ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основы композиционного и пространственно-перспективного построения изображений
Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы предметов. Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех зрительно воспринимаемых признаков: 1. геометрический вид (конфигурация); 2. величина; 3. положение в пространстве; 4. фактура; 5. текстура; 6. цвет; 7. светотень. 1. Геометрический вид - свойство, определяемое соотношением размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности. В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы: 1. объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений 2. плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения 3. линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине. 2. Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы. 3. Изменение формы объемного объекта в пространстве — одна из наиболее ярких зрительных иллюзий. К примеру, одинаковые фигуры по мере удаления воспринимаются неодинаковыми, параллельные прямые — непараллельными, сходящимися в одной точке, а непараллельные кажутся параллельными; окружности выглядят эллипсами и т. д. Такие свойства зрительного восприятия называют перспективными сокращениями. При изображении на плоскости или кривой поверхности видимые формы реальных объектов моделируются с учетом особенностей зрительного восприятия. 4. Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами рельефа поверхности. 5. Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства. 6. Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладает основными характеристиками: как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности). 7. Игра света и тени оказывает влияние на восприятие, усиливает объемно-пространственную композицию и эффект перспективы, построение теней на графических изображениях придает изображению большую объемность и наглядность. Различают два типа освещения: естественное (солнечное) и искусственное (центральное). При солнечном освещении принимается, что лучи света параллельны, при центральном — лучи света исходят из одной точки.
Композиционное равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно неадекватно простому равенству величин, зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра. Существуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр предмета и, таким образом, связано с характером организации пространства, пропорциями, с формами, с цветовыми и тональными отношениями отдельных частей целого.
Соблюдение закономерностей композиционного равновесия в искусстве является обязательным требованием! Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. Композиция в дизайне, композиция в рисунке, композиция в живописи, композиция в фотографии - понятия не разделимые. Правило третей Делим изображение на три равные части по горизонтали и по вертикали. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий. Правило золотого сечения Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.
Правило диагоналей Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
Правило диагонального золотого сечения Если накладывать диагональную сетку на изображение, то должны учитываться пропорции «золотого сечения». Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях. Такое расположение важных объектов в выглядит естественно и притягивает внимание зрителя. Правило нечетности Включайте в изображение нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре. Правило контраста В изображении должен быть контраст. Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом. Жёлтый или коричневый фон не является лучшим для людей европейской расы, цвет кожи будет неестественным. Не помещайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание. Правило размещения Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.. Любой объект с легкостью можно вписать в одну из трех основных фигур: прямоугольник, треугольник, эллипс. Правило равновесия Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону. Правило формата Если в сюжете преобладают вертикальные объекты - создавайте вертикальную композицию. Если рисуется пейзаж — лучше горизонтальное расположение. Правило направления Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части. Таким образом взгляд и объект как бы движутся навстречу друг другу. Правило цветового пятна Если в одной части картины присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием. Правило движения Изображая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только “вошёл” в картину, а не “выходит” из него.
Визуальный центр интереса - внимания, фокус, основная тема картины. Мы строим композицию на плоскости. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в него, будет выглядеть вполне уверенно. Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. Композиционный центр может быть выделен: контрастом света и тени, контрастом цвета, размером или формой. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один. Визуальный обход. Наш глаз расположен всё "читать" слева на право и снизу в верх. Любит делать остановку и возвращаться к пройденному. Всегда должна быть пауза для глаз. Пусть основные линии установят медленный "обход". Визуальный ряд должен плавно привести к центру основного внимания. Прямые линии создают слишком быструю поездку для зрителя, поэтому разбейте прямой путь. Чрезмерная выразительность по всему изображению только при первом просмотре притягивает внимание. Дальше глаз устаёт, так как все детали борются за ваше внимание. Научитесь обобщать и прописывать только главное. Никто не любит чрезмерную навязчивость. Позвольте зрителю самому досказать недосказанное. Оставьте возможность для работы воображения. Иллюзии. Основное правило глубины: тон заднего план всегда холоднее переднего. Контраст и "цветность" намного слабее и постепенно набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию иллюзии глубины в живописи. Равновесие форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Пусть не одна сторона не будет перегружена. Чередование форм. Создайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм. Например, если река на переднем плане имеет плавные изгибы, пусть горы или облака на заднем плане не имеют плавных форм (или наоборот). Цвета должны выглядеть гармонично. Используйте не более 3-4 оттенков в цвете. Иллюзия тона: наш глаз сам смешивает расположенные рядом цвета. Например, красный цвет, расположенный рядом с белым, дает иллюзию розового цвета. Делайте светлые места более насыщенными, теневые - более тонко. Равновесие. Зритель неосознанно любит, когда всё гармонично и уравновешенно. Казалось бы, что самый лёгкий путь, это разбить холст на две части и написать что то симметричное. Но это не приветствуется в художественном мире. Так и появилось понятие "асимметричное равновесие". Как ни странно, но именно оно даёт центр привлекательности. И чем сложнее это равновесие, тем интереснее. Ищите асимметричных решений и не только по форме, но и по цвету, контрасту и ритму.
Использование законов и правил композици Замкнутая и открытая композиция. В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного. Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции. Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает возможность мысленно продолжить картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
Динамика и статика. Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция создает впечатление неподвижности.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения. Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.
Движение можно замедлить или ускорить. Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Мы читаем и пишем слева направо и движение нами воспринимается проще слева направо.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.
Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, стук капель дождя, сердцебиение... В природе ритм, как правило, равномерен. Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Симметрия и асимметрия Если один из объектов будет больше, то он перевесит меньший.
Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру. Асимметрия при этом сохранится. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени. Если заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.
Нарушение правил композиции. Если в дизайне упаковки сока провести горизонтальную линию не по правилу золотого сечения, а чуть выше, то и пакет сока будет казаться выше.
Ассоциативность. Все объекты имеют геометрическую или приближенную к геометрической форму. Человеку свойственно ассоциировать каждую фигуру с чем-то, характерным для нее. Так, например, углы подсознательно ассоциируются с указателями. Квадрат или прямоугольник, возникает ощущение стабильности. Круг создает чувство уюта и успокаивает. Горизонтальные линии (лежащий человек) гораздо спокойнее вертикальных (человек стоящий), Горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину. Вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность. Спиральные линии характеризуют вращательное движение, развитие. Ломаные лини ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью, а волнообразные — выражают движение различной скорости. Восходящие линии – ведущие из левого нижнего угла в правый верхний – выглядят напряженнее нисходящих. Но в этом скрыто и определенное чувство победы, они ассоциируются с активностью, надеждой, взлетом, подъемом. Нисходящие линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или упадком. Они пассивные, вызывают чувство нестабильности, тоску, бессилие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|