Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ 42 страница




 

Определяющим становится изменение первого параметра: индивидуального самосознания. До сих пор его противоположными полюсами были чувство общности судьбы и родовой принадлежности ("все умирать будем") и чувство собственной специфической индивидуальности («смерть своя»). В XIX в. то и другое ослабевает, уступая место третьему чувству, ранее смешивавшемуся с первыми двумя: чувство «другого», причем не любого другого человека, а нескольких самых близких. Аффективная привязанность, некогда распространявшаяся на обширную группу людей, сосредоточивается отныне на самых дорогих сердцу родных и друзьях, разлука с которыми — смерть есть прежде всего разлука — начинает восприниматься как невыносимая, вызывает драматический кризис всех чувств. Отсюда модель, названная нами «смерть твоя», за которой целая эволюция чувств, столь же важная для истории, как и революция идей, политическая, индустриальная или демографическая революция. Между всеми этими революциями связь более глубокая, нежели простая взаимозависимость во времени.

 

На смену традиционной общине и эгоистическому индивиду конца Средневековья и начала Нового времени приходит «нуклеарная» семья: супружеская пара с детьми, заново изваянная ее новой функцией носителя абсолютной аффективной привязанности всех ее членов друг другу. Частная жизнь, privacy, побеждает все иные формы чувствительности, противостоя одновременно и индивидуализму, и традиционной архаической общинности. «Смерть своя» теряет смысл. Страх умереть самому в значительной мере сменяется страхом разлуки с «другим», с теми, кого любишь.

 

Смерть «другого», «тебя» возбуждает пафос, прежде отвергавшийся. Церемонии, совершаемые в комнате умирающего или в период траура, ранее призваны были служить барьером против избытка эмоций или безразличия. Теперь же они деритуализируются, теряют свой условный характер, становятся формами спонтанного выражения горя и

 

 

 

скорби живых. Оплакивают не сам факт кончины, а именно физическое расставание с умершим. Сама же смерть, напротив, перестает быть печальной. Она желанна, она возвеличивается, она прекрасна! Дикая природа проникает в неприступную башню человеческой культуры, гуманизируется и сливается с ней в компромиссе прекрасной смерти. Смерть — уже не близкая и прирученная, как в традиционных обществах, но и не абсолютно дикая. Она становится патетической и красивой, как сама природа в своей огромности и бесконечности, как море, как бескрайняя равнина. Прекрасная смерть — это компромисс, позволяющий канализировать непомерную патетику, но требующий и уступок: явление, которое хотели уменьшить и прикрыть, спрятать, предстает в необычайном блеске и пышности.

 

Однако смерть.не могла бы явиться в облике высокой красоты, если бы не перестала ассоциироваться со злом. Древнее тождество между смертью, физической болью, моральным страданием, грехом нарушается. Наш параметр 4, долгое время неподвижный^ начинает меняться. Зло отступает, покидает душу и сознание человека, где оно, как считалось, главным образом и пребывает. Первой исчезает в XVIII в. (в Англии, возможно, уже столетием раньше) вера в ад и в неразрывную связь между смертью и грехом или же моральным терзанием. Реальность физического страдания пока еще не оспаривается. Проблему ада научная мысль и богословие ставят самое позднее в XVIII в., а уже к началу следующего столетия дело сделано: и в католических, и в протестантских культурах страх ада перестает существовать. Теперь уже невозможно поверить, будто ушедший любимый человек может подвергаться риску адских мук. Самое большее — у католиков — остается еще вера в чистилище, сводящая благочестивую озабоченность живых к недолгому периоду, пока душа умершего проходит это последнее испытание.

 

Если же ада больше нет, то и рай меняет свой облик. Речь идет о нашем параметре 3: вера в продолжение существования после смерти. Мы проследили выше медленный переход от мирного сна homo totus к апофеозу бессмертной души. В XIX в. побеждает иное представление о потустороннем мире. Небеса становятся местом, где любящие сердца, потерявшие друг друга на земле и не принявшие этой разлуки, встречаются вновь. Рай воссоздает земные чувства и привязанности и гарантирует им вечность. Таков рай христиан, таков же и астральный мир спиритов и тех, кто верит в переселение душ. Но таков же и мир памяти об умершем у неверующих или вольнодумцев, отрицающих реальность жизни после смерти. Различия между учениями

 

 

 

могут быть сколь угодно большими, в практике того, что можно назвать культом мертвых, они куда слабее. И те, и другие, и третьи строят мысленно один и тот же прекрасный замок, подобный земным жилищам, чертог, где когда-нибудь — неважно, во сне или наяву, — они вновь обретут тех, кого ни на минуту не переставали страстно любить, оплакивать и ждать.

 

V

 

Психологический пейзаж, сложившийся в XIX в., просуществовал недолго: не более полутораста лет. Но модель, пришедшая ему на смену и названная нами «смерть перевернутая», явилась продолжением структур и тенденций менталитета, возникших ранее. Вместе с тем она противоречит предшествующей модели в ее наиболее ярких проявлениях. Все происходит так, словно тенденции XIX в. вызвали к жизни в процессе своего развития явления прямо противоположные.

 

Сегодняшняя модель смерти по-прежнему определяется чувством privacy, но ставшим еще жестче, еще требовательнее. И однако, часто можно слышать, что чувство это ослабевает. Мы имеем здесь дело со стремлением к абсолюту, не терпящему ни одного из тех компромиссов, которые общество эпохи романтизма принимало, маскируя их своей риторикой (мы сегодня сказали бы: «своим лицемерием»), Сейчас мы требуем, чтобы доверие между людьми было полным — или никаким. Мы не допускаем больше промежуточных состояний между успехом и провалом. От смерти человека мы требуем большего совершенства, чем от жизни.

 

Усиление аффективных уз между близкими людьми в XIX в. возбудило в конце концов желание уберечь умирающего или просто тяжелобольного от его собственных эмоций, до последнего момента скрывая от него серьезность его положения. Умирающий, разгадав эту благонамеренную игру, в свою очередь, стал в ней участвовать, не желая разочаровывать своих озабоченных близких. Отношения вокруг умирающего отныне определялись соучастием в этой любящей лжи. Это могло стать возможным лишь тогда, когда желание уберечь умирающего от жестокой реальности возобладало над радостями свободного и тесного общения с ним в его последние дни. Не забудем, что в эпоху романтических прекрасных смертей именно в этот период возникал особенно тесный союз между тем, кто уходил, и теми, кто оставался. И речи не могло быть о том, чтобы лишить уми-

 

 

 

рающего его великой привилегии: сблизиться перед смертью с Богом и/или с «другими». Стремление же скрыть от умирающего его состояние делало эту близость, это общение невозможными. Ложь, пусть даже обоюдная и основанная на взаимопонимании, лишала свободы и пафоса общение

 

умирающего с окружающими.

 

В действительности интимность такого общения в последние часы жизни была уже прежде отравлена безобразием тяжелой болезни, а затем перемещением умирающего в больницу. Смерть становится грязной и медикализируется. Без красоты последних часов общения с умирающим смерть остается зрелищем ужасным и отталкивающим. Когда пали последние бастионы обороны от секса и смерти в их естественном диком виде, на помощь обществу пришла медицина. Смерть начали запирать в научных лабораториях, в клиниках, где уже не было места эмоциям. В этих условиях лучше было молчаливо условиться о соучастии во взаимной лжи.

 

Индивид уступает право собственности на его смерть семье, близким. Общество чувствует себя все менее и менее причастным к смерти одного из своих членов. Прежде всего потому, что оно уже не считает необходимым поддерживать коллективную оборону от дикой природы, теперь уже раз и навсегда гуманизированной благодаря прогрессу техники, в том числе медицинской. К тому же общество больше не испытывает достаточного чувства солидарности, отказавшись в реальности от ответственности и инициативы в организации коллективной жизни. Более того: община в старом смысле слова вообще перестала существовать, ее заменил агломерат атомизированных индивидов.

 

Однако, в известном смысле «подав в отставку», этот массовый и бесформенный агломерат, который мы сегодня называем обществом, по-прежнему поддерживается новой системой запретов и контроля ("надзирать и наказывать" — формула философа Мишеля Фуко). Сейчас массовое общество восстало против смерти. Точнее, оно стыдится смерти, больше стыдится, чем страшится. Оно ведет себя так, как будто смерти не существует. Если чувство «другого», доведенное до самых крайних логических следствий, является первой причиной того поведения перед лицом смерти, какое мы наблюдаем в наши дни, то вторая причина — стыд и запрет, налагаемый этим стыдом.

 

Стыд этот есть в то же время прямое следствие окончательного ухода зла. Подтачивание власти дьявола началось еще в XVIII в., когда и само его существование было поставлено под сомнение. Вместе с идеей ада стало исчезать понятие греха. Все разновидности духовного и морального

 

 

 

зла отныне рассматривались не как данности ветхого человека, а как ошибки общества, которые хорошая система надзора (и наказания) могла бы устранить. Целью науки, нравственности, социальной организации стало счастье. Препятствием к нему еще оставалось физическое зло, оставалась смерть. Устранить их было невозможно. Романтики ассимилировали смерть, представили ее прекрасной. Но идущее с незапамятных времен сосуществование с болезнью, страданием и агонией оставалось неизменным, ибо физическое зло внушало жалость, а не отвращение. Все началось с отвращения: еще до того как стали задумываться о возможности уничтожить физическое зло, перестали выносить его вид, его хрипы, его дурной запах.

 

Затем медицина оказалась в состоянии уменьшить страдание или даже совсем свести его на нет. Зло перестало обволакивать человека, смешиваться с ним, как в традиционных религиях, в частности в христианстве. Конечно, оно еще существовало, но только вне человека, в маргинальных пространствах, еще не колонизованных ни политикой, ни моралью: войны, преступления, нонконформизм, которые, в свою очередь, когда-нибудь будут устранены обществом, подобно тому как медицина устранила болезнь и страдание.

 

Но если нет больше зла, что же тогда делать со смертью? На этот вопрос общество сегодня предлагает два ответа: один банальный и один аристократический.

 

Первый есть не что иное, как массовое признание бессилия: не замечать того, чего нельзя предотвратить, вести себя так, как будто его не существует. Следовательно, продолжать безжалостно принуждать близких умершего молчать и ничем не проявлять свою скорбь. Свинцовое молчание простерлось сегодня над смертью. Когда же оно нарушается, как случается иногда в Северной Америке, то происходит это лишь для того, чтобы свести смерть на уровень какого угодно незначительного события, о котором стараются говорить с полным безразличием. В обоих случаях результат тот же: ни индивид, ни общество не находят в себе достаточной прочности, чтобы признать смерть.

 

Между тем подобное отношение к смерти не смогло устранить ни ее саму, ни страх перед ней. Напротив, под маской медицины возвращаются пугающая дикость и неистовство неприрученной смерти. Смерть в больнице, ощетинившаяся трубками медицинских приборов, становится сегодня более леденящим душу образом, нежели скелеты и трупы искусства macabre. Обнаруживается зависимость между «удалением» смерти — последнего прибежища зла — и возвращением той же самой смерти в ее пугающе диком виде. Это и не удивительно: для прируче-

 

 

 

ния смерти необходима была вера в зло. Устранение одного вернуло другое в состояние первоначальной дикости.

 

Вот почему маленькая элита антропологов, скорее психологов или социологов, чем врачей или священников, была поражена этим противоречием. Они предлагают не столько «удалить» смерть, сколько «гуманизировать» ее. Необходимо принять реальность смерти, а не стыдиться ее. Речь не идет о возвращении веры в зло, но о попытке примирить смерть со счастьем. Смерть должна только стать выходом, скромным, но достойным, человека умиротворенного за пределы общества, готового ему помогать, общества, которое уже не терзает и не потрясает слишком сильно идея биологического перехода, без какого-либо значения, без боли и страдания, наконец, без тревоги.

 

 

ПРИМ ЕЧАНИЯ

 

1. Le Goff J. Culture cléricale et traditions folkloriques dans la civilisation

mérovingienne //Annales ESC, 1967, № 4, p. 780 sq.

 

2. Les Romans de la Table ronde /Adaptés par J.Boulenger. P., 1941, p. 443

sq.

 

3. Ibid., p. 124.

 

4. La Chanson de Roland /Ed. par J.Bédier. P., 1922, CCVII, CLXXIV; Le

Roman de Tristan et Yseult /Adapté par J.Bédier. P., 1946, p. 247.

 

5. Duby G. L'An mil. P., 1967, p. 78.

 

6. Les Romans de la Table ronde, p. 154.

 

7. Duby G. L'An mil, p. 76.

 

8. Grimaud G. Liturgie sacrée //Durand de Mende G. Rationale divinorum

officiorum. P., 1854. T. V, p. 290.

 

9. Tenenti A. Il Senso délia morte e l'amore délia vita nel Rinascimento.

Torino, 1957, p. 170, n. 18.

 

10. Du Noyer A.M. Lettres et Histoires galantes. Amsterdam, 1780, t. 1,

p. 300.

 

11. Troyat H. Vie de Tolstoi·. P., 1965, p. 827.

 

12. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1931, т. 5, с. 166.

 

13. Guitton J. M.Pouget. P., 1941, p. 14.

 

14. Durand de Mende G. Rationale... T. V, p. XIV.

 

15. Les Romans de la Table ronde, p. 380.

 

16. Ibid., p. 350; Le Roman de Tristan...

 

17. Durand de Mende G. Rationale.., t. V, p. XXXVIII.

 

 

 

18. Солженицын А.И. Собр. соч. Frankfurt/Main, 1969, t. 2, с. 115.

 

19. 'Les Romans de la Table ronde, p. 350, 447.

 

20. Peter J.-P. Malades et maladies au XVIIIe siècle //Annales ESC, 1967,

№ 4, p. 712; Craven P. Récit d'une soeur. Souvenirs de famille. P.,

1866, vol. 2, p. 197.

 

21. Pincus L. Death and the family. N.Y., 1975, p. 4 — 8.

 

22. Le roman de Tristan...

 

23. Le Romancero /Trad. par M. de Pomès. P., 1947, p. 191.

 

24. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., 1936, т. 26, с. 98.

 

25. Бабель И.Э. Соч. М., 1990, т. 2, с. 188 — 189.

 

26. Гомер. Одиссея, XI, 475, 494; Вергилий. Энеида, VI, 268 — 679.

 

27. Овидий. Фасты, П, 533.

 

28. 1-е Послание к Коринфянам св. an. Павла, 15, 6; Деяния святых апо-

столов, 7, 60.

 

29. Jacques de Voragine. La Légende dorée /Trad. par J.-B.Roze. P., 1967,

t. 2, p. 12 sq.

 

30. Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie. P., 1907, t. XII,

col. 28.

 

31. Castan N. Criminalité et subsistances dans le ressort du Parlement de

Toulouse (1690 — 1730). Toulouse, 1966 (thèse dactylographiée), p. 315.

 

32. Bourget P. Outre-mer. P., 1895, t. 2, p. 250.

 

33. Thomassin L. Ancienne et Nouvelle Discipline de l'Eglise. P., 1725, t. 3,

p. 543 sq; Dictionnaire d'archéologie.., t. I, col. 479 — 509.

 

34. Sancti lohannis Chrysostomi Opera. P., 1738, vol. 8, p. 71.

 

35. Thomassin L. Ancienne et Nouvelle Discipline.., p. 543 sq.

 

36. Meslin M., Palanque J.-R. Le Christianisme antique. P., 1967, p. 230.

 

37. Le Goff J. La Civilisation de l'Occident médiéval. P., 1964, p. 239.

 

38. Dictionnaire d'archéologie.., t. I, col. 486.

 

39. Tertulliani De resurrectione carnis, 43 //Patrologiae cursus completus.

Séries latina /Ed. J.-B.Migne. P., 1866, t. 2, col. 856 (далее PL).

 

40. Dictionnaire d'archéologie.., t. I, col. 486.

 

41. PL, 1862, t. 57, col. 427.

 

42. Dictionnaire d'archéologie.., t. I, col. 486.

 

43. Salin E. La Civilisation mérovingienne. P., 1949, vol. 2, p. 35.

 

44. Dauvergne R. Fouilles archéologiques à Châtenay-sous-Bagneux

//Mémoires des sociétés d'histoire de Paris et d'Ile-de-Françe. P., 1965 —

1966, p. 241 — 270.

 

45. Capitula de partibus Saxoniae //Monumenta Germaniae Historica. Leges.

Hannoverae, 1885, V, p. 43.

 

46. Dictionnaire d'archéologie.., t. I, col. 486.

 

47. Lesne E. Histoire de la propriété ecclésiastique en France. Lille, 1936,

t. 3, p. 122 — 129.

 

48. Siral J. Guide historique de Guiry-en-Vexin. Guiry, 1964.

 

49. Eygun F., Levillain L. Hypogée des Dunes à Poitiers. Poltiers, 1964.

 

 

50. Maxima bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum

ecclesiasticorum. Lugduni, 1677, t. 25, p. 527.

 

51. Chedeville A. Liber controversarium Sancti Vincentii Cenomannensis ou

Second Cartulaire de l'abbaye Saint-Vincent du Mans. P., 1968.

 

52. Sponde de H. Les Cimetières sacrez. Bordeaux, 1598, p. 144.

 

53. Thomassin L. Ancienne et Nouvelle Discipline.., p. 543 sq.

 

54. Lesne E. Histoire.., t. 3, p. 122 — 129; Morice H. Mémoires pour servir

de preuves à l'histoire civile et ecclésiastique de Bretagne. P., 1742, t. 1,

p. 559. Du Cange C. Glossarium mediae et infimae latinitatis. P., 1840 —

1850, s.v. «imblocatus».

 

55. Dante Alighieri. La Divina Commedia. Purgatorio, III. Firenze, 1920,

p.227.

 

56. Journal d'un bourgeois de Paris au Moyen Age/ Ed. par A.Tuetey. P.,

1881, p.17,44.

 

57. Potocki J. Manuscrit trouvé à Saragosse. P., 1958, p. 51.

 

58. Chevalier L. Classes laborieuses et classes dangereuses à Paris. P., 1958.

 

59. Thomassin L. Ancienne et Nouvelle Discipline.., p. 543 sq.

 

60. Durand de Mende G. Rationale.., t. V, p. ХП.

 

61. Thomassin L. Ancienne et Nouvelle Discipline.., p. 543 sq.

 

62. Charles-Picard G. La Carthage de saint Augustin. P., 1965, p. 204 —

205, 210.

 

63. Thomassine L. Ancienne et Nouvelle Discipline.., p. 543 sq.

 

64. Gerson J. Opera. Anvers, 1706, t. 2, p. 440.

 

65. Bernard A. La Sépulture en droit canonique. P., 1933, p. 20 — 21.

 

66. Sauvai H. Histoire et Recherches des antiquités de Paris. P., 1724, t. 1,

p. 359; Dufour V. Le Cimetière des Innocents //Hoffbauer F. Paris à

travers les âges. P., 1882, t. 2, Part. 1, p. 1 — 28.

 

67. Vieillard-Troi'ekouroff M. et al. Les Anciennes Eglises suburbaines de

Paris (IV — Xe siècles). P., 1960, p. 198.

 

68. Dufour V. La Danse macabre des Saints-Innocents de Paris. P., 1874;

 

idem. Le Cimetière.., p. 29.

 

69. Lasteyrie de F. Un enterrement à Paris en 1697 // Bulletin de la société

d'histoire de Paris et de l'Ile-de-Françe. P., 1877, t. IV, p. 146 — 150.

 

70. Journal d'un bourgeois.., p. 116; Sauvai H. Histoire.., t. 2, p. 557.

 

71. Le Braz A. La Légende de la Mort chez les Bretons armoricains. P., 1902,

t. 1, p. 313, 286.

 

72. Ducrocq Th. De la variété des usages funéraires dans l'Ouest de la France.

P.,1884.

 

73. Le Bras G. Asile //Dictionnaire d'histoire et de géographie ecclésiastiques.

P., 1930, t. 4, col. 1035 — 1047.

 

74. Du Cange С. Glossarium.., s.v. «cimeterium».

 

75. Lesne E. Histoire.., t. 3, p. 122 — 129.

 

76. Prévost G.-A. L'Eglise et les campagnes au Moyen Age. P., 1892, p. 50 —

51.

 

77. Lesne E. Histoire.., t. 3, p. 122 — 129.

 

 

 

78. Chedeville A. Liber.., № 153.

 

79. Dumas A. L'Eglise au pouvoir des laïques //Fliehe A., Martin V. Histoire

de l'Eglise. P., 1940, t. 7, p. 268.

 

80. Journal d'un bourgeois...

 

81. Vallance A. Old Crosses. London, 1930, p. 13.

 

82. Dufour V. Le Cimetière.., p. 29.

 

83. Le Braz A. La Légende.., t. 1, p. 123.

 

84. Chedeville A. Liber... № 285.

 

85. Le Braz A. La Légende.., t. 1, p. 259.

 

86. Bernard A. La Sépulture.., p. 20 — 21.

 

87. Le Braz A. La Légende.., t. 1, p. XXXV.

 

88. Bernard A. La Sépulture.., p. 20 — 21.

 

89. Journal d'un voyage à Paris en 1657. P., 1862, p. 46.

 

90. Le Goff J. Culture cléricale.., p. 780 sq.

 

91. Ср.: Tuetey A. Testaments enregistrés au Parlement de Paris sous le

règne de Charles VI. P., 1880, N" 282 (далее Tuetey).

 

92. Tuetey, № 105.

 

93. Lesne E. Histoire.., t. 3, p. 122 — 129.

 

94. Tuetey, № 282; Archives nationales (далее AN), Minutier Central (далее

MC), XXVI, 24; LI, 112; LXXV, 87.

 

95. Archives départementales (далее AD) de la Haute-Garonne. Testaments

séparés 11 808, № 19; MC, LXXV, 54, 372; CXIX, 355; LXXVIII;

 

Tuetey, 217; MC, LXXV, 94.

 

96. MC, LXXV, 97; Anthologie poétique française. Moyen Age. P.,

1967, t. II, p. 201.

 

97. MC, VIII, 328; LXXV, 48.

 

98. MC, LXXV, 76,62.

 

99. MC, XXVI, 25.

 

100. Archives départementales de Limoges, H. 9180 bis.

 

101. Tuetey, 211; MC, III, 507; XVI; 30; LXXV, 146.

 

102. Tuetey, 61, 217.

 

103. MC, LXXV, 80; Tuetey, 337.

 

104. Tuetey, 264, 323.

 

105. Tuetey, 337; MC, LXXVIII; Ш, 533, 532.

 

106. MC, XXVI, 24; Tuetey, 80; MC, LXXV, 109, 372.

 

107. MC, III, 516; LXXV, 146; III, 533.

 

108. Magne E. La fin trouble de Tallemant des Réaux. P., 1922, p. 342.

 

109. MC, LXXV, 46 66; XLIX, 179; LXXV, 117, 137; Tuetey, 185; AN,

Y 86, F" 68 n V".

 

110. Archives de la ville de Toulouse, registres paroissiaux.

 

111. MC, III, 522.

 

112. Foster C.W. Lincoln Wills. Lincoln, 1914.

 

 

 

113. Ibid., p. 54, 558.

 

114. Jankélévitch V. La Mort. P., 1966, p. 174.

 

115. Ntedika J. L'Evocation de l'au-delà dans les prières pour les morts.

Louvain, 1971, p. 55 sq.

 

116. Dupont J. La Salle du Trésor de la cathédrale de Châlons-sur-Marne

//Bulletin des monuments historiques de la France, 1957, p. 183, 192 —

193.

 

117. Mâle E. La Fin du paganisme en Gaule. P., 1950, p. 245 sq.

 

118. Feder J. Missel quotidien des fidèles. Tours, 1958, p. 1623 — 1624.

 

119. Tenenti A. Il Senso.., p. 443, fig. 40.

 

120. Miroir de l'âme du pêcheur et du juste pendant la vie et à l'heure de la

Mort. Méthode chrétienne pour finir saintement la vie. Lyon, 1752,

p.15,35.

 

121. Tenenti A. La Vie et la Mort à travers l'art du XVe siècle. P., 1952,

p. 98 sq.

 

122. Manuscrits à peinture du XIIIe au XVIe siècle. Catalogue de l'exposition.

P., 1955, №115.

 

123. Ibid., № 303; Tenenti A. La Vie.., p. 55.

 

124. Huizinga J. Le Déclin du Moyen Age. P., 1975, p. 142.

 

125. Mâle E. L'Art religieux en France. P., 1950; Panofsky E. Tomb

Sculpture. London, 1954.

 

126. Adhémar J. Les tombeaux de la collection Gaignières //Gazette des Beaux-

Arts. P.,1974,t. 1, p. 343 — 344.

 

127. Tenenti A. Il Senso.., p. 192 — 193.

 

128. Adhémar J. Les tombeaux.., p. 343 — 344.

 

129. Tenenti A. La Vie.., p. 8 — 10.

 

130. Saugnieux J. Les Danses macabres de France et d'Espagne. P., 1972;

 

Anthologie poétique française.., t. II, p. 353 — 355; Dubruck E. Thé

Theme of Death in French Poetry. London, 1964.

 

131. Michault P. Raisons de Dame Atropos //Anthologie poétique.., t. II,

p. 323 — 329.

 

132. Villon F. Le Testament, XLI //Villon F. Oeuvres. P., 1962, p. 30.

 

133. Villon F. Les Regrets de la Belle Heaumière // Ibid., p. 40 — 42; Tenenti

A. La Vie.., p. 99.

 

134. Fleury A. Le Testament dans la coutume de Paris au XVIe siècle. Nogent-

le-Rotrou, 1943, p. 81 — 88; Delumeau J. La Civilisation de la

Renaissance. P., 1967, p. 386.

 

135. Mesplée P. La Sculpture baroque de Saint-Sernin. Catalogue de

l'exposition. Toulouse, 1952.

 

136. Stone L. The Crisis of Aristocracy. Oxford, 1965.

 

137. Tenenti A. Il Senso.., p. 430.

 

138. Tenenti A. La Vie.., p. 38; idem. Il Senso.., p. 48 — 81, 165.

 

139. Tenenti A. La Vie.., appendice, p. 98 — 120.

 

140. Manuscrits à peinture du VIIe au XIIe siècle. Catalogue de l'exposition.

 

P., 1954 № 222.

 

 

17-2006

 

 

141. Sterling Ch. La Nature morte. Catalogue de l'exposition. P., 1952, p. 8.

 

142. La Chanson de Roland. V. 1140, 2951 —2960.

 

143. Ntedika J. L'Evocation.., p. 68 sq.

 

144. Durand de Monde G. Rationale... t. V, p. XXXVIII.

 

145. La Chanion de Roland, V. 2875 sq.; Les Roman· de la Table ronde,

p. 418 sq., 444.

 

146. Martino de E. Morte e pianto rituale nel mondo antico. Torino, 1958

p. 32.

 

147. Les Romans de la Table ronde, p. 447, 461.

 

148. Le Roman de Tristan et Yseult, p. 247; La Chanson de Roland, v. 2970,

3725.

 

149. Ntedika J. L'Evocation.., p. 68 sq.

 

150. Dictionnaire d'archéologie.., t. IV, col. 1046 sq.

 

151. PL, 1850, t. 85, col. 114 sq., 175, 195, 209, 221, 224, 225.

 

152. Ntedika J. L'Evocation.., p. 133.

 

153. Sancti Bonifatii et Lullii epistolae /Hrsg. von M.Tangl. Berlin, 1916,

S. 232 — 233.

 

154. Le Bras G. Etudes de sociologie religieuse. P., 1955, t. 2, p. 418.

 

155. Moléon de M. Voyages liturgiques en France. P., 1718, p. 151 sq.; Van

Gennep A. Manuel du folklore français contemporain. P., 1946, t. 2,

p. 674 — 675, 715 — 716.

 

156. Le Romancero, p. 102.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных