Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организационная структура и тактика в Государственной думе




Если в послереволюционный период процесс идеологического созревания прогрессизма шел интенсивно и успешно, то этого нельзя сказать о его организационном оформлении. На протяжении 1905– 1907 гг. прогрессисты так и не смогли создать собственной политической организации. Представители этого идейного течения или входили в самые различные партии либерального толка, или же придерживались внепартийной ориентации. Они не имели никакого влияния ни в I, ни во II Государственных думах.

Ситуация несколько изменилась в третьеиюньский период. На выборах в III Думу им удалось получить 28 депутатских мандатов. Лидером (и соответственно председателем) думской фракции прогрессистов стал крупный донской землевладелец (825 десятин земли) Иван Николаевич Ефремов. Пост председателя фракции он занимал и в IV Думе. Программа фракции была крайне неопределенной. От ее членов требовалось лишь “признание конституции и прогрессивности взглядов”. В своей практической деятельности фракция стремилась к объединению центристских сил либерального толка, оказывала поддержку всем начинаниям конституционного характера, от кого бы они ни исходили. Центристская позиция прогрессистов импонировала определенной части думских депутатов, что и обеспечивало численный рост фракции. Если в I сессию во фракции насчитывалось 28 человек, то во II – 36, в III – 39, в IV – 39, V – 37. Вне Думы прогрессисты группировались вокруг редакций журнала “Московский еженедельнике и газет “Слово” и “Утро России”.

На фоне организационного развала кадетской и особенно октябристской партий, имевшего место в 1908–1911 гг., отчетливо прослеживается процесс организационной консолидации прогрессистски настроенных атементов политически активной части буржуазии и деловой интеллигенции. Прогрессисты, образно говоря, явились своего рода оттяжным пластырем, который притягивал к себе разнородные элементы из октябристской, мирнообновленческой, кадетской и их около партийной среды.

Процесс организационного оформления прогрессистов в самостоятельную политическую организацию усилился во время избирательной кампании в IV Думу. На выборах прогрессисты получили 32 депутатских мандата и вместе с примыкающими их фракция начитывала 48 человек. 11–13 ноября 1912 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд, на котором были приняты думская программа, тактика, избраны руководящие органы. Основные требования программы сводились к следующим пунктам: 1) отмена положения об усиленной и чрезвычайной охранах, устранение административного произвола; 2) отмена избирательного закона 3 июня 1907 г., 3) расширение прав народного представительства; 4) реформа Государственного совета; 5) свобода слова, печати, собраний и союзов; 6) неприкосновенность личности, свобода совести; 7) культурно-национальное самоопределение народностей, входящих в состав империи; [c.143] 8) отмена сословных ограничений и привилегий; 9) реформа городского и земского самоуправления, В заключении программы говорилось о необходимости установления в стране “конституционного монархического строя с ответственностью министров перед народным представительством”,

Намечая думскую тактику, прогрессисты с особой силой подчеркивали, что будут в Думе придерживаться строгой законности, “беречь и защищать” ее права, а также “беречь в ней зародыш национального парламента”. Указывая, что Дума представляет собой “единственное средство мирного обновления России”, они настаивали на необходимости активно использовать ее бюджетные права, “не останавливаясь перед отказом в ассигновании по отдельным статьям росписи”, на применении законодательной инициативы. Считая, что “не следует необдуманно вызывать роспуск IV Думы”, прогрессисты вместе с тем в принципе не отрицали возможность того, что при известных обстоятельствах надо будет “сознательно идти на роспуск, даже ускорять его, если это будет в наших силах”.

На съезде был избран Центральный комитет прогрессистов с отделами в Петербурге и Москве, которым поручалось принять меры к организации местных комитетов. Неофициальным органом партии стала газета “Русская молва”.

Съезд прогрессистов, бесспорно, являлся важной вехой на пути политической консолидации деловых кругов русской (прежде всего московской) буржуазии и определенных слоев интеллигенции. Однако замыслы лидеров прогрессистов превратить свою организацию в общероссийскую так и не были реализованы. Во-первых, им не удалось расколоть партию кадетов и привлечь на свою сторону ее правые элементы. Правые кадеты прекрасно осознавали организационную слабость этого течения и предпочитали остаться в рядах своей партии, которая имела достаточно прочный авторитет и влияние в широких общественных кругах. Во-вторых, им не удалось привлечь на свою сторону и левых октябристов, предпочитавших после раскола Союза 17 октября в ноябре-декабре 1913 г. идти за своим лидером А.И.Гучковым. Единственное, что удалось сделать прогрессистам, – это создать в ряде крупных городов комитеты прогрессивных избирателей, поддерживавших связи с думской фракцией. И самое главное. Прогрессисты оказались не в состоянии осуществить “политическое объединение торгово-промышленников даже левого фланга”. Основная масса российской буржуазии отличалась большим недоверием и скептицизмом по отношению к политическим партиям, предпочитая действовать в привычных рамках собственных профессиональных организаций.

Естественно возникает вопрос: какие же социальные слои оказывали поддержку прогрессистам или, по крайней мере, могли стать их социальной базой? В распоряжении исследователей имеется ограниченная информация, которая не позволяет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Известно, что из 39 членов ЦК было: дворян – 29, потомственных почетных граждан – 9, сословная принадлежность одного члена ЦК неизвестна. Из 29 дворян 9 принадлежали к высшей титулованной знати, из них 4 имели придворные звания; [c.144] 8 были тайными, действительными статскими и статскими советниками, 14 дворян являлись землевладельцами, из них 11 – крупными. Из 9 потомственных граждан было 7 домовладельцев и один крупный землевладелец. 12 членов ЦК так или иначе были связаны с различными формами торгово-промышленной и финансовой деятельности. Итак, в ЦК прогрессистов основную роль играли два социальных элемента – крупные помещики и крупные капиталисты. Они и составляли социальную основу прогрессизма.

Что же касается социального состава думских фракций прогрессистов, то из 55 человек (депутаты, избранные в III и IV Думы, учитывались один раз) было: дворян – 27, крестьян – 13, купцов – 9, священников – 4, мещан – 1, казаков – 1 человек. Один из дворян имел графский титул и придворное звание; пятеро являлись тайными, действительными статскими и статскими советниками; шестеро – уездными предводителями дворянства и председателями губернских и уездных земских управ; один – земский начальник; один – городской голова; один – председатель окружного суда. Кроме того, в дворянскую часть думских фракций входили: два профессора, два присяжных поверенных, два военных в чине генерал-майора и полковника, два врача и один инженер.

Из 27 дворян 18 владели землей в количестве: один – 100 тыс. десятин, а остальные – 18 413 десятин. В среднем на каждое имение приходилось около 1100 десятин земли. К сожалению, анкетные данные депутатов не позволяют раскрыть связи дворян-прогрессистов с торгово-промышленной и финансовой сферами деятельности.

Из купцов двое имели чин мануфактур-советника, трое занимали должность городского головы, пятеро владели домами, а четверо были крупными землевладельцами, которые имели в своем распоряжении 16 тыс. десятин земли, т. е. в среднем на долю каждого из них приходилось по 4240 десятин.

Среди крестьян было семь владельцев надельной земли, размеры которой колебались от 7 до 16 десятин. Трое крестьян владели довольно значительными участками собственной земли, причем ее размеры колебались от 60 до 1968 десятин. Однако большинство крестьян было оторвано от земли или же сочетало занятие земледельческим трудом с другими формами социальной деятельности. Так, например, среди крестьянской части фракции были: волостной старшина, волостной писарь с заработком 800 рублей в год, врач, член уездной земской управы с жалованьем 1300 рублей в год, владелец двух торговых лавок, директор ссудо-сберегательного товарищества и т. п.

Все четыре священника имели церковную землю и получали жалование от 900 до 1000 рублей в год. Мещанин занимался адвокатской практикой и имел недвижимого имущества на сумму 15 тыс. рублей. Казак занимал выборную должность станичного атамана с жалованием 600 рублей в год, 25 десятин собственной земли и недвижимого имущества на сумму 5 тыс. рублей. Итак, состав фракции прогрессистов свидетельствует о сравнительно пестрой социальной базе этой партии. Практическая деятельность прогрессистов по преимуществу сосредоточивалась в Думе, что с особой яркостью [c.145] подчеркивает исключительно парламентский тип этой политической организации. Характерно, что основную роль в определении ее тактического курса играл не ЦК, а именно думская фракция. По свидетельству самих прогрессистов, “думская фракция являлась, по существу, единственным выразителем прогрессизма как политического направления”.

В IV Думе фракция прогрессистов продолжала занимать центристские позиции. На партийной конференции, состоявшейся в самом начале октября 1913 г., прогрессисты внесли некоторые коррективы в политическую линию, намеченную на ноябрьском съезде 1912 г. В решениях конференции, с одной стороны, отмечалось, что фракция должна “стремиться к реальной законодательной деятельности”, а с другой – подчеркивалось, что она будет активно проводить свою программу, не считаясь с “возможностью роспуска Думы”. Конференция указала, что может наступить такой момент, когда единственным реальным средством думской борьбы с правительством должно будет стать “отклонение бюджета в целом”.

Делая основную ставку на совместные действия с кадетами, прогрессисты в то же время не теряли надежд при проведении ряда думских законопроектов (реформа Сената, земского и городского самоуправления, неприкосновенность личности), на возможность привлечения на свою сторону левых октябристов. Более того, признав безрезультатность своих переговоров с правыми и земцами-октябристами, прогрессисты тем не менее продолжали верить в возможность “координации действий” с ними.

Благодаря центристской позиции фракции прогрессистов оппозиционное большинство в IV Думе складывалось гораздо чаще, чем это имело место в III Думе. Совместные голосования либеральных партий (октябристов, прогрессистов и кадетов) по целому ряду законопроектов и предложений в той или иной мере способствовали созданию предпосылок для формирования в Думе “Прогрессивного блока”, при помощи которого они рассчитывали проводить реформы. Однако организационно сформировать такой блок в 1912–1914 гг. либералам не удалось.

Неудача с реализацией идеи создания оппозиционного думского центра послужила толчком к тому, что отдельные, наиболее радикально настроенные прогрессисты типа А.И.Коновалова и П.П.Рябушинского предложили создать такой центр вне Думы. Основная задача “внедумского центра” состояла в том, чтобы заставить правительство реализовать обещания Манифеста 17 октября 1905 г., но на сей раз уже внепарламентскими методами. На платформе Манифеста предполагалось объединить левых октябристов, прогрессистов, кадетов, энесов, социал-демократов, а также все национальные политические группы. На совещаниях, состоявшихся 3–4 марта 1914 г. в Москве на квартирах А.И.Коновалова и П.П.Рябушинского, присутствовали: левые октябристы, прогрессисты, кадеты, энесы, меньшевики, большевик И.И.Скворцов-Степанов и группа беспартийных интеллигентов. В центре внимания участников совещаний стоял вопрос о координации действий либеральных и революционных партий для подготовки внедумских антиправительственных выступлений. [c.146] Созданный на совещаниях информационный комитет должен был в подходящий момент выдвинуть требование осуществления Манифеста 17 октября, после чего каждая партия, действуя “сообразно своим тактическим приемам, особенностям и силам”, должна была организовать “эксцессы революционного характера”: 1) выступление рабочих; 2) брожение крестьян; 3) недовольство буржуазных классов – торгово-промышленного, мешан и т.п.; 4) одновременные демонстрации-протесты газет.

Однако эти “левые жесты” лидеров прогрессистов Коновалова и Рябушинского не были поддержаны думской фракцией. Во время конфликта, возникшего в апреле 1914 г. в Думе по поводу законопроекта о свободе парламентского слова, фракция отказалась поддержать левых радикалов, осудив метод обструкции, который был применен последними к премьер-министру ИЛ.Горемыкину. Позиция фракции осложнила переговорный процесс с левыми партиями и организациями вне Думы. Вскоре информационный комитет прекратил свое существование. [c.147]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных