Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философское определение деятельности




Деятельность как философская категория — это теоретиче­ская абстракция всей общечеловеческой практики, имеющей общественно-исторический характер. «Деятельность, — пишет Л.П.Буева, — это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окру­жающей природы и социальной реальности (включая его са­мого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» [2].

Фундаментальным, основополагающим среди выделенных на­ми смыслов категории «деятельность» является практика. Имен­но практика является целостным и подлинно генетическим ис­точником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возмож­ность существования его как субъекта.

Теоретическое осознание практики как формы саморазвития общественного человека выявляет, что природа практики и чело­веческий способ существованияоднопорядковые сущности. Это означает также, что практика не просто средство к жизни, но и подлинное альтер-эго (другое «Я») человека, его удвоение, пред­метное воплощение того, что он есть внутри себя. Эта однопорядковость, помимо всего прочего, означает, что именно практи­ка является единым носителем всех возможных составляющих человеческого способа жизни.

Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда соци­альна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятель­ной и внесоциальной практики, как не может быть непрактиче­ского сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятель­ности практикуемые основания человеческого способа существо­вания (производства, сознания, общности) постоянно опосредст­вуют друг друга, выступая сторонами целого.

Основной, или конституирующей, характеристикой деятель­ности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и от­ношениям независимого от нее объективного мира. Предмет­ность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства пред­метов, среди которых действует субъект. Выражение «беспред­метная деятельность» лишено смысла. Иное дело, когда предмет деятельности зачастую оказывается скрытым и требуется глубо­кий анализ по его нахождению.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлин­но социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и резуль­таты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия «деятельность» и «общение» тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных