Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эсеровское движение на рубеже веков




Процесс образования партии эсеров был длительным. Учредительный съезд партии, состоявшийся 29 декабря 1905 – 4 января 1906 гг. в Финляндии и утвердивший ее программу и временный организационный устав, подвел итоги десятилетней истории эсеровского движения.

Первые эсеровские организации появились в середине 90-х годов XIX в.: Союз русских социалистов-революционеров (1893 г., Берн), киевская группа и Союз социалистов-революционеров в 1895–1896 гг. ССР организовался в Саратове, а затем перенес свое местопребывание в Москву. Во второй половине 90-х гг. организации эсеровской ориентации возникли в Воронеже, Минске, Одессе, Пензе, Петербурге, Полтаве, Тамбове и Харькове.

Название “социалисты-революционеры” принимали, как правило, те представители революционного народничества, которые ранее именовали себя “народовольцами” или тяготели к ним. Имя “народоволец” было легендарным в революционной среде, и отказ от него не был формальностью, простой сменой ярлыков. Сказывались, прежде всего, стремление революционного народничества преодолеть глубокий кризис, который оно переживало в то время, его поиски себя и своей ниши в революционном движении в условиях, претерпевших существенные изменения по сравнению с 70–80 годами XIX века. Успехи российского капитализма в промышленности, его активное проникновение в деревню, все более наглядно проявлявшиеся признаки разрушения крестьянской общины и расслоения крестьянства, начало массового рабочего движения и первые успехи в нем российской социал-демократии подрывали основы старой народнической доктрины, ставили под сомнение программные конструкции и тактические принципы народовольчества. Влияние народничества в революционной среде катастрофически падало. Первенство в ней переходило к социал-демократии. Если в первой половине 90-х годов среди лиц, обвинявшихся в государственных преступлениях, народников было в 1,2 раза больше, чем социал-демократов, то затем картина резко меняется. В 1896–1902 гг. среди этой категории лиц социал-демократов стало почти в 8 раз больше.

Принимая название “социалисты-революционеры”, революционные народники уточняли и свое место в широком и пестром по [c.169] составу народническом направлении. Они отмежевывались от крайностей в народничестве: с одной стороны, от экономизма и реформизма правых народников, проповедовавших теорию “малых дел” и служивших постоянной мишенью для марксистов в их критике народничества, с другой – от экстремизма, увлечений индивидуальным террором, заговорщическими идеями, которые свойственны были эпигонам народовольцев. В то же время подчеркивалась преемственность с революционным движением предшествующих десятилетий, когда социалистами-революционерами называли себя все участники этого движения: “землевольцы”, “чернопередельцы”, “народовольцы” и даже первые русские марксисты, С годами название “социалисты-революционеры” употреблялось все реже и реже. Революционные народники 90-х годов, “заставив сиять заново” это название и монополизировав его, заявляли себя не только преемниками традиций своих предшественников, но и их единственными наследниками и продолжателями.

Называя себя социалистами-революционерами, революционные народники как бы подчеркивали, что они тоже будут бороться за социальные преобразования, опираясь в этой борьбе как на интеллигенцию, так и на народные массы, что готовы порвать с наметившейся в народнической среде эволюцией в сторону конституционного либерализма. В названии “социалист-революционер” проявлялось и несогласие революционных народников с российской социал-демократией. Это несогласие носило не только теоретический, но также программный и тактический характер. Социалисты-революционеры не могли смириться прежде всего с тем, что социал-демократы пренебрегали крестьянством, а некоторые из них даже считали его реакционным. К тому же в их представлении социал-демократы были не революционерами по своей природе, а эволюционистами, возлагавшими основные надежды на стихийное развитие жизни в сторону социализма. Преобладавшие в 90-е годы в российской социал-демократии “экономизм” и реформизм они считали чертами, выражавшими истинную сущность социал-демократии.

Однако своим новым названием революционные народники лишь обозначали свои намерения. Их надо было воплотить в теорию и конкретизировать в программе и тактике. Осуществить это было непросто, т.к. среди эсеров по всем вопросам существовали значительные разногласия и само эсеровское движение было слабым. Оно состояло из ряда нелегальных организаций, небольших по численности, интеллигентских по своему составу. Лишь некоторые их них эпизодически заявляли о себе изданием мизерными тиражами различного рода пропагандистской и агитационной литературы. Известным исключением являлась киевская группа, имевшая связи с рабочими, и тамбовский кружок В.М.Чернова, пытавшийся вести пропагандистскую работу не только среди местных рабочих, но и среди крестьян, содействовавший созданию первой в России крестьянской организации “Братство для зашиты народных прав”. Кроме внутренних причин, развитие эсеровского движения тормозилось и постоянными репрессиями со стороны властей. Некоторые из эсеровских организаций полностью ликвидировались, В их числе была и петербургская группа, которая благодаря своему месторасположению и сильному [c.170] составу могла бы стать центром эсеровского объединения. В силу названных причин и обстоятельств эсеровские попытки объединения в партию (съезды в 1897 г. в Воронеже и Полтаве, в 1898 г. в Киеве) заканчивались безрезультатно.

Новый этап в эсеровском движении, характеризующийся его оживлением, начинается на рубеже двух веков. Причинами и предпосылками поворота в эсеровском движении были те изменения, которые происходили во всех сферах общественной жизни России. Разразившийся в это время экономический кризис показал, что политика индустриализации страны, проводившаяся в 90-е годы, не может быть успешной без модернизации ее политического строя и сельского хозяйства. Таким образом, на повестку дня всего общественного движения были поставлены вопросы, которые были главными для эсеров. Интерес к эсерам со стороны радикально настроенной интеллигенции возрастал и в связи с тем, что кризис ослабил ее внимание к российским марксистам, поставив под сомнение их оптимистический прогноз относительно преобразующей роли капитализма. Вновь начинают приобретать популярность идеи народников, взятые на вооружение эсерами, об особом пути России к социализму, минуя капитализм, о большом значении крестьянства в общественном движении, а также пропагандировавшиеся ими экстремистские методы и средства борьбы. Революционное народничество пополняется, с одной стороны, вернувшимися из ссылки старыми народниками и народовольцами, сохранившими верность идеям своей молодости (Е.К.Брешко-Брешковская, М.Р.Гоц, О.С.Минор и др.), а с другой – радикально настроенной студенческой молодежью, многие представители которой были выбиты из колеи нормальной жизни репрессиями властей, В их числе были ставшие впоследствии видными деятелями партии и ее Боевой организации Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов, Б.В.Савинков, С.В.Балмашов, Е.С.Созонов, И.П.Каляев и др.

Благотворное влияние на оживление народничества оказывала западная социалистическая мысль, в которой в 90-х годах началась ревизия ортодоксального революционного марксизма и усилилось внимание ряда видных ее представителей к крестьянству. Под влиянием названных обстоятельств активизируется не только практическая деятельность, но и теоретическая работа эсеров. Усилия направляются прежде всего на то, чтобы опровергнуть марксистские взгляды о мелкобуржуазном характере крестьянства, его неустойчивости, расслоении, подчеркивается социальная общность трудового крестьянства и промышленных рабочих. Наибольший вклад в развитие эсеровской теории был внесен В.М.Черновым. Роль лаборатории, в которой разрабатывалась теория неонародничества, играл легальный журнал “Русское богатство”, возглавлявшийся в то время одним из патриархов народничества Н.К.Михайловским.

Более высоким становится уровень организации эсеровского движения. Усиливаются связи между организациями. Наряду с отдельными кружками и группами появляются организации регионального уровня. Большую работу по собиранию эсеровских сил вела “бабушка русской революции” Е.К.Брешковская, активная участница народнического движения 70-х годов, вернувшаяся из сибирской ссылки в [c.171] Европейскую Россию во второй половине 90-х годов с сохранившейся верой в революционность крестьянства. При ее содействии, а также старого народника А.И.Бонч-Осмоловского и Г.А.Гершуни, основным занятием которого была в то время легальная культурно-просветительская работа, в 1899 г. в Северо-Западном крае была образована Рабочая партия политического освобождения России (РППОР) с центром в Минске. Ее программные и тактические принципы были изложены в брошюре “Свобода”.

В 1900 г. заявила о себе изданием “Манифеста” Партия социалистов-революционеров, объединившая ряд эсеровских организаций на юге России и потому часто именовавшаяся южной партией социалистов-революционеров.

Расширил свои границы и Союз социалистов-революционеров. Его группы появились в Петербурге, Ярославле, Томске и ряде других мест. Программа Союза была составлена еще в 1896 г., а отпечатана типографским способом в 1900 г. под названием “Наши задачи”.

Воплощением объединительной тенденции в эмиграции явилось образование в 1900 г. в Париже по инициативе В.М.Чернова Аграрно-социалистической лиги (АСЛ). Она была знаменательна прежде всего тем, что провозгласила очередным вопросом революционного дела работу в крестьянстве.

В деле идейного определения и организационного сплочения эсеровского движения периодическая печать играла заметную роль: эмигрантские ежемесячная газета “Накануне”, (Лондон, 1899) и журнал “Вестник русской революции” (Париж, 1901), а также газета “Революционная Россия” Союза социалистов-революционеров, первый номер которой появился в начале 1901 г.

Численность, влияние и практическая деятельность региональных эсеровских организаций далеко не соответствовали их претенциозным названиям. РППОР первостепенной задачей считала завоевание политической свободы с помощью террора. Ей принадлежит идея создания особой Боевой организации. Наиболее значимыми делами РППОР было издание и распространение ею в ряде городов, в том числе в Петербурге, первомайской прокламации с призывом к политической борьбе с помощью террора и создание мастерской по изготовлению ручных печатных станков. Весной 1900 г. партия была почти полностью ликвидирована полицией.

Скорее символической, нежели реальной была южная Партия социалистов-революционеров. Ее “крестная мать” Е.К.Брешковская признавала, что партийный “Манифест” был составлен слабо, что с выпуском его спешили, для того чтобы сторонники партии “стали быстрее примыкать к; ее организациям”. Партия не имела ни руководящего центра, ни печатного органа. Она представляла собой подобие конфедерации местных эсеровских организаций. Помимо “Манифеста” под грифом партии были выпущены в 1901 г. брошюра для крестьян “19 февраля” и первомайская прокламация. Готовилась к печати, но была арестована при издании брошюра “Подсчет сил”. Осенью 1901 г. была создана комиссия для связи с заграницей с целью доставки оттуда революционной литературы. В состав комиссии вошли Брешковская, П.П.Крафт и Гершуни. [c.172]

Малочисленной, чисто интеллигентской по своему составу, глубоко законспирированной организацией, лишь изредка проявлявшей себя изданием какой-либо брошюры или прокламации, оставался Союз социалистов-революционеров. Его деятельность несколько активизировалась в связи с началом издания газеты “Революционная Россия”. О малых возможностях Союза наглядно свидетельствует тот факт, что в течение 1901 г. было выпущено всего лишь два номера газеты.

В состоянии летаргического полусна оставалась эмиграция. Туго шло издание литературы для крестьян у Аграрно-социалистической лиги и “совершенно не клеилось” дело с доставкой этой литературы в Россию, так как у Лиги прямых связей с ней практически не было.

Значительными были разногласия в эсеровской среде. Они касались ряда важных программных, тактических и организационных вопросов. В частности, не было единства по вопросам о масштабе и темпах политических преобразований, о роли и значении различных классов в этих преобразованиях, о формах, методах и средствах борьбы, особенно о терроре. По-разному представлялись принципы построения партии.

“Манифест” южных эсеров более других эсеровских программных документов отражал разброд, который был свойственен эсеровской мысли того времени. Он представлял собою первую попытку изложить эсеровскую программу, не придерживаясь трафарета программы “Народной воли”. В нем явственно проявлялось влияние марксизма, особенно в признании расслоения крестьянства на сельский пролетариат, мелкую сельскую буржуазию, малоземельное крестьянство и существования борьбы между этими группами. В то же время присутствовали и неонароднические утверждения о совпадении интересов крестьянства с интересами рабочих, о возможности устройства их жизни на социалистических началах. Сказывалось двойственное отношение к общине. Не было уже абсолютной уверенности в ее социалистическом будущем. Она рассматривалась лишь как средство, которое может облегчить усвоение крестьянами идеи национализации земли, а также революционную пропаганду и агитацию в деревне. Значительным было расхождение в оценке террора. РППОР и ССР отводили ему чуть ли не главное место в борьбе против самодержавия, южные же эсеры были сторонниками коллективных форм борьбы; демонстраций, митингов, стачек и т. п. Террор южными эсерами допускался лишь как крайнее средство самозащиты в борьбе с провокаторами и предателями революционного дела. Разные мнения существовали и по вопросу организационного строительства партии. РППОР и южные эсеры отдавали предпочтение федеративному принципу. “Наш план организации, – говорилось в программе РППОР, – федерация автономных местных групп, объединенных программою и практическими приемами”. Представители ССР, выступая за партию, “покоящуюся на принципе заговора”, были сторонниками ее строгой централизации. По их мнению, партия должна была образоваться не путем механического объединения ряда местных организаций, а вырасти органически вокруг определенного, объединяющего всех дела. [c.173]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных