Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свой доклад на 1 из 17 вопросов каждому студенту.




ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

 

Задания к семинарским занятиям по учебной дисциплине

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Составитель: ст. преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического института ВятГУ

Динара Камиловна Ярославцева

 

 

Количество часов, отводимых на семинарские занятия по учебной дисциплине «Правоведение» - 18 ч. (9 пар). Возможно, некоторые темы будут рассматриваться на протяжении не 1, а 2-х пар.

 

На первые 2 темы семинаров студентам предоставлены конспекты. Их необходимо выучить и ответить на список вопросов в конце конспекта КАЖДОМУ студенту.

Ответы могут быть написаны от руки, распечатаны.

 

К последующим семинарам даны темы докладов, которые студенты должны подготовить самостоятельно; студенты вправе РАСПРЕДЕЛИТЬ вопросы (доклады) между собой.

 

Семинарское занятие № 1 «Правоотношения: понятие, признаки, виды, структура, правосубьектность»

Правоотношение (П/О) – это разновидность общественных отношений, урегулированных нормами права, возникающих между как минимум двумя сторонами, чаще всего по их воле, влекущих за собой возникновение взаимных прав и обязанностей сторон

Признаки:

1. социальный характер;

2. правовой характер;

3. двусторонний характер;

4. волевой характер;

5. взаимные права и обязанности сторон (т.е. мои права – это твои обязанности и наоборот).

Виды П/О.

В зависимости от отрасли права (конституционное, гражданское, трудовое, семейное право и т.д.) выделяют следующие виды П/О:

1. конституционно-правовые

2. гражданско-правовые

3. брачно-семейные

4. трудовые

5. административные

6. уголовные

7. экологические

8. гражданско-процессуальные

9. уголовно-процессуальные

10. и.т.д.

Структура П/О = (субьект + субьект) + обьект + содержание

 

Субьект П/О – это лицо, сторона П/О; это тот, кто вступает в П/О:

1. физическое лицо (покупатель, работник, супруг и т.д.)

2. юридическое лицо (работодатель, ВУЗ, фирма и т.д.)

3. государство, гос. орган (полиция, министерство, суд, прокуратура и т.д.).

 

Обьект П/О – это то, на что направлено П/О, это то, по поводу чего оно возникает, т.е. блага:

1. материальные блага:

а) деньги;

б) имущество (недвижимое, требующее гос. регистрацию в рег. палате (здания и сооружения, земля, самолеты, корабли) и движимое (все остальное);

в) работа и услуги;

г) ценные бумаги;

д) информация.

 

2. нематериальные блага:

а) жизнь;

б) здоровье;

в) честь и достоинство;

г) авторское право и т.д.

 

Содержание П/О – это взаимные права и обязанности сторон.

1. субъективное право – это возможность поступать по своему усмотрению (заключить трудовой договор, вступить в брак, проголосовать на выборах и т.д.);

2. субъективная обязанность - это мера должного поведения (передать товар; выполнить работу; заплатить за покупку и т.д.).

 

Не каждое лицо может считать себя субъектом П/О, а лишь то, что обладает таким качеством, как правосубьектность.

Правосубьектность – это способность лица быть субьектом П/О; она состоит из трех элементов.

 

I. Правоспособность – это способность лица иметь права и обязанности (возникает с рождения и прекращается со смертью человека. К примеру, с рождения Вы имеете право на жизнь, на свободу, на имя, на честь и достоинство и т.д.).

II. Дееспособность – это способность осуществлять свои права и обязанности. Она зависит от след. факторов:

1. возраст:

0-6 лет - полная недееспособность

6-14 лет – дееспособность малолетних

14-18 лет – ограниченная дееспособность несовершеннолетних

с 18 лет – полная дееспособность (но она может быть приобретена досрочно в 16 лет путем эмансипации).

 

2. психическое здоровье:

а) дееспособные лица;

б) признанные решением суда недееспособными (переводятся на статус как бы ребенка до 14 лет).

3. поведение (страдающие алкоголизмом, наркоманией):

а) дееспособные лица;

б) лица ограниченные в дееспособности решением суда

 

III. Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за свои поступки, которая зависит от двух факторов:

1. возраст;

2. психическое здоровье.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение П/О (есть просто факты – взмах рукой, хорошая погода, знакомство на улице с м.ч., а есть ЮФ – побои, наводнение, изнасилование и т.д.).

Виды:

I. в зависимости от наступающих последствий:

1. правообразующие (вступление в брак)

2. правоизменяющие (рождение детей, заключение брачного договора между супругами)

3. правопрекращающие (расторжение брака, смерть супруга)

 

II. в зависимости от волевого фактора:

1. события (не зависят от воли человека)

2. действия (происходят по нашей воле)

а) правомерные (т.е. их можно совершать)

б) противоправные (т.е. преступления или проступки).

 

Задание на дом. Подготовьте краткие ответы на след. вопросы.

1. Докажите на конкретных примерах, что П/О всегда носят двусторонний характер, т.е. что нельзя вступить в П/О с самим собой.

2. Докажите на конкретных примерах, что П/О чаще всего возникают по нашей воле. В то же время приведите примеры тех П/О, которые возникают по воле государства или др. лиц, но мы в них вовлечены.

3. Докажите на конкретных примерах, что права и обязанности сторон носят взаимный характер (за основу можно взять права и обязанности покупателя и продавца; работника и работодателя и т.д.).

4. Приведите в пример жизненные ситуации, которые подпадают под каждый из 9 указанных в конспекте видов П/О.

5. Возьмите любую жизненную ситуацию за основу (например, Иванов и Петрова вступили в брак) и охарактеризуйте структуру этих П/О (Например, субьекты: Иванов и Петрова; обьект – создание семьи; содержание: права и обязанности супругов).

6. Докажите на конкретных примерах, что ребенок до 6 лет недееспособен, т.е. права имеет, но сам их не осуществляет.

7. Какие права и свободы вправе осуществлять ребенок 6-14 лет? Приведите примеры.

8. Какие права и свободы вправе осуществлять ребенок 14 -18 лет? Приведите примеры.

9. Какие права и свободы вправе осуществлять гражданин с 18 лет? Приведите примеры.

10. Что такое эмансипация? Каковы условия ее приобретения (четко по пунтам)?

11. Какие права и свободы Не могут осуществлять недееспособные (психически больные)? Приведите примеры.

12. Какие права и свободы Не могут осуществлять лица ограниченные в дееспособности (алкоголики, наркоманы)? Приведите примеры.

13. До какого возраста граждане РФ считаются неделиктоспособными? В др. странах (пару примеров)? Чем вызвано обсуждение в РФ законопроектов о снижении возраста уголовной ответственности, на ваш взгляд?

14. Какие меры гос. принуждения налагаются на психически больных лиц, совершивших правонарушения?

15. Приведите свои примеры правообразующих, правоизменяющих и правопрекращающих юр. фактов.

16. Приведите примеры таких юр. фактов как события и правомерные действия.

При себе на семинаре иметь:

Конспект мой (распечатка, от руки или с планшета, ноутбука, телефона) каждому студенту;

Краткие ответы на 16 вопросов (распечатка, от руки или с планшета, ноутбука, телефона) каждому студенту.

!!! Вы можете ответить на большинство из вопросов пользуясь Интернетом или учебной литературой. Можно использовать знания с опорой на собственный жизненный опыт.

!!! Желательно не использовать обывательские выражения типа «развод» (правильно расторжение брака»), «тюрьма» (правильно «лишение свободы»), «накатать жалобу» (правильно «заявление в органы внутренних дел, прокуратуру, суд») и так далее.

Эти вопросы мы будем обсуждать на занятии. Ваша активность, количество и качество ответа - это Ваш будущий «автомат».

3. знания по данной теме. Мы ПИШЕМ ТЕСТ в конце пары!

Что делать, если студент не пришел на семинар (написал тест на «не зачтено»)? А) во внеучебное время написать тест (время и день по договоренности) Б) на след. занятии показать конспект.

 

Семинарское занятие № 2 «Правонарушение и юридическая ответственность»

Правонарушение (П/Н) – это виновное, противоправное, общественно-вредное и опасное деяние, наносящее вред или его угрозу, влекущее за собой ту или иную меру юридической ответственности.

Признаки:

1. вина – это психическое отношение правонарушителя в деянию, выражаемое в форме умысла (прямой; косвенный) или неосторожности (легкомыслие (самонадеянность); небрежность (халатность));

2. противоправность, т.е. нарушение правовых норм за исключением тех ситуаций, которые только кажутся противоправными, но на самом деле таковыми НЕ являются и НЕ влекут за собой наказания:

а) необходимая оборона;

б) крайняя необходимость;

в) физическое или психическое принуждение;

г) исполнение приказа;

д) казус, случайное причинение вреда;

е) обоснованный риск.

3. общественная опасность и вред (моральный, материальный, физический);

4. деяние, т.е. поведенческий акт в виде действия (активное поведение: убийство, поджог) или бездействия (пассивное поведение: неуплата налогов, штрафов);

5. наказуемость.

 

Виды П/Н:

I. уголовное преступление

II. проступок:

1. административные проступки;

2. дисциплинарные проступки;

3. гражданско-правовые проступки;

4. процессуальные проступки;

5. материальные проступки.

 

Состав П/Н – это совокупность 4-х взаимосвязанных элементов, характеризующих деяние как П/Н:

I. Субьект П/Н – это лицо его совершившее: человек (общий субьект – рядовой человек; спец. субьект – к примеру, должностное лицо); юр. лицо (организация). Субьект должен быть деликтоспособным (способным понести юр. ответственность).

II. Обьект П/Н – это то, на что посягнул субьект. Вот некоторые примеры:

1. жизнь в случае убийства

2. здоровье в случае побоев

3. честь и достоинство в случае оскорбления

4. право собственности в случае грабежа

5. общественный порядок в случае хулиганства и т.д.

III. Субьективная сторона:

1. вина (см. о ней выше);

2. факультативные признаки (т.е. они могут быть, а могут и не быть):

а) мотив (внутренне побуждение, толкнувшее лицо на совершение П/Н: зависть, корысть, месть, ненависть)

б) цель (модель конечного результата, который правонарушитель хотел достичь (например, материальное обогащение).

IV. Обьективная сторона:

1. деяние (действие или бездействие);

2. вред (моральный, физический, материальный);

3. причинно-следственная связь между деянием и вредом (нужно установить, что вред наступил именно в результате деяния, а не чего-либо др.);

4. факультативные признаки (т.е. они могут иметь, а могут и не иметь никакого значения; могут быть, а могут и отсутствовать):

а) орудие

б) время совершения П/Н (конечно, любое П/Н совершается в опр. время, но зачастую это вовсе не имеет значение на квалификацию дела. Например, какая разница убийство было совершено в 8.00 или в 20.00; вне зависимости от времени убийство остается преступлением, хотя для следственных органов важно установить время смерти жертвы);

в) место совершения П/Н (конечно, любое П/Н совершается в опр. месте, но зачастую это вовсе не имеет значение на квалификацию дела).

 

Вывод: отсутствие любого из 4-х элементов влечет за собой отсутствие состава П/Н.

Юридическая ответственность (ЮО) – это мера гос. принуждения, налагаемая на деликтоспособное лицо за совершение П/Н, которая выражается в неблагоприятных последствиях (наказаниях).

Признаки:

1. является мерой гос. принуждения (насилия);

2. исходит только от государства в лице компетентных органов и должностных лиц;

3. налагается только на деликтоспособное лицо;

4. основанием привлечения к ЮО является П/Н.

5. ЮО воплощается в наказании.

Цели ЮО:

1. наказать (покарать) виновного;

2. восстановление справедливости, законности и правопорядка;

3. формирование у общества правомерного поведения на будущее (воспитание).

Принципы ЮО:

1. законность;

2. справедливость;

3. гуманизм;

4. недопустимость удвоения наказания;

5. необратимость наказания и т.д.

Виды ЮО:

Вид ЮО Основание привлечения Кто подлежит наказанию? Кто наказывает? Примеры наказаний:
  Уголовная Преступление Физ. лицо с 14 лет при тяжких и особо тяжких преступлениях или с 16 л. при преступлениях небольшой и средней тяжести суд См. УК РФ (ст. 44)
  Административная Адм. проступок ФЛ с 16 лет, но такое наказание как арест м.б. только с 18 лет; ЮЛ Суд и иные органы См. КоАП РФ (ст. 3.2)  
  Дисциплинарная Дисцип. проступок Работник с 14 лет работодатель Замечание; Выговор; Увольнение
  Гражданско-правовая Гражданско-правовой проступок ФЛ с 14 лет; ЮЛ суд Возмещение морального ущерба Возмещение имущественного вреда Неустойка (штраф; пени) Лишение родительских прав
  Материальная Матер. проступок Работник с 14 лет; работодатель Работодатель;   суд Возмещение материального ущерба полностью либо в размере средней месс. Зарплаты в зависимости от обстоятельств

Задание на дом. Подготовьте краткие ответы на след. вопросы.

1. приведите в пример такие П/Н, кот. совершаются в форме прямого умысла. Что он означает?

2. приведите в пример такие П/Н, кот. совершаются в форме косвенного умысла. Что он означает?

3. приведите в пример такие П/Н, кот. совершаются в форме легкомыслия (самонадеянности). Что оно означает?

4. приведите в пример такие П/Н, кот. совершаются в форме халатности (небрежности). Что она означает?

5. Найдите примеры ситуаций (обстоятельств), исключающих противоправность деяния (см. пункты а-е):

6. Приведите свои примеры П/Н в виде действия и бездействия;

7. Приведите в среднем по 5 примеров на каждый вид П/Н;

8. По каким критериям можно отличить преступление от проступка;

9. Приведите примеры таких П/Н, где мотив и цель отсутствуют;

10. Приведите примеры таких П\Н, где время и (или) место совершения П/Н имеет важное значение на квалификацию дела;

11. Докажите на примере, что отсутствие любого из 4-х элементов (например, субьекта) влечет отсутствие всего состава П/Н;

12. Приведите в пример такие меры гос. принуждения, которые НЕ являются мерами ЮО, т.е. наказаниями, но мы зачастую подвергаемся им в повседневной жизни;

13. Охарактеризуйте любой принцип ЮО.

14. Впишите в таблицу не менее 5 примеров уголовных наказаний и не менее 5 примеров администр. наказаний.

15. Какие органы, кроме суда вправе привлекать лицо к администр. ответственности?

При себе на семинаре иметь:

Конспект мой (распечатка, от руки или с планшета, ноутбука, телефона) каждому студенту;

Краткие ответы на 15 вопросов (распечатка, от руки или с планшета, ноутбука, телефона) каждому студенту;

!!! Вы можете ответить на большинство из вопросов пользуясь интернетом или учебной литературой. Можно использовать знания с опорой на собственный жизненный опыт.

!!! Желательно не использовать обывательские выражения типа «развод» (правильно расторжение брака»), «тюрьма» (правильно «лишение свободы»), «накатать жалобу» (правильно «заявление в органы внутренних дел, прокуратуру, суд») и так далее.

Эти вопросы мы будем обсуждать на занятии. Ваша активность, количество и качество ответа - это Ваш будущий «автомат».

3. знания по данной теме. Мы ПИШЕМ ТЕСТ в конце пары!

Что делать, если студент не пришел на семинар (написал тест на «не зачтено»)? А) во внеучебное время написать тест (время и день по договоренности) Б) на след. занятии показать конспект с ответами на заявленные вопросы.

Семинарское занятие № 3 «Конституционное право. Органы государственной власти в РФ»

 

(время ответа не должно превышать трех минут. Ответ должен быть предельно доступен для понимания, краток, содержать примеры).

  1. Президент РФ: понятие, его место в системе органов государственной власти, требования к кандидату
  2. Порядок избрания Президента РФ; мажоритарная избирательная система как способ определения победителя
  3. Полномочия президента РФ:
А) по отношению к законодательной власти Б) по отношению к исполнительной власти В) по отношению к судебной власти и прокуратуре Г) в области обороны и обеспечения безопасности страны Д) в области международных отношениях Е) по отношению к гражданам   пункты А-Е может отвечать не 1 докладчик, а несколько студентов

 

  1. Основания для прекращения полномочий Президента РФ
  2. Федеральное Собрание РФ: понятие и место в системе органов государственной власти, структура
  3. Совет Федерации: понятие, состав, общее количество членов, минимальный возраст. Указать имена Председателя СФ и представителей СФ от Кировской области на 2014 г.
  4. Полномочия Совета Федерации
  5. Государственная Дума: понятие, общее количество членов, минимальный возраст, срок полномочий. Указать имя Председателя ГД РФ.
  6. Смешанная избирательная система как способ формирования ГД РФ. Указать порядок распределения мандатов в ГД РФ по итогам выборов в 2016 г.
  7. Полномочия ГД РФ
  8. Основания для прекращения полномочий ГД РФ; ситуации при которых ГД РФ не может прекратить полномочия
  9. Правительство РФ: понятие и состав. Указать ФИО и занимаемую должность хотя бы ряда руководящих должностей.
  10. Полномочия Правительства РФ
  11. Основания для прекращения полномочий Правительства РФ
  12. Судебная система РФ: понятие, формы осуществления правосудия. Требования к судьям в РФ, требования к суду присяжных
  13. Демократические принципы российского правосудия: общая характеристика
  14. Суды, образующие судебную систему РФ (ответ представить в виде схемы. Схему заранее подготовить на доске в перемену или во время семинара).

 

 

Доклады можно распределить между собой!

В конце семинара пишем тест!!!!

 

При себе на семинаре иметь:

Краткие ответы на 17 вопросов (распечатка, от руки или с планшета, ноутбука, телефона) по желанию;

свой доклад на 1 из 17 вопросов каждому студенту.

Эти вопросы мы будем обсуждать на занятии. Ваша активность, количество и качество ответа - это Ваш будущий «автомат».

3. знания по данной теме. Мы ПИШЕМ ТЕСТ в конце пары!

Что делать, если студент не пришел на семинар (написал тест на «не зачтено»)? А) во внеучебное время написать тест (время и день по договоренности) Б) на след. занятии показать конспект с ответами на заявленные вопросы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных