосновавших использо­вание объективного метода в психологии, не стояло. Объектом исследования они сделали поведение, доступное внешнему на­блюдению. Достаточно было зафиксировать из внешней позиции систему реакций индивида, установить вызвавшие их стимулы, чтобы объяснить поведение человека. Для поведенческой психологии этого было вполне достаточно. Не было необходимости объяснять поведение человека или животного внутренними при­чинами — образами, мыслительными конструкциями, потребно­стями и мотивами и т.п. Наш жизненный опыт, знания житей­ской психологии говорят о том, что мы можем по внешним про­явлениям поведения человека — жестам, мимике, походке, инто­нациям, особенностям дыхания, действиям, поступкам и т.п. — судить о внутренних причинах, их вызвавших, о психологиче­ских состояниях, намерениях. Систематическое наблюдение по­вторяющихся форм поведения у данного человека дает основа­ние для заключения о наличии у него определенных черт харак­тера, интересов, склонностей, способностей и т.п. Иначе говоря, на уровне житейской психологии не существует дилеммы, можно или нельзя по фактам поведения судить о явлениях субъективно­го мира. Здесь ответ однозначно положителен.

Научная психология также утвердительно отвечает на этот вопрос. Но отвечает языком понятий. Бихевиоризм предложил свой вариант ответа — всю психологию он свел к системе внеш­них поведенческих реакций, сделав ненужными внутренние про­цессы. В рамках отечественной психологии был предложен дру­гой ответ, сформулированный на основе принципа единства соз­нания и деятельности. В соответствии с этим принципом психи­ка, сознание человека изучается в единстве внутренних и внешних проявлений. «Взаимосвязь психики и поведения, сознания и дея­тельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики» [54].

Вся сложность реализации принципа единства сознания и деятельности в исследовании заключается в установлении харак­тера связи и отношения внутренних процессов и внешних проявле­ний. Отношение между ними не данность, но всегда заданность, а потому оно должно быть специально исследовано. «Общая за­дача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу» [55]. Таким образом, ме­тодологической основой объективного метода в психологии явля­ется принцип единства сознания и деятельности; а областью применения объективного метода является взаимосвязь внешних и внутренних проявлений психологии человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных