ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Г л а в а с е д ь м а я
Как мы уже установили, хор подразделяется: а) на четыре основные партии, которые, делясь, в свою очередь образуют девять хоровых партий, необходимых для состава полного смешанного хора; б) на четыре группы родственных голосов и в) на три слоя хоровой звучности. Каждое из этих подразделений само по себе не есть нечто целое, но в совокупности эти три подразделения образуют форму вокальной организации, которую мы называли простой. Теперь мы приступаем к характеристике сложной формы вокальной организации хора. Какими причинами вызывается необходимость этой сложной формы? Таких причин немало. Многие из опытных хоровых дирижеров исследовали и использовали простую форму во всей ее широте и глубине. Все разнообразнейшие звучности, которые эта форма может дать, они слышали, на них учились, их извлекали и ими пользовались. Но все же, в конце концов, у них оставалась некоторая неудовлетворенность, хотя, быть может, и не всегда достаточно осознанная; даже после отличных исполнений хотелось чего-то еще более тонкого, сложного и широкого, более яркого и красочного. Чувствовалось, что сложные художественные запросы не могут ограничиться обычной простой формой. В чем же причина такой неудовлетворенности? В том, что мы недостаточно критически исследовали эту организацию и не придали значения тому, что она элементарно проста. Поэтому она и не заключает в себе предпосылок, необходимых для удовлетворения более сложных художественных запросов. Для удовлетворения таких сложных запросов потребуется и более сложная форма вокальной организации и неизбежно придется приступить к реорганизации хора. В чем должна заключаться такая реорганизация? Прежде чем разрешать этот вопрос, выясним, чего не хватало в простой форме, чего мы в ней не находили и что, следовательно, нужно предусмотреть в сложной форме. Человеческий голос есть совершеннейший музыкальный инструмент. Опытным хоровым дирижерам очень хорошо известны почти неисчерпаемые тембровые богатства его. Ни один музыкальный инструмент не в состоянии дать такого разнообразия тембра, такой теплоты и искренности звука, какие дает своим голосом талантливый певец. Мощь, величие, нежность, ласка, выразительность, прозрачность, мягкость и т. д. или же — тусклость, резкость, мрачность, холодность, пронзительность, таинственность — все это тембры, краски. Кажется, нет конца разнообразию и красочно-тембровому богатству человеческого голоса, непосредственно выражающего различные чувства. Простая форма вокальной организации имеет в виду четыре основные краски, четыре основных тембра (сопрано, альт, тенор и бас). Сложная же форма позволяет рассматривать эти четыре основных тембра, как четыре палитры, и брать с них столько красок, сколько каждая может дать. Изучение человеческого голосового материала и извлечение из него наибольшего количества красок-тембров и есть первая задача сложной формы вокальной организации хора. Известно, что хорошо петь можно только то, что лежит в естественном регистре, и что нюансы только тогда бывают удачными, легкими и правильными, когда в них хорошо сочетаются и динамика (сила), и агогика (скорость движения). Эти условия могут быть выполнены в совершенстве тогда, когда желаемый нюанс поручается хоровой группе, имеющей все необходимые для его выполнения данные. Всестороннее изучение регистров и основ динамики — вот вторая задача сложной формы, не менее обширная, чем первая. Итак, главный материал сложной формы вокальной организации хора составляют тембры, регистры и динамика.
При сложной форме вокальной организации хор подразделяется: 1) на легкую и тяжелую хоровые группы и 2) на группы регистро-тембровой системы. Первое подразделение связывает простую форму вокальной организации хора со сложной и легко осуществимой практически. Регистро-тембровая хоровая система требует для своего правильного построения не менее 81 исполнителя с соответствующим подбором тембров и регистров и потому осуществима труднее. К легкой группе относятся следующие хоровые партии:
С. 1-е, А. 1-е, Т. 1-е и Барит.; К тяжелой группе: С. 2-е, А. 2-е, Т. 2-е и Басы.
Октависты, смотря по надобности, могут примыкать и к той и к другой группе. Легкая и тяжелая группы — это, по существу, два правильно организованных хора. Все, что при исполнении должно звучать тихо, легко, прозрачно, особенно в верхних регистрах, должно поручаться легкой группе. Поясним это примером из «Баркаролы» Ф. Шуберта:
Очень трудно достигнуть легкости и кристальной прозрачности, если поручить исполнение приведенного отрывка всему хору. Если же он будет отдан легкой группе, дирижеру не надо будет затрачивать много труда и энергии, чтобы получить в исполнении требуемый эффект. Следующий пример показывает, как выгодно после первых трех тактов прозрачного рр легкой группы с еле слышным фоном октав дать на f весь хор:
Деление хора на легкую и тяжелую группы нужно не только для достижения динамических эффектов, оно необходимо и там, где требуется подвижность (прим. 93). Очень трудно всему хору, с грузной тяжелой группой, исполнить в быстром темпе с должной легкостью и подвижностью приведенный отрывок. Если же поручить ее только легкой группе, подвижность и легкость будут обеспечены. Редко, но все же встречаются такие места в хоровых сочинениях, где легкая группа не применима, а требуемый колорит дает только тяжелая группа:
Тяжесть, насыщенность и низкие регистры указывают, что только тяжелая группа может исполнить приведенный отрывок так, как этого требует его характер (прим. 92). Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости деления полного смешанного хора на легкую и тяжелую группы. Достигая с помощью этих групп до некоторой степени удовлетворяющих нас эффектов в хоровой звучности и подвижности, мы тем самым приближаемся к самой сути сложной формы вокальной организации — к построению регистро-тембровой хоровой системы. Сущность регистро-тембровой хоровой системы заключается в разделении всего хора на минимальные по количеству участников группки. Состав певцов в каждой такой группке будет равняться трем — тому наименьшему количеству певцов, какое необходимо для образования наименьшей хоровой партии (см. гл. II). Каждая группка должна рассматриваться как самостоятельная хоровая партия; называть и изображать ее мы для краткости будем треугольником. Каждый треугольник имеет свой определенный регистр и свой тембр, почему вся система и называется регистро-тембровой. Для образования малой регистро-тембровой системы мы разобьем хор на треугольники следующим образом: каждую из восьми партий полного смешанного хора (партия октав пока исключается) мы прежде всего разделим на три основных тембра: к первому мы отнесем самые легкие и нежные голоса; ко второму — гибкие голоса средней силы, эластичные и типически определенные; густые же, тембристые, насыщенные и сильные голоса мы отнесем к третьему. Таким образом, каждая из партий будет делиться на три группки по три певца, на три треугольника. Треугольники первого тембра будут помечены буквой «а», второго тембра — буквой «б» и третьего — «в». Возьмем партию 1-х сопрано. В первый треугольник, который будет помечен буквой «а», мы возьмем три голоса самых легких, нежных по звуку и тембру. Сила здесь необязательна и даже нежелательна. Легкость, нежность, обаяние и, если так можно выразиться, золотистость звука и тембра — таковы отличительные особенности этого треугольника, являющегося самым нежным, что должно быть во всей регистро-тембровой системе. Графически изображение этого треугольника таково:
Во второй треугольник, который мы пометим буквой «б», мы возьмем три гибких, средней силы, эластичных прозрачных голоса. Средняя сила и типическая определенность тембра тут необходимы. Голоса этого треугольника по характеру и тембру звука представляют собою то, что в хорах обычно называют хорошими с достаточной силой 1-ми сопрано:
Для третьего треугольника — под буквой «в» — нам остаются густые, тембристые, насыщенные голоса с определенной и значительной силой звука. Тембр их так содержателен и густ, что напоминает легкие меццо-сопрано. Этот треугольник — наиболее сильный в легкой группе сопрановой партии; партия 1-х сопрано через его посредство как бы связывается с партией 2-х сопрано:
Таким образом мы сорганизовали партию 1-х сопрано. Количественно она, как мы видим, должна равняться 9 голосам. Для первого треугольника 2-х сопрано (а) надо подобрать наиболее легкие и нежные голоса. Этот легкий, нежный звук должен быть все же содержательным и насыщенным. Характер и тембр этого треугольника должны быть такими же, как и в треугольнике С1а, но насыщеннее и гуще. Вообще, треугольники С1а и С2а — это звенья, соединяющие партию 1-х сопрано с партией 2-х сопрано.
Для второго треугольника (б), как более сильного, чем первый треугольник (а), требуются уже густота, насыщенность и полнота звука, а вместе с этим и его эластичность. Этот треугольник по характеру и тембру своего звука есть то, что в хорах называют хорошими, полными, содержательными, вторыми сопрано.
Для третьего треугольника 2-х сопрано (в) требуются и определенная сила, и определенная густота и насыщенность звука и тембра. Этот треугольник заключает в себе самую большую силу, какую может дать сопрановая партия вообще. Тембр этих сильнейших сопрано должен иметь в себе даже нечто легко-альтовое, сближающее его с альтовым тембром.
Мы сорганизовали всю партию сопрано. Количественно она равняется 18 голосам, разделенным на шесть треугольников. Казалось, было бы естественно перейти теперь к организации партии альтов. Однако удобнее будет сначала заняться теноровой партией. Мы знаем, что партия теноров параллельна, родственна партии сопрано. Поэтому мы ограничимся прямым определением треугольников. Нежный, легкий, серебристый звук и тембр (altino).** Сила звука не обязательна.
Гибкий, средней силы, эластичный, прозрачный звук. Типическая определенность тембра.
Густота, тембристость, насыщенность, сила звука. Тембр, как и у Т2а, но немного нежнее.
Легкий, нежный, но содержательный и насыщенный звук, Характер и тембр, как у T1в, но немного гуще.
Достаточная густота, насыщенность, полнота, эластичность звука.
Сильный, густой, тембристый, насыщенный звук. Тембр почти легко-баритоновый.
Как в сопрановой партии, так и в партии теноров треугольники Т1в и Т2а являются связующими звеньями между первыми и вторыми тенорами, а треугольник Т2 сближает теноров с басовой партией, в частности с наиболее легкими ее голосами — с партией баритонов. Перейдем к альтовой партии. Мягкие, нежные и легкие голоса должны заполнить первый треугольник 1-х альтов под буквою «а». Он должен обладать наибольшей мягкостью и нежностью во всей альтовой партии. Тембр его — хотя и определенно альтовый, но мягок и нежен.
Иного характера будет звук в следующем треугольнике— «б»: в нем уже проявляется подлинно альтовая, хотя и средняя сила; тембр становится типически-определенным; необходимо в нем и наличие гибкости, металла и густоты. В хорах голоса этого типа называют хорошими средней силы альтами.
Третий и последний треугольник 1-х альтов — «в» — обладает определенной силой, не исключающей, однако, мягкости звука и тембра, густотой, яркостью и насыщенностью. Этот треугольник представляет силу в альтах легкой группы и сближает их с партией легких 2-х альтов, являясь таким образом звеном, связующим 1-е альты со 2-ми.
Если мы возьмем такие же альты, как в предыдущем треугольнике (А1в), но с несколько большей густотой и насыщенностью звука, то мы перейдем уже к группе легких, но содержательных 2-х альтов, из которых у нас составится треугольник, помеченный буквой А2а. Вместе с треугольником А1в он является звеном, связующим партии 1-х и 2-х альтов.
Голоса с достаточной густотой, силой и полнотой, не исключающей эластичности звука, заполнят второй треугольник партии 2-х альтов — «б».
Голоса, густые до тяжести, с большой насыщенностью и мощностью звука и тембра, почти переходящие в легкотеноровый тембр и звук, составят последний треугольник партии 2-х альтов — «в».
Этот треугольник сближает альты с группой легчайших теноров, называемых altini. Остается организовать басовую партию. Выбрав из баритонов самые легкие голоса с слегка насыщенным тембром и вместе с тем с легким налетом тенорового звука, мы получим первый треугольник баритоновой партии, помечаемый буквой «а».
Треугольник Бар.а и Т2в — звенья, связывающие эти две партии. Второй треугольник баритоновой партии (б) вместит в себя голоса уже более содержательные, с средней густотой и силой звука, с типичной определенностью баритонового тембра.
Более густые, тембристые, насыщенные и сильные голоса, но с мягкостью баритонового звука заполнят последний треугольник — «в». При баритоновой мягкости по насыщенности и силе голосов этот треугольник соприкасается с партией центральных басов, самых, впрочем, легких, мягких, с баритональным оттенком в тембре, и является звеном, связующим обе эти партии.
Если мы сгустим голоса предыдущего треугольника (Бар.в) и при их легкости придадим им большую содержательность и насыщенность, удержав некоторый налет баритонового тембра, то у нас составится треугольник легких центральных басов — «а».
Голоса с типичной определенностью басового тембра, с достаточной густотой, силой и полнотой, не исключающих эластичности звука, составят следующий треугольник центральных басов — «б».
Густые до тяжести, насыщенные и мощные голоса заполнят треугольник, помечаемый буквой «в». Голоса этого треугольника — мощные центральные басы, которые в хорах нередко почему-то называются вторыми басами. В действительности же нет ни первых, ни вторых басов, а есть баритоны, басы и октависты.
Казалось бы, что мы исчерпали партию центральных басов. Но это не совсем так. Есть басы с еще большей, с предельной густотой, силой и мощностью и в то же время с хорошим низким регистром (до большого до включительно), приближающим их к партии глубочайших басов-октавистов. Мы им отводим особое место — треугольник «г» в партии центральных басов, которую этот треугольник и соединяет с партией октавистов.
Октавистов мы разделим на два треугольника. К первому треугольнику «а» отнесем мягких, с нежным звуком и средней силой, не глубоких октавистов, ко второму треугольнику «б» — сильных и глубоких:
Вся эта система вокальной организации хоровых сил есть не что иное, как зародыш, который должен, если он в существе своем правилен, подвергнуться всестороннему развитию. Форма этой системы допускает самые разнообразные отклонения, усложнения, комбинации и т. п. Но регистро-тембровый принцип построения ее должен сохраниться: из него система выросла и по нему она должна направляться и развиваться. На практике нам приходилось уже сделать два отклонения от приведенной системы в сторону ее осложнения, что повело к образованию средней и большой систем. Количественная таблица регистро-тембровой хоровой системы имеет следующий вид:
Излагая регистро-тембровую систему, необходимо сказать о размещении хора на эстраде, рассмотреть диапазоны каждого треугольника и дать хотя бы один пример —образец тембрации, т. е. распределения хорового сочинения по регистро-тембровым треугольникам. При группировке треугольника на эстраде мы будем стремиться к тому, чтобы сосредоточить в центре хора все треугольники «а» легкой группы. Однако, как это видно из рисунка, во всей полноте этого сделать не удастся. Но маленькое отклонение — удаление от центра басового треугольника «а» — не должно нас смущать, это не будет иметь существенного значения. Мы не исключаем возможности и каких-либо иных комбинаций и перегруппировок. Отметим, что вкрапленные в треугольники цифры 1, 2, 3 имеют определенное значение. Место под цифрой первой (1) предназначается для певцов, ответственных как в голосовом, так и в музыкально-техническом отношениях и достаточно развитых. Они являются ответственными за свои треугольники, будучи в них своего рода старостами. Места под цифрами 2 и 3 занимают певцы, находящиеся под их наблюдением (см. гл. II). Такой подбор и расстановка певцов имеют не только вокальное и организационное значение, но и оказывают благотворное влияние на художественную сторону исполнения. Желательно иметь для каждого треугольника особую эстрадку. Эстрадки эти надо расставлять под таким углом, чтобы занимающие их певцы были обращены лицом к дирижеру. Начиная со второго ряда, высота эстрадок должна соответственно увеличиваться.
Переходим к вопросу о применении регистро-тембровых треугольников при исполнении какого-либо сочинения, или, что то же, — к вопросу о хоровой тембризации (оркестровка) исполняемого сочинения. Хоровая тембризация — наука будущего. Ее развитие пойдет пропорционально развитию регистро-тембровой системы. В настоящее время нам приходится тембризовать уже имеющиеся хоровые сочинения. Когда же эта система будет усовершенствована и сделается предметом преподавания, тогда и композиторы смогут писать уже не для четырех голосов, а будут учитывать возможности регистро-тембровой системы. С возникновением науки, родственной инструментовке, но изучающей человеческие голоса, их тембры, диапазоны, регистры и применяющей разные комбинации голосов по регистро-тембровым группам, несомненно, появятся и многострочные хоровые партитуры. Пока же мы попытаемся продемонстрировать опыт тембризации, воспользовавшись отрывком из хорового сочинения С. И. Танеева «Восход солнца». Рассмотрим этот отрывок в обычном партитурном изложении и сличим с ним составленную нами многострочную партитуру (прим. 94 и 94а). Исполнение взятого нами для примера отрывка должно отвечать двум главным требованиям: первое — это динамическое проведение длительного crescendo от рр до ff; второе — характерное изображение голосовыми тембрами постепенного рассвета, от первого луча, еле освещающего верхние контуры гор, до полного, яркого, блестящего восхода солнца. Обеспечивает ли применение регистро-тембровой системы выполнение первого требования? Из партитуры мы видим, что первые фразы отрывка поручены легчайшим треугольникам «а», которые без всякого напряжения, естественно и свободно выполнят начальное рр, ибо оно лежит в их регистрах. Далее к ним постепенно присоединяются треугольники «б», усиливая звук и тембровую окраску. Когда сила звука первых двух групп треугольников нарастает настолько, что они не могут уже дать большего, вступают тяжелые треугольники «в». Они вливают в динамическое развитие свою новую силу и заметно насыщают тембровое содержание. Но пока действовали треугольники только легкой группы. Дальше начинает развертываться тяжелая группа, вливая все новую и новую силу и все новые и новые тембры. Казалось бы, что все уже использовано, но на слове «она» вступают самые тяжелые треугольники тяжелой группы С.2в, А.2в, Т.2в и Окт.б, которые делают последний удар и тем завершают исполнение. Не в меньшей степени удовлетворено и второе требование: начинают легчайшие треугольники «а» со своими слабыми матово-золотистыми, как первая полоска рассвета, мягкими тембрами. Сгущая до крайности свои краски, они сделались бы бессильными и неяркими. Но к ним присоединяются более светлые и густые тембры треугольников «б», а чтобы предупредить угасание рассвета, вслед за ними вводятся густые и яркие тембры треугольников «в», и нарастание рассвета продолжается. Яркий блеск придает новому нарастанию тяжелая группа, начинающая развертывать свои треугольники и вносить ими новую силу света, приобретающую мощь со вступлением после них остальных треугольников.
В приведенном примере мы взяли наибольший нюанс и применяли регистро-тембровую систему по всей шкале нюансов. Из этого не следует, что регистро-тембровая система приложима только к таким длительным и сложным нюансам. Система богата и гибка; ее можно применять не всю от начала до конца, а любыми ее частями; можно вводит угольники то по одному, постепенно, то целыми группами и т. д. Поэтому система пригодна, если ею умело пользоваться, и для небольших нюансов с неярким колоритом. Регистро-тембровая система допускает также образование и всяческих смешанных групп, где будут объединяться треугольники разных групп. Благодаря этому можно будет каждую часть сочинения представить в требуемой звучности в соответствующем колорите. Мы уже знаем, что встречаются аккорды, в которых нет естественного ансамбля (см. гл. III). В таких случаях регистро-тембровая система особенно полезна: комбинируя треугольники, прибавляя или снимая их, можно уравновесить самый неудачный по звучности аккорд. В заключение необходимо сделать одно предостережение. В результате применения системы рельефно обозначаются регистры хоровых групп, ярче становится динамика; отпадают обычно испытываемые тяжелой группой затруднения при неудобных для нее регистрах или при необходимости дать большую подвижность: то и другое легко достигается правильным использованием треугольников, и сложные требования, касающиеся хоровой звучности, становятся выполнимыми. Все это удовлетворяет дирижера и хор, повышая работоспособность и интерес к делу. Однако в силу главного принципа простой формы вокальной организации, по которому каждый поющий в хоре должен и силой звука, и тембром голоса сливаться со своей партией, тембры достаточно ярко не выявляются: певцы уже приобрели навык сливать свой тембр с общим тембром партии для достижения совершенного ансамбля. В этом случае надо разъяснять певцам различие в значении частного тембра при простой и сложной формах вокально-хоровой организации. Упражняя каждый треугольник в отдельности, выявляя его своеобразный тембр, можно будет в конце концов достигнуть и желаемой красочности, лишь бы это не шло за счет отступления от главного принципа — совершенного хорового ансамбля.
____________________
* По своему содержанию настоящая глава является продолжением главы II, касающейся вопросов состава хора. ** Altino — альтино; так называются легкие, очень высокие тенора, в верхних регистрах переходящие в альтовый тембр.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|