ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мировоззрение, его виды и формыВнутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей. Структура внутреннего мира: - познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется. - эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.) - чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) - мировоззрение - направленность личности
Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Структура мировоззрения: - знания, - принципы, - идеи, - убеждения, - идеалы, - духовные ценности Пути формирования мировоззрения: - стихийный, - осознанный. Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске: - оптимистическое и - пессимистическое; Основные типы мировоззрения: - обыденное (житейское), - религиозное, - научное.
Мировоззрение дает человеку: - ориентиры и цели, - методы познания и деятельности, - истинные ценности жизни и культуры. Особенности мировоззрения: - всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); - тесно связано с убеждениями. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения: 1. Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей 2. Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам) 3. Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: - дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; - позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; - дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Одна из важнейших философских проблем – это смысл человеческой жизни. Мыслители рассматривали этот вопрос и с позиций научного знания, и для того, чтобы познать самих себя. Человек является объектом исследования в медицине, биологии, психологии, лингвистике, истории. В чем специфика философского отношения к человеку? Для философии характерна самообращенность, всматривание и вслушивание человека в самого себя. В истории философии развиваются два подхода к изучению человека: - анализ взаимоотношения бытия человека с внешним объективным миром и - постижение внутреннего духовного мира человека. Раздел философии, изучающий человека, называется философской антропологией. Философская антропология в широком смысле означает учение о природе и сущности человека, в узком смысле – это современная философская школа (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер), которая сочетает в себе научное и ценностное видение проблем человека. Задача философской антропологии - поиск ответов на вопросы: - «Что такое человек?», - «В чем смысл его существования?» Она выдвигает программу познания человека во всей его полноте. Основатель этой школы немецкий философ М. Шелер говорил,
Приложение 1 к теме 4.3. Макс Шелер.
что философская антропология это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основе всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей». Смысл человеческого бытия проявляется через соотнесение человека с другими формами органического мира. М. Шелер убежден, что человек – естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда остается животным. Однако между человеком и остальным животным миром, по мнению М. Шелера, имеется существенное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность человека связывается М. Шелером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. Поэтому человеческий дух предстает как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как - способность к интеллектуальному познанию («априорное видение») и - эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Отметим, что на фоне вышесказанного, отмеченная точка зрения лишь одна из многих, которая приведена в качестве примера.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|