Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О специфике индивидуального бытия человека




Понятие индивидуальности (как и понятие личности) отно­сится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность — это два способа бытия че­ловека, два его различных определения. Несовпадение этих поня­тий проявляется, в частности, в том, что существуют два различ­ных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис­торических обстоятельствах жизни человека. Становление лич­ности связано с принятием индивидом выработанных в обще­стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру­гими. Сформированная личность есть субъект свободного, са­мостоятельного и ответственного поведения в социальных со­обществах.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуали­зации субъективной реальности. Индивидуализация — это само­определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не­повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют раз­ные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах са­мостоятельной сущности.

В философско-психологической литературе из двух опреде­лений человека — личность и индивидуальность — «вершин­ным» считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой ре­альности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: «Если личность — «вер­шина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль­ность — это «глубина» личности и субъекта деятельности» [87].

С нашей точки зрения, понятие личности фиксирует соци­ально значимые качества человека, описывает включенность ин­дивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение об­щественных отношений.

Индивидуальность это не только и не столько включен­ность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенностъ из этих отно­шений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупно­сти связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности вхо­дят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реально­сти индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.

Без определенного ограничения социальных связей и отно­шений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. «... Только выражая себя вопределенной ин­дивидуальной форме, — писал Г.Гегель, — может гений создать истинно художественное творение» [88].

На определенном этапе своей жизни человек должен отве­тить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник (студент), отличник, ли­дер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. — неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Социаль­ные роли или функции сами по себе безличны.

Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и от­ношениях» В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вло­жить что-то свое — уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).

Если личность — это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность — это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с други­ми людьми, то индивидуальность — это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому ин­дивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критиче­ского отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуаль­ностьэто всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.

Что же открывается человеку во внутреннем пространстве своей жизни? Что входит в определение индивидуальности чело­века? Как индивидуализируется человек в социальной, общест­венной жизни? Что отличает одного человека от другого?

Ответы на эти вопросы предполагают выяснение условий становления и бытия человеческой индивидуальности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных