Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преимущества федеративной системы вообще и ее особое значение для Америки




…В ма­леньких стра­нах об­щество от­но­сит­ся с большим вни­ма­ни­ем к каж­дой ме­ло­чи, лю­ди стре­мят­ся улуч­шить бук­вально все; а так как устрем­ле­ни­ям на­ро­да су­ществен­но пре­пятству­ет его сла­бость, то все уси­ле­ния и средства прак­ти­чес­ки це­ли­ком нап­рав­ля­ют­ся на улуч­ше­ние бла­го­сос­то­яния стра­ны, а не растра­чи­ва­ют­ся по­нап­рас­ну в по­го­не за сла­вой. Бо­лее то­го, пос­кольку воз­мож­нос­ти каж­до­го в этих го­су­дарствах ог­ра­ни­че­ны, то ог­ра­ни­че­ны в рав­ной сте­пе­ни и са­ми же­ла­ния. Скром­ные сос­то­яния де­ла­ют всех приб­ли­зи­тельно рав­ны­ми; нра­вы там прос­ты и ми­ро­лю­би­вы. При­ни­мая все это во вни­ма­ние и учи­ты­вая раз­ный уро­вень нравствен­нос­ти и прос­ве­щен­нос­ти на­се­ле­ния, мож­но ска­зать, что в ма­леньких стра­нах на­род жи­вет обес­пе­чен­нее и спо­койнее, чем в больших.

Ког­да же в ма­ленькой стра­не ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ти­ра­ния, то не­удобство дан­но­го по­ло­же­ния здесь ощу­ща­ет­ся бо­лее, не­же­ли где‑ли­бо в дру­гом мес­те, по­то­му что, действуя на меньшем пространстве, она распростра­ня­ет свое вли­яние действи­тельно на все сто­ро­ны жиз­ни об­щества. Она за­ни­ма­ет­ся бес­ко­неч­ным мно­жеством ма­лых дел, не бу­ду­чи в сос­то­янии взяться за ка­кое-ли­бо важ­ное на­чи­на­ние и ста­но­вясь од­нов­ре­мен­но не­обуз­дан­ной и при­дир­чи­вой. Ос­та­вив мир по­ли­ти­ки, ко­то­рый, собствен­но го­во­ря, яв­ля­ет­ся той ис­тин­ной сре­дой, в ко­то­рой она должна действо­вать, она глу­бо­ко про­ни­ка­ет в частную жизнь. Контро­ли­руя действия лю­дей, она стре­миться рас­по­ря­жаться и их вку­са­ми; уп­рав­ляя го­су­дарством, она хо­чет уп­рав­лять и семьями. Од­на­ко так слу­ча­ет­ся весьма ред­ко; сво­бо­да по­ис­ти­не сос­тав­ля­ет ес­тествен­ное ус­ло­вие су­щество­ва­ния ма­леньких на­ций. Учас­тие в пра­ви­тельстве этих стран представ­ля­ет со­бой слиш­ком сла­бую при­ман­ку для чес­то­лю­би­вых устрем­ле­ний, средства частных лиц здесь слиш­ком ог­ра­ни­чен­ны для то­го, что­бы вер­хов­ная власть мог­ла лег­ко по­пасть в ру­ки од­но­го че­ло­ве­ка. Ес­ли же та­кое все‑та­ки про­ис­хо­дит, то граж­да­нам этой стра­ны нет­руд­но объеди­ниться и об­щи­ми уси­ли­ями свергнуть как са­мо­го ти­ра­на, так и ти­ра­нию.

Та­ким об­ра­зом, ма­ленькие стра­ны во все вре­ме­на бы­ли ко­лы­белью по­ли­ти­чес­кой сво­бо­ды. И тот факт, что большинство из них, ста­но­вясь бо­лее круп­ны­ми, те­ря­ло эту сво­бо­ду, го­во­рит о том, что об­ла­да­ние сво­бо­дой больше за­ви­сит от ма­ло­го раз­ме­ра стра­ны, не­же­ли от ха­рак­те­ра на­се­ля­юще­го ее на­ро­да.

В ми­ро­вой ис­то­рии нет при­ме­ра круп­но­го го­су­дарства, ко­то­рое в те­че­ние про­дол­жи­тельно­го вре­ме­ни ос­та­ва­лось бы рес­пуб­ли­кой[39], это да­ет по­вод ут­верждать, что по­доб­ное и вов­се не­воз­мож­но. Что же ка­са­ет­ся ме­ня, то я по­ла­гаю, что че­ло­век пос­ту­па­ет весьма неб­ла­го­ра­зум­но, пы­та­ясь зак­лю­чить воз­мож­ное в ка­кие‑то рам­ки и су­дить о бу­ду­щем, не ви­дя вмес­те с тем ту ре­альную действи­тельность, с ко­то­рой он стал­ки­ва­ет­ся ежед­нев­но; это при­во­дит к то­му, что он беспрес­тан­но ока­зы­ва­ет­ся зах­ва­чен­ным врасплох да­же в тех де­лах, в ко­то­рых ос­ве­дом­лен на­илуч­шим об­ра­зом. С уве­рен­ностью мож­но ска­зать лишь то, что круп­ная рес­пуб­ли­ка не­из­мен­но бу­дет под­вер­гаться го­раз­до большей опас­нос­ти, не­же­ли ма­ленькая.

Все ги­бельные для рес­пуб­лик страс­ти воз­рас­та­ют про­пор­ци­онально рос­ту их тер­ри­то­рий, в то вре­мя как доб­ро­де­те­ли, слу­жа­щие им опо­рой, вов­се не уве­ли­чи­ва­ют­ся в той же прог­рес­сии.

Чес­то­лю­би­вые устрем­ле­ния от­дельных лиц на­рас­та­ют вмес­те с ук­ре­пле­ни­ем мо­гу­щества го­су­дарства; си­ла пар­тий уве­ли­чи­ва­ет­ся в за­ви­си­мос­ти от важ­нос­ти тех це­лей, ко­то­рые они ста­вят пе­ред со­бой; од­на­ко лю­бовь к оте­честву, ко­то­рая должна ока­зы­вать про­ти­во­действие всем этим раз­ру­ши­тельным страс­тям, не ста­но­вит­ся сильнее в большой рес­пуб­ли­ке по срав­не­нию с ма­лой. Лег­ко до­ка­зать, что в большой рес­пуб­ли­ке это чувство ме­нее глу­бо­ко и ме­нее сильно. Ог­ром­ные бо­гатства и крайняя ни­ще­та, сто­лич­ные го­ро­да, па­де­ние нра­вов, рост ин­ди­ви­ду­ализ­ма, разброс ин­те­ре­сов – та­ко­вы опас­нос­ти, ежед­нев­но по­рож­да­емые большим го­су­дарством. Мно­гие из этих фак­то­ров не при­чи­ня­ют ни­ка­ко­го вре­да су­щество­ва­нию мо­нар­хии, нап­ро­тив, не­ко­то­рые из них да­же спо­собство­ва­ли дол­го­ле­тию. Кста­ти го­во­ря, в мо­нар­хи­ях си­ла пра­ви­тельства зак­лю­ча­ет­ся в са­мом, оно ис­пользу­ет на­род и в то же вре­мя не за­ви­сит от не­го; чем мно­го­чис­лен­нее на­род, тем сильнее мо­нарх. Рес­пуб­ли­канское же пра­ви­тельство мо­жет про­ти­вос­то­ять этим опас­нос­тям лишь при под­держке большинства на­се­ле­ния. Меж­ду тем эта опо­ра пра­ви­тельства нис­колько не больше, го­во­ря от­но­си­тельно, в круп­ной рес­пуб­ли­ке по срав­не­нию с ма­ленькой. Сле­до­ва­тельно, в то вре­мя как средства воз­действия неп­рес­тан­но уве­ли­чи­ва­ют­ся в ко­ли­честве и в мо­щи, про­ти­во­действу­ющая си­ла ос­та­ет­ся не­из­мен­ной. Мож­но да­же ска­зать, что она сок­ра­ща­ет­ся, по­то­му что по ме­ре рос­та чис­лен­нос­ти на­се­ле­ния и диф­фе­рен­ци­ации об­ра­за мыш­ле­ния и ин­те­ре­сов фор­ми­ро­ва­ние проч­но­го большинства ста­но­вит­ся со­от­ветствен­но все бо­лее и бо­лее слож­ным.

Кста­ти го­во­ря, за­ме­че­но, что че­ло­ве­чес­кие страс­ти при­об­ре­та­ют боль­шую си­лу не только в за­ви­си­мос­ти от ве­ли­чия це­ли, к ко­то­рой стре­мят­ся лю­ди, но и вследствие то­го, что по­доб­ные устрем­ле­ния по­яв­ля­ют­ся од­нов­ре­мен­но у мно­жества лю­дей. Лю­бой че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет бо­лее сильное ду­шев­ное вол­не­ние, ока­зав­шись пос­ре­ди воз­буж­ден­ной тол­пы, раз­де­ля­ющей его чувства, не­же­ли на­хо­дясь в оди­но­честве. В большой рес­пуб­ли­ке по­ли­ти­чес­кие страс­ти ста­но­вят­ся неп­ре­одо­ли­мы­ми не только по­то­му, что цель, к ко­то­рой стре­мят­ся лю­ди, ог­ром­на по сво­ему зна­че­нию, но еще и по­­­то­му, что мил­ли­оны граж­дан од­нов­ре­мен­но зах­ва­че­ны од­ним и тем же чувством.

Сле­до­ва­тельно, в це­лом мож­но ска­зать, что ник­то так не ме­ша­ет бла­го­сос­то­янию и сво­бо­де лю­дей, как ог­ром­ные им­пе­рии.

Вмес­те с тем большие го­су­дарства рас­по­ла­га­ют сво­ими осо­бы­ми пре­иму­щества­ми, ко­то­рые нельзя не приз­на­вать.

В этих го­су­дарствах стрем­ле­ние к влас­ти обык­но­вен­ных лю­дей вы­ра­же­но сильнее, чем в дру­гих мес­тах, да и лю­бовь к сла­ве здесь про­яв­ля­ет­ся за­мет­нее в тех ду­шах, для ко­то­рых ру­коп­лес­ка­ния мно­го­чис­лен­но­го на­ро­да яв­ля­ют­ся дос­та­точ­ным воз­наг­раж­де­ни­ем за их де­ла и в ка­ком‑то смыс­ле под­ни­ма­ют их в собствен­ных гла­зах. То обсто­ятельство, что мысль бо­лее быстро­действен­на и мо­гу­ществен­на, идеи об­ра­ща­ют­ся сво­бод­нее, сто­лич­ные го­ро­да представ­ля­ют со­бой ог­ром­ные ин­тел­лек­ту­альные центры, в ко­то­рых схо­дят­ся, свер­кая, все лу­чи че­ло­ве­чес­ко­го ра­зу­ма, объяс­ня­ет нам, по­че­му в круп­ных стра­нах по срав­не­нию с ма­леньки­ми раз­ви­тие прос­ве­ще­ния и об­щий прог­ресс ци­ви­ли­за­ции идут бо­лее быстры­ми тем­па­ми. Сле­ду­ет так­же до­ба­вить, важ­ные откры­тия не­ред­ко тре­бу­ют та­ко­го уров­ня раз­ви­тия на­ци­ональных сил, ко­то­рый пра­ви­тельство ма­ленько­го на­ро­да обес­пе­чить не в сос­то­янии; у круп­ных на­ций пра­ви­тельство ге­не­ри­ру­ет больше об­щих идей, ре­ши­тельнее ос­во­бож­да­ет­ся от преж­ней ру­ти­ны и местно­го эго­из­ма. Его про­ек­ты та­лантли­вее, а действия сме­лее.

Бла­го­сос­то­яние ма­лых стран бы­ва­ет бо­лее пол­ным и все­объем­лю­щим до тех пор, по­ка они жи­вут в ми­ре; ког­да же на­чи­на­ют войны, они при­но­сят им зна­чи­тельно больший ущерб, не­же­ли круп­ным го­су­дарствам, от­да­лен­ность гра­ниц ко­то­рых да­ет иног­да воз­мож­ность мас­сам лю­дей ос­та­ваться в те­че­ние сто­ле­тий вне не­пос­редствен­ной опас­нос­ти, и по­это­му для них война не­сет тя­го­ты, но не раз­ру­ше­ния.

Кста­ти го­во­ря, при рассмот­ре­нии это­го воп­ро­са, как и мно­гих дру­гих, не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать од­но со­об­ра­же­ние, ко­то­рое пре­ва­ли­ру­ет над все­ми ос­тальны­ми, а имен­но со­об­ра­же­ние о не­об­хо­ди­мос­ти то­го или ино­го яв­ле­ния в об­ществе.

Ес­ли бы в ми­ре су­щество­ва­ли лишь ма­ленькие стра­ны, а больших не бы­ло бы и в по­ми­не, то че­ло­ве­чество, вне вся­ко­го сом­не­ния, ста­ло бы сво­бод­­нее и счастли­вее. Од­на­ко су­щество­ва­ние больших го­су­дарств не­из­беж­но.

Это обсто­ятельство при­во­дит к то­му, что в ми­ре для обес­пе­че­ния на­цио­нально­го бла­го­сос­то­яния по­яв­ля­ет­ся та­кой эле­мент, как си­ла. Что из то­го, что на­род жи­вет в сво­бод­ном и бла­го­по­луч­ном го­су­дарстве, ес­ли ему ежед­нев­но уг­ро­жа­ют опус­то­ше­ни­ем или за­во­ева­ни­ем? Ка­кое зна­че­ние име­ет то, что на его тер­ри­то­рии проц­ве­та­ют про­мыш­лен­ность и тор­гов­ля, ес­ли дру­гое го­су­дарство гос­подству­ет на мо­рях и ус­та­нав­ли­ва­ет свои за­ко­ны на всех рын­ках? Ма­ленькие стра­ны не­ред­ко бед­ны не по­то­му, что они ма­ленькие, а по­то­му, что сла­бые. Та­ким об­ра­зом, си­ла за­час­тую прев­ра­ща­ет­ся в од­но из пер­вейших ус­ло­вий счастья и да­же са­мо­го су­щество­ва­ния стра­ны. От­сю­да сле­ду­ет, что ес­ли не скла­ды­ва­ет­ся ка­ких‑то осо­бых обсто­ятельств, то ма­ленькие на­ро­ды ра­но или поздно не­из­беж­но ока­зы­ва­ют­ся при­со­еди­нен­ны­ми к большим ли­бо на­сильствен­ным пу­тем, ли­бо по собствен­но­му же­ла­нию. Я не знаю бо­лее жал­ко­го сос­то­яния на­ро­да, чем то, ког­да он не мо­жет ни за­щи­щаться, ни су­щество­вать са­мос­то­ятельно.

Имен­но для то­го, что­бы со­еди­нить во­еди­но те пре­иму­щества, ко­то­ры­ми об­ла­да­ют как большие, так и ма­ленькие стра­ны, и бы­ла соз­да­на фе­де­ральная сис­те­ма.

Дос­та­точ­но бег­ло взгля­нуть на Со­еди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки, что­бы за­ме­тить все те вы­го­ды, ко­то­рые они по­лу­чи­ли, ус­та­но­вив у се­бя эту сис­те­му.

В круп­ных стра­нах с центра­ли­зо­ван­ной властью за­ко­но­да­тель вы­нуж­ден при­да­вать за­ко­нам еди­но­об­раз­ный ха­рак­тер, ко­то­рый не от­ра­жа­ет раз­но­об­ра­зия местных ус­ло­вий и обы­ча­ев: не бу­ду­чи ос­ве­дом­лен­ным в ча­ст­но­с­тях, он мо­жет ис­хо­дить лишь из са­мых об­щих пра­вил. В этих обсто­ятельствах лю­дям при­хо­дит­ся по не­об­хо­ди­мос­ти прис­по­саб­ли­ваться к за­ко­нам, по­то­му что са­ми за­ко­ны со­вер­шен­но не учи­ты­ва­ют пот­реб­нос­тей и обы­ча­ев лю­дей, что яв­ля­ет­ся важ­ной при­чи­ной бес­по­ряд­ков и вся­чес­ких неп­ри­ят­нос­тей.

По­доб­ных не­су­ра­зиц не су­ществу­ет в стра­нах с фе­де­ра­тив­ным устройством: конгресс при­ни­ма­ет ос­нов­ные за­ко­ны, ре­гу­ли­ру­ющие жизнь об­щества, а местные за­ко­но­да­тельства за­ни­ма­ют­ся ею в де­та­лях.

Труд­но се­бе да­же предста­вить, в ка­кой ме­ре та­кое раз­де­ле­ние пол­но­мо­чий вер­хов­ной влас­ти спо­собству­ет бла­го­по­лу­чию шта­та, вхо­дя­ще­го в сос­тав Со­юза. В этих ма­леньких об­ществах, ко­то­рым не нуж­но ни за­бо­титься о своей за­щи­те, ни стре­миться к уве­ли­че­нию своей тер­ри­то­рии, вся си­ла го­су­дарствен­ной влас­ти и вся энер­гия лю­дей на­це­ле­на на улуч­ше­ние их внут­рен­не­го по­ло­же­ния. Центральное пра­ви­тельство каж­до­го шта­та, на­хо­дясь в не­пос­редствен­ной бли­зос­ти от сво­их граж­дан, ежед­нев­но по­лу­ча­ет све­де­ния о тех нуж­дах, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в об­ществе; в ре­зульта­те каж­дый год пред­ла­га­ют­ся но­вые пла­ны, ко­то­рые об­суж­да­ют­ся на соб­ра­ни­ях об­щин или на за­се­да­ни­ях за­ко­но­да­тельных ор­га­нов шта­тов и пуб­ли­ку­ют­ся в прес­се, вы­зы­вая все­об­щий ин­те­рес граж­дан и сти­му­ли­руя их де­ятельность и усер­дие. Это стрем­ле­ние к со­вер­шенство­ва­нию пос­то­ян­но при­­сутству­ет в жиз­ни аме­ри­канских рес­пуб­лик, не на­ру­шая, од­на­ко, их спо­койствия; чес­то­лю­би­вая по­го­ня за властью ус­ту­па­ет здесь мес­то люб­ви к бла­го­по­лу­чию; это бо­лее обы­ва­тельское, но и од­нов­ре­мен­но и ме­нее опа­с­ное чувство. В Аме­ри­ке пов­сю­ду распростра­нен­но убеж­де­ние в том, что су­щество­ва­ние и проч­ность рес­пуб­ли­канских форм прав­ле­ния в Но­вом Све­те за­ви­сят от су­щество­ва­ния и проч­нос­ти фе­де­ра­тив­ной сис­те­мы. Зна­чи­тельная часть тех бед, вмес­то то­го что­бы раз­де­лить пол­но­мо­чия вер­хов­ной влас­ти, по­же­ла­ли об­ра­зо­вать большие рес­пуб­ли­ки.

Не­сом­нен­но, что в Со­еди­нен­ных Шта­тах склон­ность и при­выч­ка к рес­­пуб­ли­канско­му об­ра­зу прав­ле­ния за­ро­ди­лись в об­щи­нах, а так­же в ре­­зульта­те де­ятельнос­ти про­вин­ци­альных ас­самблей, и жизнь да­ет то­му при­ме­ры. Для та­ко­го не­большо­го шта­та, как Кон­нек­ти­кут, где важ­ным по­ли­ти­чес­ким ме­роп­ри­яти­ем счи­та­ет­ся откры­тие ка­на­ла или про­ве­де­ние до­ро­ги; где пра­ви­тельство не нуж­да­ет­ся ни в со­дер­жа­нии ар­мии, ни в ве­де­нии войн; где учас­тие в пра­ви­тельстве не при­но­сит лю­дям ни большо­го бо­гатства, ни большой сла­вы, – нельзя при­ду­мать ни­че­го бо­лее ес­тествен­но­го и бо­лее со­от­ветству­юще­го при­ро­де ве­щей, чем рес­пуб­ли­канская фор­ма прав­ле­ния. И имен­но этот рес­пуб­ли­канский дух, имен­но эти нра­вы и обы­чаи сво­бод­но­го на­ро­да, за­ро­див­шись и раз­вив­шись в от­дельных шта­тах, впос­ледствии лег­ко распростра­ня­ют­ся по всей стра­не. Об­ществен­ное соз­на­ние Со­юза есть не что иное, как от­ра­же­ние в сжа­том ви­де про­вин­ци­ально­го пат­ри­отиз­ма. При­вя­зан­ность каж­до­го граж­да­ни­на Со­еди­нен­ных Шта­тов к жиз­ни своей ма­ленькой рес­пуб­ли­ки прев­ра­ща­ет­ся в лю­бовь к об­ще­му для всех оте­честву. За­щи­щая Со­юз, он за­щи­ща­ет и рас­ту­щее бла­го­сос­то­яние сво­его шта­та, пра­во за­ни­маться ре­ше­ни­ем местных проб­лем, а так­же на­деж­ду на осу­ществле­ние пла­нов по улуч­ше­нию жиз­ни, что в свою оче­редь пос­лу­жит и его собствен­но­му дос­тат­ку, – ины­ми сло­ва­ми, все то, что обык­но­вен­но вол­ну­ет лю­дей больше, чем об­ще­на­ци­ональные ин­те­ре­сы и сла­ва на­ции.

С дру­гой сто­ро­ны, ес­ли жи­те­ли стра­ны по сво­ему ду­ху и нра­вам бо­лее чем дру­гие склон­ны до­би­ваться проц­ве­та­ния большой рес­пуб­ли­ки, то сис­те­ма фе­де­рально­го устройства зна­чи­тельно уп­ро­ща­ет их за­да­чу. В фе­де­ра­ции аме­ри­канских шта­тов нет тех проб­лем, ко­то­рые обыч­но свойствен­ны мно­го­чис­лен­ным скоп­ле­ни­ем лю­дей. Со­юз по своей тер­ри­то­рии яв­ля­ет­ся большой рес­пуб­ли­кой; од­на­ко его мож­но бы­ло бы в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле при­рав­нять к ма­ленькой рес­пуб­ли­ке по­то­му, что в ве­де­нии его пра­ви­тельства сос­ре­до­то­чен­но весьма нез­на­чи­тельное чис­ло воп­ро­сов. Его действия важ­ны, но ред­ко име­ют мес­то. А так как Со­юз об­ла­да­ет ог­ра­ни­чен­ной и не­пол­ной вер­хов­ной властью, то ис­пользо­ва­ние им этой влас­ти от­нюдь не уг­ро­жа­ет сво­бо­де и не по­рож­да­ет неуем­ных стрем­ле­ний к все­мо­гу­ществу и сен­са­ци­ям, столь па­губ­ным для боль­ших рес­пуб­лик. Пос­кольку в Со­еди­нен­ных Шта­тах нет об­ще­го центра, в ко­то­ром все должно не­из­беж­но сво­диться во­еди­но, то здесь не воз­ни­ка­ет ни ог­ром­ных сто­лич­ных го­ро­дов, ни гро­мад­ных сос­то­яний, ни глу­бо­кой ни­ще­ты, ни вне­зап­ных ре­во­лю­ций. По­ли­ти­чес­кие страс­ти, вмес­то то­го что­бы, по­доб­но по­жа­ру, мгно­вен­но распростра­няться по всей тер­ри­то­рии стра­ны, пе­ре­го­ра­ют в замкну­том ми­ре ин­те­ре­сов и страс­тей каж­до­го шта­та.

Вмес­те с тем в пре­де­лах Со­юза пред­ме­ты и идеи цир­ку­ли­ру­ют со­вер­шен­но сво­бод­но, как внут­ри еди­но­го на­ро­да. Нич­то не пре­пятству­ет здесь ду­ху предпри­ни­ма­тельства. Фе­де­ральное пра­ви­тельство пос­то­ян­но при­тя­ги­ва­ет к се­бе всех та­лантли­вых и зна­ющих лю­дей. Внут­ри Со­юза ца­рит проч­ный мир, как в стра­не, под­чи­нен­ной еди­ной влас­ти. Кро­ме то­го, Со­юз сто­ит в ря­ду са­мых мо­гу­ществен­ных го­су­дарств зем­но­го ша­ра; его по­бе­режье дли­ной в во­семьсот лье откры­то для внеш­ней тор­гов­ли, и, дер­жа в сво­их ру­ках клю­чи от це­ло­го ми­ра, он зас­тав­ля­ет ува­жать свой флаг на са­мых от­да­лен­ных морских ок­ра­инах.

Со­юз сво­бо­ден и счастлив, как ма­ленькая стра­на, но сла­вен и си­лен, как большая…






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных