Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Различные взгляды на роль государства в экономике




Рыночное хозяйство проходит длительный путь развития - от простого к
очень сложному современному. Вместе с тем менялась роль государства и взгля-
ды ученых на эту роль.

Классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо и др.) считала, что государство
необходимо, чтобы охранять в обществе мир, порядок, справедливость, имущест-
во граждан, их свободу в достижении своих целей. Кроме этого государство
должно предоставлять обществу услуги, которые невозможны или невыгодны для
частных лиц, - образование, связь, транспорт, оборону и др.

Таким образом, обосновывался принцип невмешательства государства в
экономику, утверждалось ее свободное развитие под влиянием рыночных стихий-
ных сил.

Кейнсианство, Возникло в период великой депрессии (1929-1936 гг.) От-
казалось от позиции невмешательства государства в экономику. Напротив, дока-
зывает необходимость мощного государственного воздействия на экономику, ко-
торая иначе не могла избавиться от кризисов и безработицы. Это было теоретиче-
ским объяснением складывающейся практики сильной фискальной политики и
самого принципа государственного регулирования экономики. Следовательно,
возобладала идеология этатизма (государственничества).

Неолиберализм (Ф. Хайек, Л. Мизес, В. Ойкен, Ф. Милтон и др.). Стано-
вится влиятельным направлением в 60-70 гг. XX в.. когда рыночная экономика
успешно развивалась без тяжелых кризисных потрясений. Сторонники неолибе-
рального направления критикуют идеологию этатизма, считая, что расширение
государственной власти неизбежно ведет к подавлению личной свободы и ини-
циативы людей, а именно этим факторам мир обязан своими достижениями. По-
этому необходимо ограничивать власть государства над обществом. У государст-
ва должны быть функции сохранения частной собственности и свободы конку-
ренции, а также регулирующие функции, не противоречащие рыночным законам,
свободе предпринимательства.

Марксизм. Его сторонники стоят на позициях ликвидации частной собст-
венности и максимального огосударствления экономики. Это приводит к идее за-
мены демократии диктатурой. На практике формируется тоталитарная, админист-
ративно-командная экономика. Ф. Хайек писал, что это - дорога к рабству и эко-
номическому краху.

Итак, в настоящее время никто из серьезных ученых не предлагает полного
огосударствления экономики. Однако все они в той или иной мере признают це-
лесообразность или необходимость активного вмешательства государства, так как
рынок не обладает таким автоматическим регулятором, который мог бы обеспе-
чить стабильный экономический рост.


3.2. Границы вмешательства государства в экономику и
функции правительства

Существуют минимально необходимые и максимально допустимые гра-
ницы вмешательства в экономику.

Первый вид вмешательства (минимальное) связан с функциями правитель-
ства, обеспечивающими нормальные условия работы рыночного механизма. К
ним относятся:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих
эффективному функционированию рынка (законы о собственности, соблюдении
контрактов, защите потребителей, банкротстве и т.д.);

2) защита конкуренции (поддержка малого бизнеса, борьба с монополизмом
и т д.).

Второй вид вмешательства государства в экономику (максимально допус-
тимые границы) связан с необходимостью модификации рыночного механизма и
дополнения его там, где он не срабатывает успешно для общества. В этом случае
выделяются три функции правительства.

1. Перераспределение дохода и богатства. Рыночная система влечет за со-
бой значительное неравенство в распределении денежного дохода, продукта и бо-
гатства. Перераспределяя доходы, правительство уменьшает неравенство. Оно
использует трансфертные платежи, а также модифицирует цены, устанавливае-
мые рыночными силами (например, гарантирование цен фермерам, минимальные
ставки заработной платы и т.д.).

2. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры
национального продукта. Оно необходимо в двух случаях резкого нарушения
функционирования рынка: когда рыночная система либо произвела "не те" коли-
чества определенных товаров и услуг, либо она не выделила какие бы то ни было
ресурсы на производство некоторых благ, выпуск которых экономически
оправдан.

Во втором случае важное значение имеет производство государством обще-
ственных товаров, которые рыночная система вообще не намерена производить,
такие как оборона, правопорядок, народное образование, здравоохранение, музеи
и т.д. Такие товары удовлетворяют коллективные потребности и потребляются
сообща.

3. Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста, соз-
дающего условия для роста благосостояния народа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных