Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сознание и бессознательное. Бессознательное как арефлексивное сознание




Мы уже отметили, что сознание представляет собой много­мерное образование. В ходе анализа сознания, в первую очередь описания практики сознания, мы выделили некоторые его обра­зующие, составляющие компоненты (в частности, его бытийный и рефлексивный компоненты). В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.

Одно из первых представлений о структуре сознания при­надлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархи­ческую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверх­сознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессозна­тельного.

Мы уже отмечали, что выделение З.Фрейдом бессозна­тельного, создание им метода психоанализа представляют со­бой пример одной из практик работы с сознанием. Есть пред­положение, что подобное структурирование сознания исчер­пало свой объяснительный потенциал. В.П.Зинченко пишет, что «несмотря на то, что в этой структуре именно на подсозна­ние ложится основная функция в объяснении целостного созна­ния, многим поколениям психоаналитиков не удалось нащу­пать удовлетворительных путей проникновения в подсозна­ние» и в настоящее время речь идет о том, «чтобы найти но­вые пути к анализу сознания, когда подсознание и бессозна­тельное вообще необязательны как средство (и тем более как главная цель) в изучении сознания» [22].

Оригинальный подход к проблеме бессознательного предло­жен В.В.Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую, «внеприборную реаль­ность», не охватываемую естественными науками, науками о пространственно-протяженных, объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.

Семантический мир — мир бессознательного — раскрывает­ся в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, откры­вающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они стано­вятся элементами, над которыми строятся логические конструкты.

Разграничение бессознательного и сознательного — это про­тивопоставление континиума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированно­го сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, яв­ляется искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.

Сознательное и бессознательное — это не противоположно­сти, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное — арефлек­сивное сознание.

Индивидуализированная форма «сознания вообще» — это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроиз­водится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» — это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).

В наше время обе формы находятся под жесткой детермина­цией семиотической реальности сенсорно воспринимаемого ми­ра, лежащего в основе рационализма Нового времени. Симво­лизм буквально экранирован знаковыми структурами сознания (в наибольшей степени сформированного сознания, в наимень­шей — сознания ребенка, художника и т.п.). Поэтому требуется особая практика по формированию измененных (необыден­ных) состояний сознания, чтобы выходить в символическое пространство нашего мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных