Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бухгалтерский баланс предприятия 3 страница




а) обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества;

б) обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

в) требования по форме и цвету изделия;

г) обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемость продукции;

д) основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции;

е) требования по продолжительности выпуска продукции.

4. Какие из названных позиций относятся к нормативным документам по стандартизации:

а) Государственные стандарты Российской Федерации;

б) отраслевые стандарты;

в) технические условия;

г) инструкции;

д) стандарты предприятий;

е) документация по технологическому процессу.

5. Какие из названных позиций характеризуют международные стандарты ИСО серии 9000:

а) они ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень;

б) они установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества;

в) они определили порядок установления договорных отношений между предприятиями разных стран;

г) они регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.

6. Какие из перечисленных функций включает система управления качеством:

а) функции стратегического, тактического и оперативного управления;

б) функции принятия решений, анализа и учета;

в) функции социального обеспечения работников предприятия;

г) функции энергообеспечения предприятия;

д) функции управления научно-техническими разработками.

7. Какие из названных положений характеризуют политику предприятия в области качества:

а) достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий;

б) ориентация на удовлетворение требований потребителя;

в) повышение заработной платы работникам предприятия;

г) увеличение сроков гарантии на продукцию;

д) улучшение жилищных условий работников предприятия.

8. Сертификация продукции основана на:

а) проведении испытаний продукции;

б) оценке условий производства продукции;

в) оценке затрат, связанных с производством продукции;

г) надзоре за качеством продукции;

д) оценке прибыльности производства продукции.

Укажите правильные варианты ответов.

9. Какая из перечисленной продукции подлежит обязательной сертификации:

а) продукты питания;

б) автомобили;

в) книги и журналы;

г) самолеты;

д) ювелирные изделия;

е) электрооборудование;

ж) газовые приборы.

10. Какие из названных факторов характеризуют конкурентоспособность предприятия:

а) качество продукции,'

б) предоставляемый сервис;

в) затраты на производство продукции;

r) репутация фирмы;

д) ассортимент продукции.

11. Управление конкурентоспособностью предприятия предполагает:

«) систематическое совершенствование изделия;

б) поиск новых покупателей;

в) поиск новых каналов реализации продукции;

г) увеличение объемов производства;

д) улучшение сервиса;

е) повышение заработной платы рабочим.

Назовите правильные варианты ответов.

 

Тема 13. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации

 

Вопроса для обсуждения

 

l. Сущность и содержание ценовой политики предприятия.

2. Методы расчета цены.

3. Ценообразование на различных рынках.

 

Тесты

 

1. Какие из названных положений включает ценовая политика предприятия:

а) анализ конъюнктуры рынка;

б) оценка поведения конкурентов;

в) разработка технологического процесса изготовления продукции;

г) установление цен на продукцию предприятия„

д) выбор поставщиков сырья и материалов.

2. Какие из перечисленных положений характеризуют основные цели ценовой политики предприятия:

а) обеспечение намеченного объема прибыли;

б) обеспечение реализации продукции;

в) увеличение производительности труда;

г) удержание своей доли на рынке.

3. Спрос можно считать эластичным, если:

а) при небольшом снижении цены спрос увеличивается значительно;

б) при большом снижении цены спрос увеличивается незначительно;

в) при изменении цены спрос не изменяется;

г) спрос изменяется независимо от цены.

Выберите правильные варианты ответов.

4. Назовите правильные варианты ответов отличия распродажи товаров от скидок:

а) распродажа характеризуется наибольшим снижением цен;

б) распродажа имеет меньший период действия;

в) распродажа не имеет временных ограничении;

г) распродажа помогает сбыть неходовой товар.

5. Какой из перечисленных вариантов ответов правильно характеризует точку безубыточности:

а) цена, при которой предприятие начинает получать прибыль;

б) объем производства, при котором производитель работает без убытков;

в) уровень затрат, необходимый для производства продукции.

6. При каком типе рынка ограничено использование метода определения цены на основе анализа цен конкурентов:

а) на рынке чистой конкуренции;

б) на рынке монополистической конкуренции;

в) на олигополистическом рынке;

г) на рынке чистой конкуренции.

7. Какой из названных вариантов ответов побуждает производителя поднимать цены:

а) увеличение загрузки производственных мощностей;

б) невозможность выполнить все заказы;

в) считает спрос эластичным;

г) увеличение издержек производства.

 

Практические задания

 

1. Каким образом изменится объем спроса, если известно, что коэффициент эластичности по цене на товар А равен 0,8, на товар Б — 1, на товар В — 1,5, а цена увеличится соответственно на 10, 15 и 20%?

2. Определите оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции 40 руб., годовой объем реализации 6000 ед., среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств составляет 400 тыс. руб., рентабельность производства равна 0,2.

3. Определите розничную цену на изделие, если производственная себестоимость составляет 80 руб., внепроизводственные расходы — 3% производственной себестоимости, плановая прибыль — 15%, а торговая наценка — 10%.

4. Предприятие производит 30 ед. продукции в месяц, при этом постоянные издержки составляют 4,5 тыс. руб., переменные-400 руб. на одно изделие, прибыли планируется получить 3 тыс. руб.

Определите методом «средние издержки плюс прибыль» цену на товар, которую должно установить предприятие.

 

Тема 14. Предпринимательство, сущность и виды предпринимательства

 

Вопрос для обсуждения

 

1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности.

2. Виды предпринимательства и их особенности.

3. Малые предприятия и их роль в развитии экономики России.

 

Тесты

 

1. Какие из названных положений являются отличительными чертами предпринимательства:

а) самостоятельность и экономическая свобода деятельности;

б) деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела;

в) это — любая деятельность, приносящая приоыль;

г) это — творческая деятельность. направленная на поиск и реализацию инноваций.

2. Субъектом предпринимательства могут быть:

а) дееспособные физические лица;

б) юридические лица — коммерческие организации;

в) граждане РФ любого возраста;

г) граждане иностранных государств;

д) лица без гражданства;

е) работники милиции, военнослужащие.

Назовите правильные варианты ответов.

3. Какие из названных позиций правильно характеризуют права предпринимателей:

а) самостоятельно планировать свою деятельность;

б) самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда;

в) устанавливать заработную плату ниже прожиточного минимума;

г) открывать счета в любых банках;

д) заниматься внешнеэкономической деятельностью;

е) получать помощь из бюджета в случае банкротства.

4. Какие из названных положений правильно характеризуют производственное предпринимательство:

а) это — производство продукции, работ, услуг;

б) это — наиболее распространенный вид предпринимательства в России;

в) основное поле деятельности — производственные предприятия;

г) это — наиболее рисковое предпринимательство;

д) это — самый простой вид предпринимательства.

5. Какие из названных вариантов правильно характеризуют коммерческое предпринимательство:

а) его содержание составляют торгово-обменные операции„ б) это наименее распространенный вид предпринимательства в России;

в) требует хорошего знания рыночной конъюнктуры;

г) как правило, не требует особого специального образования; д) это наиболее сложный вид предпринимательства.

6. Какие из названных позиций правильно характеризуют финансовое предпринимательство:

а) его содержанием является купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг;

б) основное поле деятельности — банки, фондовые, валютные биржи;

в) не требует специального образования;

г) требует наличия достоверной информации.

7. Какие из названных положений правильно характеризуют достоинства малых предприятий:

а) быстро адаптируются к требованиям рынка:

б) не требуют крупных вложений при организации дела;

в) имеют малую степень риска;

г) имеют низкие управленческие расходы;

д) сфера их деятельности не ограничена;

е) имеют льготы по налогообложению.

8. Какие из перечисленных положений правильно характеризуют роль малого предпринимательства в рыночной экономике:

а) его развитие создает новые рабочие места;

б) способствует насыщению рынка разнообразными товарами и услугами„

в) является основой развития тяжелой промышленности;

г) оно обеспечивает ряд нужд крупных предприятий.

 

Тема 15. Инновационная деятельность предприятия и подготовка нового производства

 

Вопроса для обсуждения

 

1. Понятие и классификация инноваций.

2. Роль инноваций в развитии предприятия.

3. Содержание инновационной деятельности.

4. Организация инновационной деятельности.

5. Сущность и содержание подготовки нового производства.

 

Тесты

 

1. Какие из предложенных вариантов можно назвать новшеством:

а) новый вид продукции;

6) новый вид услуг;

в) новая технология;

г) новый обычай;

д) изобретение;

е) новый порядок.

2. Назовите правильные варианты из перечисленных, что Й.Шумпетер понимал под нововведениями:

а) использование новой техники;

б) изобретения;

в) использование нового сырья;

г) изменения в организации производства;

д) появление новых рынков сбыта„.

е) открытия.

3. Какие из названных вариантов включает инновационная деятельность:

а) выявление проблем предприятия;

б) поиск инновационных идеи;

в) оценка финансовых возможностей предприятия;

г) осуществление инновационной деятельности;

д) повышение квалификации персонала;

е) организация инновационной деятельности.

4. Какие из перечисленных позиций относятся к внутренним источникам инноваций:

а) успех, неудача в деятельности предприятия;

б) неконгруэнтность;

в) демографические изменения.„

г) нововведения, основанные на потребностях процесса;

д) новые знания.

5. Назовите правильные варианты ответов из числа названных по поводу того, что и как нужно делать в процессе инновационной деятельности:

а) инновация должна соответствовать нуждам, желаниям людей;

б) инновация должна быть простой и иметь точную цель; в) инновация не должна быть нацелена на лидерство на рынке;

г) внедрение инновации необходимо начинать масштабно, с размахом;

д) не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу.

6. Какие из перечисленных положений необходимо учесть при организации эффективной инновационной деятельности:

а) создание в структуре предприятия обособленного инновационного подразделения;

б) формирование команды из лучших работников предприятия, освобожденных от текущей работы;

в) назначение работника, персонально ответственного за успех инноваций;

г) проведение оценки эффективности вложений в разработку инноваций одновременно с анализом эффективности вложений в текущее производство;

д) формирование в коллективе атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности.

7. Какие из перечисленных положений включает подготовка нового производства:

а) проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства;

б) проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции;

в) изготовление опытных образцов;

г) технологическая подготовка производства;

д) расчет производственной мощности предприятия;

е) организационно-экономическая подготовка производства.

8. Из перечисленных ниже назовите этапы работы, относящиеся к конструкторской подготовке производства:

а) составление технического задания;

б) разработка технического проекта;

в) разработка проекта организации производства;

г) подготовка рабочих чертежей опытных образцов;

д) испытание и доводка опытных образцов новых изделий; е) разработка рабочих чертежей для серийного производства.

9. Назовите, какие из перечисленных вопросов решаются в процессе технологической подготовки производства:

а) отработка конструкции нового изделия на его технологичность;

б) разработка технологических процессов изготовления изделия;

в) проектирование специальной оснастки и оборудования;

г) определение потребности в оборудовании и его планировка.

д) определение потребности в сырье и материалах;

е) определение потребности в рабочей силе;

ж) проектирование межоперационного транспорта и контроля.

 

Тема 16. Инвестиционная деятельность предприятия

 

Вопросы для обсуждения

 

l. Сущность и содержание инвестиционной деятельности предприятия.

2. Этапы разработки и реализации инвестиционного проекта.

3. Методы оценки и показатели эффективности инвестиционных проектов.

4. Риски инвестиционных проектов.

 

Тесты

 

1. Какие из перечисленных позиций можно отнести к вещественным инвестициям:

а) акции и другие ценные бумаги;

б) машины, оборудование;

в) здания, сооружения;

г) земельные участки;

д) денежные средства;

е) лицензии.

2. Какие из названных вариантов относятся к объектам инвестиционной деятельности:

а) вновь создаваемые основные фонды;

б) модернизируемые основные фонды;

в) ценные бумаги;

г) научно-технические исследования;

д) покупка путевок в санатории;

е) приобретение лицензий.

3. Какие из названных позиций относятся к собственным источникам финансирования инвестиционной деятельности;

а) прибыль предприятия;

б) амортизационные отчисления;

в) банковские кредиты;

г) страховые выплаты;

д) средства, полученные от продажи акций;

е) накопления предприятий.

4. Какие из названных затрат входят в состав капитальных вложений:

а) на строительно-монтажные работы;

б) на приобретение машин и оборудования;

в) на приобретение сырья и материалов„

г) на НИОКР;

д) на проектно-изыскательские работы.

5. Какие из названных позиций относятся к важнейшим направлениям использования капитальных вложений:

а) новое строительство;

б) расширение действующего предприятия;

в) реконструкция действующего предприятия;

г) приобретение акций;

д) техническое перевооружение предприятия.

6. Перечисленные этапы дополните недостающими этапами разработки и реализации инвестиционного проекта:

а) формирование инвестиционного замысла (идеи);

б) исследование условий реализации инвестиционного проекта;

в) технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;

г) приобретение, аренда или отвод земельного участка;

д) подготовка контрактной документации.

7. Какие из названных показателей используются при оценке эффективности инвестиционных проектов:

а) чистый дисконтированный доход;

б) индекс доходности;

в) внутренняя норма доходности;

г) производительность труда;

д) срок окупаемости.

8. Какие из названных факторов обусловливают риски инвестиций:

а) нестабильность экономической ситуации в стране;

б) неопределенность политической ситуации;

в) колебания рыночной конъюнктуры;

г) колебания валютных курсов;

д) нехватка строительной техники.

 

Практические задания

 

1. Определите экономическую эффективность капитальных вложений на строительство предприятия, если сметная стоимость строительства составила 50 млн руб., капитальные вложения на создание оборотных средств — 25 млн руб., стоимость годового объема продукции в оптовых ценах предприятия — 250 млн руб., себестоимость годового объема производства продукции - 225 млн руб., расчетная рентабельность — не менее 0,3.

2. Определите чистый дисконтированный доход (ЧДД) и индекс доходности (ИД), если капитальные вложения или единовременные затраты по годам составили, тыс. руб.: 31 = 150, 32 = 250, 33 = 300; чистая прибыль соответственно составила, тыс. руб.: R1 = 0, R2 = 500, R3 = 1500; норма дисконта – 100% или Е = 1,0.

3. Определите наиболее эффективный вариант капитальных вложений, если: КВ1 = 500 тыс. руб., КВ2= 700 тыс. руб., себестоимость годового объема производства составила: С1 = 650 тыс. руб., С2 = 550 тыс. руб.; годовой объем производства — Q1, = 30 тыс. шт., Q2 = 40 тыс. шт.; рентабельность R = 0,4.

4. Определите сумму возврата за долгосрочный кредит, если авансированные капитальные вложения КВ = 400 тыс. руб., продолжительность кредита t = 4 года, доля капитальных вложений по годам Д = 0,25, годовая процентная ставка за кредит Е = 0,2. Кредит выплачивается ежегодно с учетом процентной ставки.

 

Тема 17. Бизнес-план предприятия

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Сущность и назначение бизнес-плана.

2. Описание продукта (услуги) и анализ рынка сбыта.

3. Оценка конкурентов и стратегия маркетинга.

4. План производства и организационный план.

5. Финансовый план.

 

Тесты

 

1. Бизнес-план разрабатывается для того, чтобы:

а) проверить реалистичность задуманного;

б) определить способы решения поставленной проблемы;

в) сделать расчет потребности в необходимых ресурсах;

г) сделать расчет производственной мощности предприятия.

Укажите правильные варианты ответов.

2. Какие из названных вопросов должны быть отражены в разделе "Описание продукта (услуги)":

а) какие потребности призван удовлетворять продукт (услуга)?

б) какой полезный эффект можно получить от продукта предприятия?

в) чем отличается продукт предприятия от товара конкурента?

г) какова трудоемкость изготовления изделий?

3. Какие из перечисленных вопросов должны быть в центре внимания в разделе «Анализ рынка сбыта»:

а) кто является потребителями продукции предприятия?

б) каково мнение потребителей о качестве и цене продукта?

в) каков прогноз развития рынка товара?

г) каковы будут затраты на изготовление продукта?

д) каков может быть объем продаж продукции предприятия?

4. Какие из названных вопросов необходимо отразить в разделе «Оценка конкурентов»:

а) кто является вашим конкурентом?

б) каковы отличия вашего товара от товара конкурентов?

в) в чем вы рассчитываете превзойти конкурентов?

г) каковы возможности предприятия для выхода на зарубежные рынки?

д) каковы шансы появления новых конкурентов?

5. Что из перечисленного необходимо отразить в разделе «Стратегия маркетинга»:

а) определение цены на продукты предприятия;

б) формы и способы рекламы;

в) выбор каналов сбыта продукции;

г) методы стимулирования потребителей;

д) определение объема производства.

6. Какие из перечисленных вопросов необходимо проработать в разделе «План производства»:

а) какие мощности потребуются?

б) где и на каких условиях будет закупаться сырье и материалы?

в) какое необходимо оборудование?

г) какова конструкция изделия?

д) намечается ли и с кем производственная кооперация?

е) какова материалоемкость изделия?

7. Какие из названных вопросов необходимо отразить в разделе «Организационный план»:

а) какие специалисты понадобятся?

б) на каких условиях будут привлекаться специалисты?

в) как будет стимулироваться труд сотрудников?

г) какова будет организационная структура предприятия?

д) какие потребуются помещения?

е) как будут распределены обязанности'?

8. Какие вопросы надо проработать в разделе «Финансовый план»:

а) какие средства понадобятся для организации дела?

б) каков будет объем реализации продукции?

в) каковы будут затраты на производство и реализацию продукции?

г) какой объем прибыли возможно получить?

д) какова будет заработная плата сотрудников?

 

Тема 18. Издержки производства и себестоимость продукции

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Издержки производства. Классификация издержек.

2. Смета затрат на производство.

3. Калькулирование себестоимости продукции.

4. Резервы и факторы снижения себестоимости продукции.

 

Тесты

 

1. Какие из перечисленных позиций относятся к постоянным издержкам производства:

а) амортизация;

б) аренда зданий и оборудования;

в) оплата труда производственных рабочих;

г) страховые взносы;

д) административные расходы;

е) оплата труда руководителей.

2. Какие из названных позиций относятся к переменным издержкам производства:

а) затраты на сырье и материалы;

б) затраты на топливо и энергию;

в) затраты на транспортировку грузов;

г) отчисления на социальные нужды;

д) оплата труда управленческого персонала.

3. В группировку затрат по экономическим элементам входят затраты на:

а) материальные ресурсы;

б) оплату труда;

в) цеховые расходы;

г) амортизацию основных производственных фондов;

д) содержание и эксплуатацию оборудования.

Укажите правильные варианты ответов.

4. В группировку затрат по статьям калькуляции включаются затраты на:

а) сырье и материалы;

б) топливо и электроэнергию на технологические цели;

в) основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих;

г) амортизацию основных фондов;

д) общепроизводственные расходы;

е) воспроизводственные расходы.

Назовите правильные варианты ответов.

5. Калькуляция составляется с целью:

а) определения цены продукции;

б) составления сметы затрат на производство;

в) расчета себестоимости единицы продукции;

г) исчисления прямых и косвенных затрат.

Назовите правильный вариант ответа.

6. Какие из названных статей относятся к косвенным расходам:

а) затраты на сырье и материалы;

б) цеховые расходы;

в) расходы на подготовку и освоение производства;

гr) общезаводские расходы;

д) расходы на рекламу.

7. Какие из перечисленных позиций относятся к направлениям снижения издержек производства:

а) использование достижений НТП;

б) совершенствование конструкции изделия;

в) совершенствование организации производства и труда;

г) повышение заработной платы;

д) сокращение потерь материальных ресурсов.

 

Практические задания

 

1. Определите относительное и абсолютное изменения себестоимости продукции в связи с изменением объема продукции на основе следующих данных: объем производства по плану составил 100 тыс. изделий; объем производства по отчету — 110 тыс. изделий. Затраты на плановый объем производства следующие, тыс. руб.:

сырье для производства продукции 12

полуфабрикаты для производства продукции 4

заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальное страхование 60

амортизация оборудования 12

заработная плата и отчисления на социальное страхование административного персонала l0

расходы по содержанию производственных помещений 1

электроэнергия на производственные нужды 14

электроэнергия на освещение служебных помещений 1

2. По отчетным данным установлена экономия материалов за счет снижения норм расхода на 5% и снижения цен на материалы на 2%. Себестоимость товарной продукции по плану составила 112 млн руб., в том числе затраты на материалы — 70 млн руб.

Определите влияние указанных факторов на себестоимость продукции.

3. Себестоимость товарной продукции предприятия в отчетном периоде составила 120 млн руб. В плановом периоде намечено повысить производительность труда на 8% и среднюю заработную плату на 5%. Объем производства продукции возрастет на 10% при неизменной величине постоянных расходов. Удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции — 30%, а постоянных расходов — 20%.

Определите процент снижения себестоимости и полученную экономию под воздействием указанных факторов.

4. В I квартале произведено 10 тыс. изделий по цене 90 руб. за единицу. Постоянные расходы составляют 180 тыс. руб., удельные переменные расходы — 60 руб. Во II квартале планируется увеличить прибыль на 10%.

Сколько для этого необходимо произвести продукции.

 

Тема 19. формирование финансовых результатов деятельности Предприятия

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование.

2. Максимизация прибыли в зависимости от различных факторов.

3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат.

4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли.

5. Рентабельность работы предприятия.

6. Финансовое обеспечение предприятия.

 

Тесты

 

1. Какие из предложенных вариантов правильно характеризуют прибыль от реализации продукции:

а) выручка, полученная от реализации продукции;

б) разность между выручкой от реализации продукции (без НДС и акциза) и полной себестоимостью;

в) чистый доход предприятия;

г) валовой доход предприятия.

2. Назовите правильный вариант ответа, характеризующий балансовую прибыль:

а) выручка, полученная от реализации продукции;

б) разность между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью;

в) прибыль от реализации продукции плюс прибыль от прочей реализации, плюс (минус) доходы (убытки) от внереализационных операций;

г) валовая прибыль.

3. Какой из предложенных вариантов правильно характеризует чистую прибыль:

а) сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия;

б) часть балансовой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

в) валовая прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды.

4. Какие из названных направлений способствуют росту прибыли:

а) снижение затрат на единицу продукции;

б) увеличение объема производства;

в) внедрение прогрессивной технологии;

г) повышение заработной платы персонала;

д) снижение цены на продукцию.

5. Какой из названных вариантов правильно характеризует рентабельность продукции:

а) отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции;

б) отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции;

в) отношение балансовой прибыли к стоимости имущества предприятия.

6. Рентабельность производства определяется как отношение:

а) прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных