ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещениеВизантия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Страна высокой образованности, Византия для остального мира служила как бы мостом, соединившим античность и средневековье. Свет традиций византийского просвещения не угас и после гибели самой империи. Как справедливо заметил русский историк П. П. Соколов, после падения Константинополя в 1453 г. ученые-беглецы принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного мира, но и христианско-античное понятие любви к человеку и истине. Действительно, генезис образования и воспитания в Западной Европе невозможно полностью уяснить без учета византийского влияния. Византия передала через Италию (ее провинцию в V в.) традицию изучения античной литературы. В XIII – XIV вв. важным передаточным звеном византийского влияния стали европейские университетские центры. Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая стала знаменем эпохи Возрождения с XIV в. Антично-византийские традиции светского образования, независимости от диктата церковников дали мощный импульс эволюции школы и педагогической мысли Западной Европы. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. Среди таких трудов можно указать «Шестоднев» Василия Кесарийского, «Источник знания» Иоанна Дамаскина. Последний оказал, например, влияние на воззрения видного западноевропейского богослова Фомы Аквинского. Многие философы-педагоги Византии (Варлаам, Никифор Григора, Акиндин, Гемист Плифон и др.), будучи профессорами европейских университетов, приняли непосредственное участие в становлении школы и педагогических идей Западной Европы. В свою очередь, в Магнаврской школе преподавали профессора Парижского университета. Византийские идеи относительно воспитания и обучения проникали в Западную Европу и через арабское посредничество. Однако постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано прежде всего с расколом христианской церкви на православную и католическую. Воздействие византийской образованности испытали Персия и Закавказье. Так, после закрытия в 529 г. афинской Академии многие ее преподаватели перебрались ко двору персидского шаха Хосрова и организовали там дворцовую школу. В интеллектуальных кругах средневековой Армении были хорошо известны труды по педагогике и религии Василия Кесарийского, Григория Назианского, Григория Нисского. В одном из монастырей Абхазии закончил свой жизненный путь Иоанн Златоуст. Византия сказала свое слово при становлении воспитания и образования в арабо-исламском и славянском мирах. Так, арабы, завоевав в VII в. многие провинции Византии, восприняли существовавшие в них образовательные традиции. Большинство наставников знаменитого Дома мудрости, созданного в Багдаде (832), были христианами – выходцами из Византии. Византийский мыслитель-философ и педагог Иоанн Дамаскин являлся первым визирем дамасского халифа. Византийцы Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) создали славянскую письменность. В свое время они учились в Магнаврской школе. В 863 г. братья основали в Велиграде – столице Великоморавского княжества – первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения которых восходили к византийской традиции. Заботами Владимира и других князей в Киевской Руси после принятия православного христианства (988) создавались «школы учения книжного». В их программу вошли изучение семи свободных искусств и методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции. Кирилл и Мефодий сделали немало для развития школьного дела в Киевской Руси. В славянском мире особым вниманием пользовался Иоанн Дамаскин. В русскую культуру органично вошли педагогические идеи Василия Кесарийского, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и др. Вопросы-задания 1. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью? 2. Расскажите об особенностях генезиса образования в Византии. 3. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли. 4. Какими были система и типы учебных заведений в Византии? 5. В чем вы усматриваете влияние византийской образованности на Русь и средневековую Западную Европу? Литература Авилушкина С. С. К вопросу о месте «Хроники» Михаила Глики в системе византийского образования//Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л., 1987. Гранстрем Е. М. Наука и образование//История Византии. М.,1967. История педагогики. Ч. 1., гл. 4. М., 1995. Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., 1984. Культура Византии. Вторая половина VII – XII в. М., 1989. Культура Византии. XII – первая половина XV в. М., 1991. Самодурова З. Г. Социальный состав учащихся Византии VII – XII вв.//Византийский временник. Тт. 51 –52. М., 1990–1991. Лившиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII – первая половина IX в. Гл. 5. М.-Л., 1961. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|