Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мировоззрение, его виды и формы




Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира:

- познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

- эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

- чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

- мировоззрение

- направленность личности

 

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Структура мировоззрения:

- знания,

- принципы,

- идеи,

- убеждения,

- идеалы,

- духовные ценности

Пути формирования мировоззрения:

- стихийный,

- осознанный.

Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:

- оптимистическое и

- пессимистическое;

Основные типы мировоззрения:

- обыденное (житейское),

- религиозное,

- научное.

 

Мировоззрение дает человеку:

- ориентиры и цели,

- методы познания и деятельности,

- истинные ценности жизни и культуры.

Особенности мировоззрения:

- всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества);

- тесно связано с убеждениями.

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

 

Типы мировоззрения:

1. Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

2. Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

3. Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека:

- дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;

- позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;

- дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

 

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

 

Одна из важнейших философских проблем – это смысл человеческой жизни. Мыслители рассматривали этот вопрос и с позиций научного знания, и для того, чтобы познать самих себя. Человек является объектом исследования в медицине, биологии, психологии, лингвистике, истории.

В чем специфика философского отношения к человеку? Для философии характерна самообращенность, всматривание и вслушивание человека в самого себя.

В истории философии развиваются два подхода к изучению человека:

- анализ взаимоотношения бытия человека с внешним объективным миром и

- постижение внутреннего духовного мира человека.

Раздел философии, изучающий человека, называется философской антропологией.

Философская антропология в широком смысле означает учение о природе и сущности человека, в узком смысле – это современная философская школа (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер), которая сочетает в себе научное и ценностное видение проблем человека.

Задача философской антропологии - поиск ответов на вопросы:

- «Что такое человек?»,

- «В чем смысл его существования?»

Она выдвигает программу познания человека во всей его полноте. Основатель этой школы немецкий философ М. Шелер говорил,

 

Приложение 1 к теме 4.3. Макс Шелер.

 

что философская антропология это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основе всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей».

Смысл человеческого бытия проявляется через соотнесение человека с другими формами органического мира.

М. Шелер убежден, что человек – естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда остается животным.

Однако между человеком и остальным животным миром, по мнению М. Шелера, имеется существенное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.

Таким образом, сущностная особенность человека связывается М. Шелером с его онтологической свободой.

В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. Поэтому человеческий дух предстает как объективность.

Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как

- способность к интеллектуальному познанию («априорное видение») и

- эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь).

Отметим, что на фоне вышесказанного, отмеченная точка зрения лишь одна из многих, которая приведена в качестве примера.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных