Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Привидение в Клубе преподавателей 7 страница




В качестве примера Манн указывает на меридианы толстого и тонкого кишечника, которые никогда не использовались китайцами для лечения кишечных заболеваний. Он утверждает, что 12 меридианов существуют лишь затем, чтобы находиться в соответствии с китайской астрологией. Приведенный аргумент спорен, поскольку указанные меридианы применяются для лечения множества других заболеваний. Тем не менее, опытные целители действительно избегают стимулировать те точки, в которых нет необходимости. Манн полагает, что эффективность акупунктуры объясняется стимуляцией нервных путей, проводящих спинальные и гагнглиозные рефлексы. Впрочем, несмотря на неприятие китайской теории, в своей терапевтической практике Манн следует традиционным китайским методам.

Пожалуй, наиболее оригинальная теория механизма акупунктуры возникла в результате исследований профессора КИМ БОНГ ХАНА из Северной Кореи. Эта теория помещает систему точек и меридианов акупунктуры в привычные нам рамки анатомии физического тела. Производя инъекцию радиоактивного фосфора в акупунктурные точки брюшной стенки кролика, Ким Бонг Хан наблюдал распространение радиоактивности по меридиану к соседним точкам. Радиоактивный фосфор концентрировался в точках акупунктуры, а в окружающих тканях его было значительно меньше. Когда же инъекция вводилась в кровеносный сосуд, то между тканями предполагаемой системы и тканями, окружающими ее, не наблюдалось почти никакой разницы в концентрации фосфора.

Дальнейшие анатомические и гистологические исследования выявили, что в организмах людей и животных существует система каналов, по всей видимости соответствующих меридианам акупунктуры. Всего было обнаружено четыре системы каналов: 1) каналы, свободно плавающие внутри кровеносных и лимфатических сосудов, 2) каналы, проходящие по поверхности внутренних органов, 3) каналы, идущие вдоль внешней поверхности кровеносных и лимфатических сосудов (похоже, что именно с этими каналами знакома акупунктура) и 4) каналы, распределенные в центральной и периферической нервной системе. Ким Бонг Хан с сотрудниками провели сотни экспериментов с различными видами животных, определяя электрические, механические, биохимические, анатомические и эмбриологические характеристики этих каналов, а также проходящих по ним жидкостей. Некоторые из их открытий были подтверждены японскими учеными. Однако ни одно из этих исследований до сих пор не было воспроизведено в западных лабораториях. Трудно предположить, чтобы столь ясно выраженная и всепроникающая анатомическая структура могла так долго оставаться вне поля зрения западных ученых.

Одно из самых интересных исследований по акупунктуре, подтверждающих северокорейскую теорию, было проведено доктором ЙОШИО НАГАХАМОЙ с медицинского факультета университета Чиба. Нагахама проводил сравнительные исследования, диагностируя пациентов при помощи акупунктуры и западных методов. Однажды ему попался пациент, у которого после удара молнией чрезвычайно обострилась тактильная чувствительность. Он действительно способен был чувствовать, как "эхо" акупунктурной иглы распространяется по его телу в виде особого ощущения. Нагахама изучал это явление, вводя иглу в Генкетсу (основную точку) каждого меридиана. Расспрашивая пациента о его ощущениях, он обнаружил, что "эхо" иглы медленно перемещалось к концу меридиана. При помощи секундомера он даже измерил скорость этого "эха", которая оказалась значительно более медленной, чем скорость нервного импульса – от 12,2 см/сек до 48,1 см/сек. Эта скорость достаточно медленна для того, чтобы пациент действительно мог ее чувствовать: нервные импульсы проходят по нашему телу в сотни раз быстрее. Не ясно, однако, какое влияние на восприятие пациента оказали ожидания экспериментатора.

Советские исследователи расширяют наши представления об акупунктуре в другом направлении. При помощи прибора для измерения сопротивления кожи, называемого тобископом, ВИКТОР АДАМЕНКО определил, что сопротивление кожи в норме равно приблизительно 1.000.000 ом. Сопротивление же между рукой испытуемого и местами кожи, соответствующим точкам китайской акупунктуры равно от 50 000 до 100 000 ом. Во время сна сопротивление этих точек повышается в 2-3 раза.

Когда испытуемый находится в состоянии эмоционального возбуждения, точки с низким сопротивлением увеличиваются в диаметре и иногда совмещаются друг с другом. К сожалению, у нас отсутствуют какие-либо статистические материалы подобного обследования всей тысячи акупунктурных точек (AT) человеческого тела.

КЕНДОЛ ДЖОНСОН из лаборатории Тельмы Мосс в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес) собрал прибор, подобный советскому тобископу. Прибор имеет два электрода – один из бронзы, а другой из серебра – и подключается к телу, как к электрической батарее. Когда электрод обнаруживает на коже место с повышенной концентрацией электролита, прибор издает гудящий звук. При помощи этого метода оказалось возможным обнаружить местонахождение AT. Кроме того, были обнаружены многие точки, о которых китайцы ничего не упоминали. Ученые из лаборатории Мосс способны были обнаружить AT, измеряя еле заметную разницу температур между различными участками кожи, а также стимулируя кожу посредством переменного и постоянного тока и отмечая, в каких точках стимуляции субъект испытывает более сильные ощущения. При этом влажность кожи затрудняла обнаружение AT, поскольку создавалось впечатление, будто сигнал дает вся тестируемая поверхность. Данный факт привел сотрудников Мосс к мысли о том, что они попросту измеряют концентрацию потовых желез кожи.

Эта теория была проверена посредством введения испытуемым препарата под названием ксилокайн, блокирующего симпатическую нервную систему и останавливающего потоотделение. AT можно было обнаружить и в этих условиях.

В другом советском исследовании сопротивление кожи в AT изменялось на различных стадиях гипнотического транса. Испытуемые, которые лучше всего поддавались гипнозу, показали во время погружения в транс наибольшую разницу в проводимости: по мере углубления транса сопротивление кожи повышалось.

В дальнейшем исследовании АДАМЕНКО измерял сопротивление между AT, симметрично расположенными на каждой стороне тела. Он обнаружил, что если орган, соотносившийся с этими точками, был болен, то проводимость между ними была различной в зависимости от того, в каком направлении она измерялась. Если испытуемый был здоров, то проводимость была одинаковой в обоих направлениях. Это явление стало называться полупроводниковым эффектом. Стимуляция соответствующих точек у больного человека приводит, по-видимому, к устранению такого неравновесия.

УИЛЬЯМ ТИЛЛЕР размещает различные приемы стимуляции AT в следующем порядке, соответствующем степени возрастания их эффективности: 1) химическая стимуляция, 2) ручной массаж, 3) акупунктурные иглы, 4) электрическая стимуляция, 5) лазерный луч и 6) целительские приемы. Похоже, однако, что эта классификация построена большей частью на слухах, чем на материалах сравнительных экспериментов.

Акупунктура, подобно многим другим системам холистического лечения,* исходит в своих диагнозах из общего энергетического баланса всего тела. Измеряется ли при этом температура тела, электрическая проводимость или поток энергии Ки (чем бы она ни была), принцип равновесия приложим к любому из уровней – во всяком случае, об этом свидетельствуют проводившиеся до настоящего времени исследования.

* То есть лечения организма как целого – Прим. пер.

В их число входят исследования доктора ХИРОШИ МОТОЯМЫ из Института религиозной психологии в Токио (Япония). Мотояма изобрел аппарат, измеряющий токи кожи на кончиках пальцев рук и ног, где кончаются меридианы акупунктуры. Отмечая различия в величине тока между соответствующими правыми и левыми пальцами, японский ученый обнаружил, что особенно резко эта разница выражена у пациентов с заболеваниями органов, относящихся к замеряемому меридиану.

Иногда к нему попадали пациенты, не имевшие никаких особых жалоб на здоровье, а проверка выявляла различие в величине между правыми и левыми точками определенного меридиана. Оказалось, что в этих случаях дальнейшие медицинские обследования, как правило, действительно обнаруживали какие-либо заболевания соответствующих внутренних органов. Так, в случае электрокардиографического обследования 34 пациентов с неравновесным потоком между концевыми точками меридиана сердца, у 29 из них были выявлены нарушения сердечной деятельности.

ОСТРЕНДЕР и ШРЕЙДЕР сообщают о советских исследованиях, показавших, что места особо ярких вспышек на кирлиановских фотографиях соответствуют точкам китайской акупунктуры. Данный эффект наблюдали и некоторые американские исследователи. В другом показательном опыте советский исследователь ВИКТОР ИНЮШИН при помощи кирлиановской фотографии замерял уровень свечения некоторых AT и контрольных точек на коже. Согласно китайской теории, избранные им точки были связаны с зубами и полостью рта. Стимулируя ротовую полость испытуемого лучом газового лазера, Инюшин наблюдал повышенное свечение соответствующих AT. Свечение контрольных точек кожи не изменялось. Инюшин неоднократно повторял этот эксперимент.

Доктор ТЕЛЬМА МОСС сообщает о еще одном методе применения кирлиановской фотографии для исследования акупунктуры. Так, в одном эксперименте решено было посредством массажа стимулировать точку №10 меридиана толстого кишечника, расположенную в верхней части предплечья на расстоянии 15 дюймов от кончика указательного пальца, где этот меридиан кончается. В ходе предварительных опытов было обнаружено, что стимуляция указанной точки вызывала у испытуемых чувство боли, распространяющееся вниз по руке к указательному пальцу. В эксперименте принимало участие две контрольные группы. Одна из них получила массажную стимуляцию области, прилегающей к точке №10, но не связанной с меридианом толстого кишечника. Вторая контрольная группа вообще не получала стимуляции. Каждая из групп, в том числе и экспериментальная, состояла из 10 человек. Фотографии выполнялись непосредственно перед тем, как производилась стимуляция, длившаяся одну минуту, сразу же после нее, а также три минуты спустя. Фотографии зафиксировали, что после стимуляции на подушечках пальцев испытуемых экспериментальной группы появились красные пятна, обычно связываемые с эмоциональным возбуждением. У испытуемых обеих контрольных групп таких пятен не наблюдалось. К сожалению, в отчете об эксперименте отсутствуют какие-либо количественные данные.

С другой стороны, Мосс сообщает, что после акупунктур-ного лечения каких-либо конкретных заболеваний наблюдается противоположная картина. Красное пятно, которое заметно на фотографиях, выполненных до и непосредственно после введения игл, постепенно исчезает и сменяется ярко сияющей короной. Для того чтобы ответить на возникающие по поводу акупунктуры вопросы теоретического характера, необходимы дальнейшие исследования. Несмотря на то что этот метод блестяще зарекомендовал себя в терапевтической практике, он все еще не получил объяснения в категориях общепринятой на Западе системы научно-медицинских представлений. Загадка AT и меридианов тем более возрастает, когда их начинают рассматривать в качестве связующего звена между тонкими механизмами электромагнитных функций и еще более тонкими уровнями чакр (центров психического сосредоточения) и нади (каналов, связывающих чакры).

На связь между системой AT и системой чакр указывают исследования доктора ХИРОШИ МОТОЯМЫ. Мотояма является не только ученым-медиком, но и служителем синтоистского культа, а также знатоком Раджи Йоги. Руководствуясь своей интуицией и интуицией других наблюдателей, он разделил группу практикующих Йогу, состоящую из ста человек, на три подгруппы: А) "йогинов" с полностью раскрытыми чакрами, В) тех, кто частично раскрыл чакры и С) тех, чьи чакры еще были закрыты. Мотояма провел многочисленные исследования, целью которых было выявить возможные физические различия между этими тремя группами.

Изучая "предрасположенность к заболеванию" внутренних органов, связанных с чакрами, – таких, как сердце, пищеварительные органы, мочеполовой аппарат и нервная система, – Мотояма обнаружил, что у испытуемых класса А и В эти системы значительно более неустойчивы, чем у испытуемых класса С. Производилась стимуляция AT, связанных с этими органами, причем величина кожных токов на ладонях замерялась до и после стимуляции. Наиболее выраженный ответ был зафиксирован в группе А. Кроме того, Мотояма измерил величины тока между кончиками соответствующих пальцев обеих рук и ног. И на сей раз наибольшее неравновесие было обнаружено у группы А с раскрытыми чакрами. На основании результатов этих исследований Мотояма пришел к выводу, что у лиц с раскрытыми чакрами автономная нервная система вызывает гораздо больший диапазон и гибкость ответа, чем у обычных индивидов. Конечно, приведенное исследование уязвимо для критики, и у некоторых читателей может даже сложиться впечатление, что Мотояма сделал свое заключение на основе случайных данных. Тем не менее его выводы звучат достаточно убедительно и перекликаются с другими исследованиями, показавшими, что мастера Йоги и Дзена способны управлять ритмом сердечной деятельности и колебаниями мозговых потенциалов. Эти исследования лишний раз свидетельствуют, что тем, кто учит или обучает йогическим приемам, необходимо обладать огромной осторожностью и компетенцией. В чем заключается разница между гибкостью физиологической реакции и ее неустойчивостью, Мотояма не указывает.

Согласно йогической традиции, чакры как таковые не могут быть отождествлены ни с одной из физиологических систем человеческого организма. В своем переводе "Йога Сутр" Патанджали доктор РАММУРТИ МИШРА утверждает, что чакры представляют собой чисто психологические образования и служат в качестве точек для сосредоточения внимания. Он добавляет также, что "вещество ума" (mindstuff) может воздействовать через чакры на анатомические органы и физиологические функции. Углубляясь в практику йогической медитации, человек учится связывать с определенными чакрами определенные звуки или Мантры, визуальные образы и мифологические структуры. Таким образом, чакры в той или иной степени привносятся в сознание (или существование) благодаря творческому мышлению, воздействующему на аморфную субстанцию, которую мы условно можем назвать человеческой аурой, биоплазмой, сознанием или воображением. ЛАМА АНАГАРИКА ГОВИНДА, "индус европейского происхождения", принадлежавший к тибетскому буддистскому ордену, описывает этот процесс довольно лаконично:

"Мышление есть делание – таков фундаментальный принцип всякой магии и, в частности, мантрической науки. Посредством ритмического повторения творческой мысли, идеи, представления или образа, их воздействие, суммируясь, многократно возрастает и увеличивается (напоминая тем самым действие капель, постоянно падающих на одно и то же место) до тех пор, пока не захватит все органы и функции и не станет ментальной и материальной действительностью: деянием в полном смысле этого слова" ("Основы тибетского мистицизма"; существует русский перевод этой книги – прим. пер.).

На санскрите слово "чакра" значит "колесо"; согласно теософской традиции, чакры представляют собой "ряд напоминающих колеса завихрений на поверхности эфирного тела человека". Эфирным телом называется та часть ауры человека, которая расположена у самой поверхности тела. Иногда о ней говорят, как об "ауре здоровья", и я думаю, что мы не войдем в противоречие с теософской системой, если приравняем "эфирное тело" к электромагнитному полю организма или биоплазме. В действительности же чакры выходят далеко за пределы эфирного тела, распространяясь на более тонкие части ауры, – такие, например, как астральное тело. Для обычных людей чакры невидимы, однако некоторые индивиды воспринимают эфирное тело в форме слабо светящегося тумана, тонким слоем окружающего тело человека.

В 1927 году преподобный* ЧАРЛЬЗ ЛИДБИТЕР написал книгу о чакрах, – главным образом, на основе личного опыта. Он описывает их следующим образом:

"Будучи недостаточно развиты, они выглядят как маленькие тускло светящиеся кружки около двух дюймов в диаметре; будучи же пробуждены, они значительно увеличиваются в размерах, превращаясь в блестящие вихри, подобные миниатюрным солнцам... Об общем виде чакры можно получить некоторое представление, взглянув на чашечку цветка семейства вьюнковых. Стебель каждого цветка возникает из точки, расположенной в позвоночнике.

Все эти цветы-колеса непрерывно вращаются, и к ступице или отворенному зеву каждого из них постоянно течет сила из горнего мира... Физическое тело не может существовать без этого притока энергии".

* Лидбитер был епископом. – Прим. пер.

Описание аналогичных вихрей или водоворотов Лидбитер обнаружил в работах немецкого мистика семнадцатого века ИОГАННА ГИХТЕЛЯ, ученика Якова Беме. Каждый из семи центров системы Гихтеля находился под астрологическим влиянием одной из планет. Неизвестно, оказала ли на автора какое-либо влияние санскритская традиция. Однако на титульном листе своей "Теософии" Гихтель указывает, что книга представляет собой "Краткий обзор трех принципов трех миров в человеке, описанных в ясных картинах, показывающих как и где они имеют соответствующие им Центры во внутреннем человеке, на основании того, что автор обнаружил в себе путем божественного созерцания и что он почувствовал, испытал и постиг".

Доктор ШАФИКА КАРАГУЛА, нейропсихиатр из Фонда исследования высшего чувственного восприятия в Лос-Анджелесе, на протяжении многих лет проводила клинические наблюдения лиц, одаренных необычными формами восприятия.

Одна из ее испытуемых по имени Диана обладала способностью визуализировать энергетические вихри, подобные спиралевидных конусам, которые, по всей видимости, удивительно напоминали описания Лидбитера. Она описывала эфирное тело как светящуюся паутину лучей света, пребывающих в непрерывном движении "подобно линиям на экране телевизора с несфокусированным изображением". В нем было восемь основных вихрей силы и множество вихрей поменьше. Семь вихрей казались непосредственно связанными с различными железами внутренней секреции. Отмечая нарушения в движении этих вихрей, Диана могла успешно диагностировать различные заболевания. Карагула проверила эту способность, пригласив Диану в эндокринологическое отделение большой нью-йоркской больницы и предложив ей "считывать" ауры пациентов, выбираемых наугад в приемной. Затем наблюдения Дианы сопоставлялись с медицинским диагнозом.

Карагула пишет, что она была поражена точностью диагнозов Дианы. Однако в своей книге и публиковавшихся сообщениях она не приводит никаких точных цифр и ничего не сообщает о степени чистоты этого эксперимента, участии в нем независимых наблюдателей и т.д.* Трудно судить также и о степени влияния, которое могла оказать на восприятие Карагулы и ее испытуемых теософская традиция. Я надеюсь, что со временем их организация предоставит более полные отчеты об исследованиях. О способности визуализировать чакры сообщили и многие другие психически одаренные индивиды, с которыми я был знаком лично. Однако мне не известен ни один человек, который бы обладал такой способностью, не пройдя специальной оккультной тренировки.

* Существует русский перевод этой книги ("Прорыв к творчеству") – Прим. пер.

Обращаясь к вопросу о физиологическом содержании представлений о чакрах, мы вступаем в область совершенной неразберихи. Один широко цитируемый автор отождествляет первую чакру с воспроизводительной функцией. Другие связывают с сексуальностью и воспроизводством вторую чакру. "Третий глаз" – шестую чакру – связывают иногда с шишковидной железой, а иногда с гипофизом. Третью чакру соотносят либо с солнечным сплетением, либо с диафрагмой, либо с селезенкой, либо с системой пищеварения. Иногда с селезенкой связывают вторую чакру. Иногда все чакры связывают с нервными центрами, а иногда – с железами внутренней секреции. В тибетской системе шестая и седьмая чакры ("третий глаз" или "тысячелепестковый лотос") объединены в одну. Каббалистическая система состоит из десяти центров. Любопытно, что описывая принципы и характер взаимодействия чакр, все эти системы вдаются в большие подробности. Хотя большинство исследователей предпочитают игнорировать эти противоречивые и слабо аргументированные заявления, в науке подобные парадоксы не являются чем-то необычным, отмечая, как правило, границы существующих знаний.

Одна детально разработанная гипотеза была представлена доктором УИЛЬЯМОМ ТИЛЛЕРОМ из Стенфордского университета. На Тиллера произвело впечатление очевидное совпадение расположения и функции чакр с расположением и функцией желез внутренней секреции. Он заинтересовался, каким образом эти так называемые "эфирные органы" могут взаимодействовать с железами. Отталкиваясь от представлений, используемых в электротехнике, он предположил, что данное взаимодействие аналогично процессу преобразования. Представьте себе текущие через пространство и проникающие сквозь наше тело огромные потоки энергии – энергии, никак не замечаемой и не используемой нами. Тиллер предполагает, что чакры могут сонастраиваться с этим источником питания и переводить часть его энергии с астрального или эфирного уровня на физический. Система чакра-железа может рассматриваться как трансформатор, максимум энергии в котором передается при согласовании нагрузок первичной и вторичной "обмоток". Идеи эти весьма спекулятивны; однако свободный полет творческого воображения – в особенности, если он подкреплен волей к дальнейшим систематическим исследованиям, – представляет собой один из необходимых и очень важных этапов научного метода познания.

До сих пор неясно, например, существуют ли чакры объективно или порождаются умами тех, кто их наблюдает. Это проблема общая для всех отраслей человеческого знания, начиная с политики и кончая биологией. С точки зрения практических нужд решается она обычно на основании общественного договора. Если достаточное количество лиц наблюдает под микроскопом приблизительно одно и то же явление, мы можем с уверенностью утверждать, что данное явление существует объективно, – даже в том случае, если ни одно из частных наблюдений не будет до конца соответствовать "канону". В интроспективных науках ситуация усложняется, поскольку наблюдаемые явления в значительной степени зависят от состояния сознания и уровня психического развития наблюдателя. Мы подобны рабам, закованным в цепи в глубинах платоновской пещеры и внимающих рассказам возвратившихся беглецов – почти таких же слепцов, как и мы, но имевших возможность потрогать слона.*

* Имеется в виду притча о четырех слепцах, рассказывающих, на что похож слон. Потрогавший слона за ногу говорил, что слон подобен колонне; потрогавший слона за бок говорил, что слон подобен большой бочке; потрогавший слона за хобот говорил, что слон подобен змее, а потрогавший хвост утверждал, что слон напоминает веревку. – Прим. пер.

Приводимые ниже материалы, касающиеся природы различных "тонких тел" человека, основаны на интроспективном опыте. Основатель Братства Розенкрейцеров МАКС ХЕЙНДЕЛЬ описывает "эфирное тело" следующим образом:

"Эфирное тело растения, животного и человека простирается за границы его плотного тела, подобно тому как Эфирная область планеты, составляющая ее эфирное тело, простирается за пределы плотной ее части, – и это вновь свидетельствует об истинности герметической аксиомы "Как наверху, так и внизу". Эфирное тело человека на полтора дюйма выступает за пределы его плотного тела. Эта выступающая его часть обладает светоносной природой, а по цвету напоминает едва распустившийся цветок персика. Люди, которые обладают слабо выраженным непроизвольным ясновидением, нередко видят эту часть эфирного тела. Беседуя с такими людьми, автор обнаружил, что они зачастую не осознают, что видят нечто необычное, а также не знают, что они видят.

В течение внутриутробного периода развития плотное тело строится по матрице эфирного тела и за одним исключением представляет собой его копию, вплоть до молекул. Силовые линии эфирного тела определяют форму плотного тела, подобно тому как силовые линии в замерзающей воде определяют направления образования кристаллов льда. На протяжении всей жизни эфирное тело является строителем и реставратором плотного тела. Оно противостоит, насколько это в его власти, всем злоупотреблениям, которым мы подвергаем плотное тело, и постоянно борется против его смерти.

Вышеупомянутое исключение состоит в том, что эфирное тело человека является женским или негативным у мужчин и мужским или позитивным у женщин. Этот факт дает нам ключ к многочисленным загадочным проблемам жизни. То, что женщины дают выход своим эмоциям, обусловлено вышеотмеченной полярностью, ибо их позитивное эфирное тело генерирует избыток крови и заставляет их работать под огромным внутренним давлением, которое разрушило бы их физический механизм, не обладай он предохранительным клапаном в форме месячных, а также слез, облегчающих давление в особых случаях, – ибо слезы суть "белое кровопускание".

Мужчина может переживать и переживает столь же сильные эмоции, как и женщина. Но он, как правило, способен подавлять их без слез, поскольку его негативное эфирное тело генерирует крови как раз столько, чтобы он мог ее без хлопот контролировать.

В отличие от высших тел человека, эфирное тело (за исключением определенных обстоятельств, имеющих место в связи с "Посвящением") обычно не оставляет грубое тело вплоть до момента смерти последнего. В этом случае химические силы плотного тела остаются без контроля со стороны развивающейся жизни. Они способствуют возвращению материи в ее начальное состояние путем разложения с тем, чтобы она затем могла быть использована для построения новых форм на фабрике природы. Таким образом, разложение обусловлено деятельностью планетарных сил в химическом эфире.

В определенных случаях эфирное тело частично покидает плотное тело... Когда применяется наркоз, наряду с высшими телами частично удаляется и эфирное; если же доза наркоза превышается и эфирное тело отделяется от плотного полностью, то наступает смерть. Частичное отделение эфирного тела может наблюдаться и в случае материализации, демонстрируемых некоторыми медиумами. В отличие от обычных мужчин и женщин, у которых на настоящей стадии эволюции плотное тело и эфирное тело прочно связаны, эфирное и плотное тело медиума соединены свободно. Если медиум позволяет сущностям из Мира Желаний воспользоваться своим эфирным телом для их материализации, то оно начинает как бы сочиться из него через селезенку – "ворота" эфирного тела. Если жизненные силы не возвращаются обратно в тело, медиум ощущает сильное истощение; для нейтрализации этого эффекта некоторые из них прибегают к стимуляторам и со временем становятся горькими пьяницами.

Окружающая нас в виде бесцветного флюида жизненная сила солнца поглощается эфирным телом через эфирный двойник, претерпевая при этом любопытное изменение цвета. Обретая бледно-розовую окраску, она распространяется вдоль нервов по всему плотному телу. Она играет ту же роль, что и электричество в телеграфных проводах. Без электричества нельзя передать никаких сообщений, несмотря на то, что провода, аппараты и телеграфисты могут быть на месте. Эго, мозг и нервная система могут быть в полном порядке, но если витальной силы окажется недостаточно для переноса послания от эго к мышцам, то плотное тело останется недвижимым. В случае частичного паралича плотного тела это как раз и происходит: в результате заболевания эфирного тела жизненная сила не может по нему течь.

Здоровое эфирное тело отличается избытком жизненной силы, которая, проходя через плотное тело, излучается затем во всех направлениях, подобно радиусам, исходящим из центра круга; однако в случае плохого здоровья эфирное тело истощается и оказывается неспособным черпать для себя такое же количество силы. При этом исходящие из тела линии жизненного флюида сморщиваются и сгибаются, свидетельствуя о недостаточности стоящей за ними силы...

В том случае, когда ампутируется какой-либо член плотного тела, отделенную часть сопровождает лишь планетарный эфир. Разделяясь после смерти, эфирное и плотное тело разлагаются одновременно. То же происходит и с эфирным двойником ампутированного члена. Двойник будет постепенно разлагаться, подобно отделенному члену, но поскольку эфирным членом человек при этом все еще обладает, от может явственно ощутить, скажем, свою ампутированную руку и даже страдать от боли в ней. При этом связь с захороненным органом не зависит от расстояния. Описан случай, когда человек ощущал сильную боль в ампутированной ноге, – как если бы в ее несуществующую плоть был вбит гвоздь. В конце концов ампутированная нога была эксгумирована, и тут выяснилось, что при заколачивании ящика, в котором она была захоронена, в нее действительно вошел гвоздь.* Гвоздь был удален, и боль тут же прекратилась. Как правило, люди жалуются на боль в ампутированном органе от двух до трех лет. Затем боль прекращается. Это происходит в результате того, что в неотделенном эфирном члене все еще остается болезнь; но по мере того как ампутированная часть разлагается, разлагается и ее эфирный двойник, и боль постепенно проходит".

* Когда я прочитал эту историю, то поначалу решил было, что Хейндель позаимствовал ее из расхожих оккультных сплетен. Позже, однако, я встретил описание данного случая в научной литературе.

Здесь необходимо сделать одно замечание. Существует несколько оптических и физиологических эффектов, которые легко могут быть приняты за ауру небрежным или неинформированным наблюдателем. Проводя серию довольно остроумных экспериментов, доктор А.Р.Г.ОУЭН определил, что такие "ободочные" ауры шириной от одного до двух дюймов вокруг неодушевленных предметов многие люди будут видеть даже еще более отчетливо, чем вокруг растений, животных и людей. Многие люди неспособны были отличить ауру вокруг человеческой руки от ауры вокруг куска картона, вырезанного в форме человеческой руки. Другие испытуемые, которые видели более широкую и живую ауру, могли провести такое различие. В любом случае почти все испытуемые способны были наблюдать ауроподобное визуальное явление. Эти восприятия обусловлены активной ролью сетчатки и зрительной коры в организации и интерпретации визуальных контуров, в то время как сам глаз непрерывно выполняет крошечные движения, сканируя наблюдаемый объект. Большую роль при этом играет и сила внушения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных