Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема № 26. Методика расследования преступлений несовершеннолетних




1. Особенности возбуждения уголовных дел и планирования расследования. Особенности проведения следственных действий.

2. Взаимодействие следователя с сотрудниками уголовного розыска и инспекций по делам несовершеннолетних. Осмотр места происшествия. Обыск. Допрос свидетеля и потерпевших. Психологические особенности, влияющие на формирование показаний несовершеннолетних.

3. Тактические приемы допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Основные сведения о тактике, проведения последующих следственных действий.

4. Особенности назначения и проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз.

Список рекомендуемой литературы по теме:

основная:

Россинская Е.Р. Криминалистика: Курс лекций. – М.: Издательство НОРМА, 2014. С.412-422.

дополнительная:

Баев О.Я. Основы криминалистики / О.Я. Баев. – М.: Издательство «Эксмо», 2009.

Криминалистика: Учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская; под ред. Р.С. Белкина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2014.

Криминалистика: Учебное пособие для бакалавров / Под общ ред. В.И. Комиссарова – М.: Юрлитинформ, 2014.

Криминалистическая методика предварительного расследования и судебного разбирательства вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ): Монография / В.К. Гавло, О.В. Яцечко. - (Библиотека криминалиста). – М.: Юрлитинформ, 2011.

 

Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских и практических занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 90 % часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому и практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Отдельно следует остановиться на подготовке к практическим занятиям в интерактивной форме. Такие занятия требуют от студента особой подготовки и более творческого подхода.

В ходе изучения курса «Криминалистика» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм.

Интерактивное общение в учебной аудитории проводится в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании, что позволяет не только усвоить методику работы участников уголовного судопроизводства, но и связано с необходимостью принятия какого-либо процессуального решения, а также составления соответствующего документа как в ходе игры, так и по ее окончании. При подготовке к ролевой игре студенту необходимо обстоятельно проанализировать фабулу уголовного дела, составить проекты уголовно-процессуальных актов.

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных студентами теоретических знаний и навыков в области криминалистики к их практическому применению в конкретных следственно-судебных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной фабулы уголовного дела, выявление проблемной ситуации, анализ вариантов ее решения, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой судебно-следственной ситуации. Необходимо обратить внимание на возможность использования не только уголовно-процессуального законодательства, но и следственно-судебной практики рассмотрения и разрешения конкретных уголовных дел.

Учебным планом предусмотрено выполнение контрольного задания по дисциплине «Криминалистика», что является одной из форм самостоятельной работы студентов.

Контрольные задания должны представляться на кафедру в электронном виде. Проверка будет осуществляться на сайте филиала Академии с проставлением результата в электронной ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой уголовно-процессуального права.

 


Контрольное задание

 

Вариант № 1

1. Охарактеризовать систему и методы криминалистической фотографии.

2. Выберите из представленных вариантов один правильный ответ:

1. Формами криминалистической идентификации являются:

а) процессуальная и непроцессуальная;

б) идентификация по материально фиксированным отображениям по признакам общего происхождения, по мысленному образу, по описанию признаков;

в) отождествление лиц и предметов.

2. Криминалистическая диагностика – это:

а) определение свойств и состояния объекта, сущности какого-либо факта или явления, обстоятельств расследуемого события;

б) описание конструктивных признаков объекта.

 

3. Объемными являются следующие следы - отображения:

а) след обуви на мягком грунте;

б) меры транспортных средств;

в) следы человека.

 

4. К технико-криминалистическим средствам фиксации следов относятся:

а) применение химических средств;

б) фотографические измерительные средства, материалы для изготовления копий, слепков;

в) порошки, гипс, липкая лента.

 

 

5.К способам обнаружения маловидимых следов папиллярных узоров относятся:

а) визуальное наблюдение, физические и химические способы;

б) применение осветительных приборов;

в) использование фотографических средств.

 

6. В зависимости от уровня централизации учеты подразделяются на:

а) местные, региональные, центральные;

б) федеральные и муниципальные;

в) республиканские и областные.

 

7.К объективным отображениям внешнего облика человека относятся:

а) описание примет внешнего облика человека;

б) фотоснимки, кино- и видеоленты, посмертные маски и слепки;

в) субъективные портреты.

 

8. По субъектам применения и основным параметрам различают следующие виды оружия:

а) охотничье и гражданское;

б) военное и спортивное;

в) гражданское, служебное, боевое.

 

3. Задача. Осматривая место происшествия по делу об убийстве гражданки Чернышовой, следователь установил, что обстановка на месте происшествия ко времени осмотра подверглась значительным изменениям. В частности, труп потерпевшей был отправлен в морг участковым инспектором, который прибыл первым на место происшествия. Входная дверь в квартиру висела на петлях, хотя до этого она валялась на полу. Уничтожены были и следы крови потерпевшей.

Следователь привлек к участию в осмотре места происшествия двух несовершеннолетних понятых, а также подозреваемого. С их участием он составил протокол осмотра места происшествия, в котором тщательно описал со слов подозреваемого восстановленную картину происшествия.

Вопрос: Правильно ли произведен осмотр места происшествия? Изложите основания и порядок осмотра места происшествия.

 

Вариант № 2

1.Подготовка к обыску, стадии обыска, тактические особенности его проведения.

2. Выберите из представленных вариантов один правильный ответ:

1. Задачами судебной баллистики являются:

а) разработка рекомендаций по использованию ручного огнестрельного оружия;

б) разработка методов, средств, приемов собирания и исследования следов выстрела, огнестрельного оружия и боеприпасов;

в) разработка средств индивидуальной защиты от огнестрельного оружия;

г) установление физического состояния стрелявшего;

д) все ответы правильные;

 

2. Изготовленный фальшивый денежный знак является примером:

а) материального подлога

б) интеллектуального подлога

 

3. К дополнительным следам выстрела относятся:

а) сквозные пробоины;

б) поясок обтирания;

в) следы рикошета;

г) опаление преграды;

д) трещины вокруг огнестрельного повреждения.

4. След, образующийся вследствие отделения частиц вещества от следообразующего объекта, называется:

1. наслоения;

2. периферийный;

3. отслоения;

4. локальный.

5. По принципу действия холодное оружие делится на следующие виды:

1. клинковое, метательное, комбинированное;

2. клинковое, бесклинковое, комбинированное;

3. ударно-раздробляющее, колюще-рубящее, колюще-режущее;

4. боевое, спортивное, охотничье;

5. заводское, самодельное, кустарное.

 

6. Объектами криминалистических учетов являются:

1. пропавшие больные люди;

2. похищенные вещи;

3. нарезное огнестрельное оружие;

4. гладкоствольное огнестрельное оружие;

5. документы.

 

7. К собственным признакам внешности человека относятся:

1. предметы одежды, носильные вещи;

2. постоянные и носимые;

3. общефизические, анатомические и функциональные;

4. постоянные и сопутствующие;

5. все ответы правильные.

 

8. Что не относится к задачам криминалистического взрывоведения:

а) разработка приемов и технических средств обезвреживания, изъятия и сохранения взрывчатых веществ, взрывных устройств и их элементов;

б) разработка приемов и технических средств обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств и их элементов;

в) разработка технических средств и методов осмотра места взрыва, следов применения взрывных устройств;

г) разработка приемов и правил подготовки и назначения взрывотехнической экспертизы;

д) разработка методических рекомендаций по расследованию преступлений, связанных со взрывами.

 

3. Задача. 8 января 200… года в 23 часа 28 мин. на пульте Централизованного наблюдения Норильского РОВД сработала сигнализация, подключенная к кассе строительного управления. Прибывшие через 4 мин. на место происшествия работники вневедомственной охраны обнаружили на улице возле открытой фрамуги окна помещения кассы осколки выбитого стекла. Вызванная для участия в осмотре места происшествия кассир управления объяснила, что в день происшествия она в 10 часов получила в Сбербанке 740 тыс. руб. для выдачи заработной платы рабочим и служащим, но все деньги выдать не успела, к концу рабочего дня в кассе осталось 342.260 руб.

Когда вскрыли помещение кассы, обнаружили, что сейф, где хранились деньги, открыт и денег в нем нет. Следов взлома замков сейфа не имелось. Помещение кассы находилось на первом этаже. Дверь, ведущая в коридор здания и непосредственно в помещение кассы, следов взлома и повреждений запоров не имела. Охранная сигнализация блокировала дверь самой кассы, окно и окошко для выдачи денег. На полу коридора у стены лежала стопка чистых канцелярских бланков высотой 55 см. Над стопкой на высоте 2 м 25 см находился электрический звонок громкого боя (сигнальный) с двумя колпаками, которые были сняты и лежали на полу. На проводах сигнализации, идущей к двери кассы, в одном месте отсутствовала изоляция, оголенные места были соединены перемычкой. На окне кассы имелась металлическая решетка, внизу окна с правой стороны - фрамуга шириной 1 м 10 см и высотой 50 см, которая была открыта наружу.

Вахтер управления пояснил, что в момент происшествия он находился в здании, когда услышал, что в помещении кассы кто-то ходит, то толкнул дверь кассы, она была заперта, тогда он пошел к телефону, чтобы позвонить в милицию, и в это время услыхал звон разбитого стекла, а через несколько минут приехали работники полиции.

Задание. Какие версии о лице (лицах), совершившем преступление, можно выдвинуть по результатам осмотра места происшествия? Какие иные первоначальные следственные действия необходимо произвести? Составьте подробный план расследования с указанием сроков выполнения.

 

Вариант № 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных