Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 3. Выдающиеся российские присяжные поверенные второй половины XIX – начала XX века 2 страница




Постепенно, по мере усиления императорской власти, все более приобретавшей монархические очертания, контроль государства над адвокатами и их деятельностью становился все более полным. Особенно это проявилось уже в IV-V вв., когда Римская империя приобрела по-настоящему монархические черты. Если до сих пор адвокатура была во всех отношениях свободной профессией и не имела никакой организации, то теперь она получает постепенно правильное устройство. С IV в. в законодательных памятниках появляется термин «сословие адвокатов». Затем адвокаты разделяются на штатных и сверхштатных, при императоре Льве устанавливается экзамен для кандидатов в адвокатуру, ограничивается комплект штатных адвокатов для каждой провинции, предоставляются различные привилегии как всему сословию, так и некоторым из его членов, словом, законодательство стремится подробно определить все стороны профессии. В частности, наряду с указанными выше отрицательными условиями, определяющими невозможность выступления некоторых категорий римских граждан в качестве адвокатов, появляются положительные условия, необходимые для вхождения в сословие адвокатов. Такими условиями являются обязательное получение юридического образования в одной из трех юридических школ Империи (в Риме, Константинополе или Берите – современный Бейрут) и обязательная сдача экзамена.

Заканчивая обзор истории адвокатуры в Древнем Риме, необходимо отметить важнейшее значение этого периода для становления адвокатуры в ее современном понимании. Именно в Древнем Риме деятельность специально подготовленных людей по защите в суде их сограждан и их личных и имущественных интересов впервые стала официально признанной профессией, что, несомненно, способствовало развитию адвокатуры как особого направления юридической деятельности.

 

После окончательного падения Римской империи в конце V в. развитие адвокатуры как бы приостанавливается. Это было обусловлено многими причинами. С одной стороны, в Восточной Римской империи – Византии – сохранялись в неизменности сложившиеся формы судебного процесса, и в полной мере это относилось и к адвокатуре. С другой стороны, германские и тюркские племена, заполонившие Западную Римскую империю и создавшие на ее руинах свои государства, не нуждались в римских процессуальных формах, поскольку имели сложившиеся формы судопроизводства. У них была обязательна личная явка в суд лиц, интересы которых затрагивали рассматриваемые судебные дела.

Однако по мере того, как во вновь созданных государствах римское население и племена завоевателей сливались в единые народности, римское право и римское судопроизводство восстанавливали свое значение, прежде всего для римских граждан.

Так, в Галлии (т.е. в современной Франции), захваченной племенами франков, римские судебные институты полностью сохранялись, причем их действие распространялось и на франков.

Однако со временем адвокатура во Франции стала приходить в упадок. Причиной тому послужило подчинение судопроизводства Божьему суду, т.е. решение споров между людьми путем судебных поединков или физических испытаний. Адвокатуре как представлению и защите интересов людей на основе правовых норм при этом не находилось места. Только в духовных судах, где разбирались споры, стороной в которых была церковь, сохранялся простор для деятельности адвокатов. Условием для этого было трехлетнее изучение канонического (церковного) и гражданского права.

Это столь неблагоприятное для адвокатуры положение изменилось в середине XIII в., когда при короле Людовике IX во Франции были заложены основы светского судопроизводства. Постепенно светская судебная власть (помимо дел, относящихся к ведению Королевского суда) сосредоточилась в высших судебных учреждениях различных провинций – парламентах, главным из которых считался Парижский парламент. Именно при парламентах организовывали свою практику адвокаты, постепенно образуя особое сословие. Необходимо отметить, что в средние века сохранялось деление юристов на юрисконсультов и адвокатов, сохраняющееся с римских времен. Также и условия, необходимые для допущения к адвокатской деятельности, были сходны с установленными в Древнем Риме: ежегодная присяга (о добросовестности и ведении только правых дел), внесение в особый список (т.е. организационная оформленность) и юридическое образование (диплом лиценциата прав). Адвокатура представляла собой только правозаступничество, поскольку чистое представительство входило в компетенцию особой группы т.н. поверенных.

Многие адвокаты привлекались к исполнению важных государственных должностей, в первую очередь канцлера и хранителя печати. Это означает, что одним из отличительных признаков французской адвокатуры была ее тесная связь с магистратурой.

Сложившаяся организация французской адвокатуры была разрушена уже в первые годы революции по решению Учредительного собрания (2 сентября 1790 г.), однако уже в первые десятилетия XIX в. сословие адвокатов во Франции было восстановлено и приняло очертания и характер, сохраняющиеся до сих пор. Основными принципами деятельности французской адвокатуры являются сословность, организационная оформленность в виде органов самоуправления, установление условий допущения к профессии (ученая степень лиценциата права, принятие присяги, 3-летний стаж юридической работы, внесение в список). Профессиональная деятельность французских адвокатов включает в себя юридическое консультирование и устную защиту клиентов на суде.

Необходимо отметить, что после своего возрождения в начале XIX в. французская адвокатура продолжала сохранять тесную связь с магистратурой, т.е. с политической деятельностью и государственной службой. Так, адвокаты Мартиньяк, Ленэ, Делангль, Барош, Фивр, Гамбетта, Флокэ в разное время занимали различные министерские посты, а адвокаты Тьер и Греви были президентами Третьей Французской Республики.

 

Английская адвокатура также имеет древнюю историю. Как и во Франции, в Англии адвокатура происходит от соответствующего института Древнего Рима, в течение нескольких веков владевшего Британским островом. Однако были и существенные отличия. Если во Франции важную роль в адвокатской деятельности играло красноречие, то в Англии красноречие почти совсем не имело значения. Причинами тому были пренебрежение к ораторству, господство формализма в праве, сложность системы источников права, а также довольно позднее начало адвокатской практики. Кроме того, исторически сложилось так, что английские адвокаты не получали серьезной теоретической подготовки. Это было обусловлено тем, что в английских университетах традиционно преподавалось только римское и каноническое право. Чтобы восполнить пробел в изучении будущими практикующими юристами обычного и статутного права в конце XIII в. при короле Эдуарде I были созданы 4 судебные коллегии для подготовки непосредственно судей и адвокатов – Линкольнская, Грейская, Внутренний Храм и Средний Храм.

Как и во Франции, английские адвокаты всегда пользовались уважением в обществе и часто приглашались для занятия важных государственных должностей, в т.ч. и должности лорда-канцлера (признак наличия связи с магистратурой). В частности, выходцами из судебных коллегий были Томас Мор и Френсис Бэкон.

Таким образом, адвокатура в Англии занимает прочное общественное положение и играет важнейшую роль в деле защиты прав и интересов граждан в стране, в которой защита прав личности издавна является одним из приоритетных направлений деятельности правовой системы.

 

По сравнению с адвокатурой во Франции и в Англии история немецкой адвокатуры имеет существенные отличия. Прежде всего в Германии не существовало римской адвокатуры и, напротив, в германских племенах традиционно требовалась личная явка сторон в суд. Постепенно, конечно же, адвокатура в Германии возникла в силу общественной необходимости. Отрицательными условиями для занятия адвокатурой было запрещение к защите других лиц для женщин, детей, рабов, незаконнорожденных, опальных, увечных, а также еретиков и лиц духовного звания.

Постепенно в германских государствах происходило слияние адвокатов и поверенных в один класс лиц. В частности, в Пруссии подобное слияние было установлено в 1725 г.

Особенностью германской адвокатуры было то, что адвокаты занимали низкое общественное положение и не пользовались уважением в обществе. В отличие от своих коллег во Франции и в Англии немецкие адвокаты не занимали государственных должностей.

В XIX в. одновременно с процессом объединения немецких государств в единую Германию шло преобразование института адвокатуры. Окончательно было установлено, что адвокатская деятельность является соединением правозаступничества и судебного представительства. Были определены положительные и отрицательные условия для занятия адвокатурой. В частности, не могли быть адвокатами (судебными поверенными) лица, лишенные права исполнять общественные обязанности, лица, исключенные из сословия адвокатов, а также лица, должность которых была несовместима с адвокатской практикой. Для занятия адвокатской деятельностью были установлены следующие положительные условия: кандидат должен был пройти трехгодичный университетский курс права (не менее половины этого времени в германских университетах), после этого сдать первый экзамен, затем три года практиковаться в юридической деятельности и только после непосредственного экзамена на право ведения адвокатской практики кандидат мог приступать к деятельности адвоката. Сословие адвокатов было организационно оформлено. За ведение конкретных дел были установлены единые ставки гонораров.

 

История российской адвокатуры имеет много общего с историей адвокатуры в Германии. В частности, у всех славянских народов, так же, как и у германских, была обязательной личная явка в суд. Затем был пройден обязательный этап в становлении адвокатуры – родственное представительство. Оно нашло свое закрепление в таких законодательных памятниках XV в., как Псковская Судная грамота 1467 г. и Новгородская Судная грамота 1471 г. В частности, в статье 58 Псковской судной грамоте была предусмотрена возможность представительства только для определенных категорий лиц – женщин, детей, монахов, монахинь, пожилых и глухих. Интересы церкви могли представлять только церковные старосты. Должностные лица («посадники») представительствовать не имели права.

В первом общероссийском Судебнике 1497 г., принятом в правление великого князя Ивана III? была предусмотрена возможность истца или ответчика прислать вместо себя поверенного. В Судебнике 1550 г., принятом в правление царя Ивана IV, это положение было повторено.

Однако уже в XVII в. в Соборном Уложении 1649 г., принятом в правление царя Алексея Михайловича было разрешено наемное представительство.

Такое состояние – разрешение свободного представительства – сохранялось до второй половины XIX в. В Воинских Уставах-Процессах 1716 г. Петра I было положение о том, что если челобитчик или ответчик не может по уважительной причине (прежде всего по болезни) явиться в суд, то он может послать туда адвоката. Однако по сути институт адвокатуры в Российской империи отсутствовал.

Интересы сторон представляли стряпчие, которыми обычно становились действующие или бывшие мелкие судебные чиновники.

Вместе с тем в XIX в. государство принимало меры к тому, чтобы зарегистрировать адреса стряпчих. Законом от 14 мая 1832 г. их деятельность впервые была упорядочена: устанавливалось, что функции судебного представительства могли осуществлять только лица, зарегистрированные судами в качестве судебных стряпчих, в количестве, необходимом для данного суда; именно суды могли и исключить лицо из стряпчих. Стряпчие, зарегистрированные судами, не были никак объединены организационно.

Кроме того, существовала т.н. «адвокатура Западного края». В литовских и белорусских губерниях в соответствии с литовским Статутом, сохранившим свое действие и после присоединения этих земель к Российской империи, адвокатами могли быть дворяне, имеющие образование и получившие свидетельство об этом. В прибалтийских губерниях на протяжении всего XVIII и XIX вв. сохранялась адвокатура, существовавшая там в предыдущие века; адвокатами могли стать лица, имеющие степень кандидата права (позднее – магистра права или доктора права), выдержавшие практический экзамен и принесшие присягу.

Напротив, на территории Царства Польского адвокатура была организована только в 1808 г. При этом было предусмотрено существование 3 рангов адвокатов – «патронов», «адвокатов» и «защитников» – которые могли вести дела соответственно в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции.

Однако на всю территорию Российской империи данный опыт не был распространен.

Важнейшее преобразование произошло в рамках судебной реформы 60-х гг. XIX в. с изданием т.н. “судебных уставов”, высочайше утвержденных императором Александром II 20 ноября 1864 г.: Устава уголовного судопроизводства, Устава гражданского судопроизводства, Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и Учреждений судебных установлений.

С изданием последнего документа – Учреждения судебных установлений – были заложены основы для формирования профессиональной адвокатуры в России и ее организационного оформления. Раздел девятый Учреждений – «О лицах, состоящих при судебных местах» – регламентирует деятельность судебных приставов, присяжных поверенных, кандидатов на должности по судебному ведомству и нотариусов. Глава вторая этого раздела так и называлась – «О присяжных поверенных».

Российские адвокаты подразделялись на присяжных поверенных и частных поверенных. Особое значение приобрели присяжные поверенные. Это было обусловлено их более высоким профессиональным уровнем и организационным объединением.

Для допущения к профессии присяжного поверенного необходимо было соблюдение следующих условий:

1. достижение 25-летнего возраста,

2. подданство Российской империи,

3. наличие юридического образования (окончание курса юридических наук и выдержание экзамена по ним в университетах или каких-либо других высших учебных заведениях),

4. практическая подготовка по специальности не менее 5 лет (в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного).

Не могли быть допущены к профессии присяжного поверенного иностранцы, лица, состоящие на оплачиваемой службе у государства, несостоятельные должники, а также опороченные лица (к таковым относились, в частности, лица, исключенные из числа присяжных поверенных, священнослужители, лишенные сана, лица, лишенные прав состояния). Решение об отказе в принятии могло быть обжаловано в суд, однако существовало негласное правило о том, что отказ, основанный на сомнениях в моральных качествах претендента, не обжаловался.

Первые 27 присяжных поверенных были утверждены 17 апреля 1866 г., в день введения в действие судебных уставов и торжественного открытия новых судов.

Организационная оформленность присяжных поверенных состояла в том, что они могли составлять коллегию при судебных палатах губерний. Члены палаты избирали органы самоуправления: Совет и председателя. В функции советов входило, в частности, принятие решений по следующим вопросам:

· прием новых членов и исключение из членов;

· наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными законов и принимаемых ими на себя обязанностей, а также рассмотрение жалоб доверителей на действия присяжных поверенных, жалоб тех лиц, против которых присяжный поверенный вел дела, жалобы одного присяжного поверенного на другого, жалоб присяжных поверенных на их помощников и наоборот, рассмотрение сообщений официальных учреждений и должностных лиц о замеченных ими неправильных действиях присяжных поверенных или их помощников (например, отказ от защиты);

· назначение присяжных поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, обратившихся с такой просьбой;

· ведение дисциплинарной практики.

Последняя сфера полномочий совета включала в себя право наложения на присяжных поверенных следующих видов дисциплинарных взысканий: предостережение; выговор; запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока не более одного года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду в особо тяжких случаях (принятие решений о применении одной из трех последних мер взыскания должно было быть принято большинством в 2/3 голосов).

Члены совета, председатель совета и товарищ председателя совета избирались годовым общим собранием присяжных поверенных. Также собрание рассматривало отчет совета за предыдущий год. Решения на общем собрании принималось большинством голосов присутствующих присяжных поверенных; их помощники принимали участие с правом совещательного голоса.

За период с 1864 по 1875 гг. подобные учреждения успели образоваться только в трех судебных округах – петербургском, московском и харьковском. В 1874 г. на создание советов присяжных поверенных был наложен мораторий, отмененный только в начале XX в. (в 1904 г.), после чего советы были созданы еще в нескольких городах (Одесса, Новочеркасск, Казань, Саратов, Омск, Иркутск). В остальных судебных округах присяжные поверенные не имели особой организации и числились при окружных судебных палатах.

Особую категорию стали составлять помощники присяжных поверенных. Первоначально присяжные поверенные просто уведомляли совет о принятии к себе на службу помощников, однако постепенно решение о принятии помощников стали принимать советы, в которые присяжные поверенные подавали заявления о своем согласии. Для работы помощником присяжного поверенного единственным условием было наличие высшего юридического образования. Помощники присяжных поверенных вносились в специальные списки.

Помощники проходили стажировку в одной из 3 форм:

1. сословный патронат – помощник-стажер осуществлял самостоятельную адвокатскую деятельность и был лишь незначительно ограничен в профессиональных правах. О тех делах, которые он вел, стажер был обязан информировать присяжного поверенного и 2 раза в год – совет присяжных поверенных;

2. личный патронат – помощник-стажер не осуществлял самостоятельной адвокатской деятельность и фактически был просто помощником (референтом) присяжного поверенного;

3. смешанная форма.

Частные поверенные были предусмотрены законом 25 мая 1874 г. о внесении дополнений в Учреждение судебных установлений (ст. 406/1-406/19). Ими могли стать лица, имеющие высшее юридическое образование и получившие удостоверение суда в своих познаниях; порядок выдачи таких удостоверений в каждом суде устанавливался самостоятельно и иногда предусматривал сдачу письменного экзамена). Организационной структуры частные поверенные не имели вовсе. Сферы деятельности присяжных и частных поверенных совпадали: и первые, и вторые могли защищать интересы своих клиентов в гражданском и уголовном процессе. Однако присяжные поверенные в отличие от частных поверенных обладали следующими привилегиями:

· право вести гражданские дела во всех судебных установлениях (частные поверенные могли представительствовать только в том суде, который выдал им удостоверение);

· право удостоверять свое полномочие в общих судебных местах не только доверенностью, но и словесным объяснением доверителя и поверенного, записанным в журнале суда;

· право получения вознаграждения по таксе, установленной Министерством юстиции в 1868 г., если иное не было оговорено в соглашении между присяжным поверенным и доверителем. Основным критерием определения гонорара являлась цена иска, но при этом с увеличением цены иска процент гонорара уменьшался; в случае проигрыша дела присяжный поверенный, представлявший истца, получал 1/4, а поверенный ответчика – 1/3 от причитающегося ему гонорара.

· право передавать друг другу состязательные бумаги по гражданским делам без посредства судебных приставов или судебных рассыльных;

· право быть защитником лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном уголовном суде.

Таким образом, отличия первых от вторых сводились к более высокому уровню профессиональной подготовки присяжных поверенных и наличии у них организационных структур, что делало их видной общественной силой.

Профессиональная российская адвокатура, создание которой началось в 1864 г/, в лице присяжных и частных поверенных, была призвана стать противовесом издавна существовавшим подпольным адвокатам (стряпчим), которые предлагали свои услуги людям, зачастую даже не имея юридического образования. Таким образом, во второй половине XIX в. и начале XX в. на юридическом поприще параллельно действовали три силы – присяжные поверенные, частные поверенные и стряпчие. Стряпчие вскоре после 1864 г. в ответ на появление присяжных поверенных создали несколько юридических фирм, объединяясь для обеспечения конкуренции с присяжными поверенными. Однако и присяжные поверенные начиная с 90-х гг. XIX в. стали создавать свои объединения, именовавшиеся юридическими консультациями.

Развитию присяжной адвокатуры способствовали изменения в процессуальном законодательстве: введение принципов устности и гласности судопроизводства, введение суда присяжных, право подсудимых консультироваться со своим защитником, обязательное участие защитника при рассмотрении апелляций в судебных палатах (с 1892 г.), обязательное участие адвоката на предварительном следствии в отношении несовершеннолетних в возрасте с 10 до 17 лет (с 1897 г.).

Кроме того, помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства в гражданском процессе на адвокатуру возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для лиц, пользующихся «правом бедности».

Необходимо подчеркнуть основные принципы деятельности российской адвокатуры:

1. совмещение правозаступничества с судебным представительством.

2. относительная свобода профессии;

3. отсутствие связи с магистратурой;

4. отчасти сословная организация, а отчасти дисциплинарная подчиненность судам;

5. определение гонорара по соглашению.

В период с февраля по октябрь 1917 г. присяжная адвокатура в полной мере сохраняла свое общественное значение. Кроме того, сословие присяжных поверенных приобрело политический вес. В этот период впервые было разрешено вступление в состав присяжных поверенных женщинам.

После революции 1917 г. российская адвокатура на протяжении нескольких десятилетий переживала сильнейший кризис. Особенно серьезные изменения происходили в период с 1917 по 1922 гг., когда реформирование адвокатуры по меньшей мере несколько раз в году.

Одним из первых декретов Советской власти – Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. – была упразднена вся судебная система Российской империи, что означало автоматическое упразднение адвокатуры, службы судебных приставов, нотариата. Взамен было предусмотрено, что быть представителем может любой обладающий гражданскими правами неопороченный гражданин.

19 декабря 1917 г. Наркомюст издал предписание о создании местными советами коллегий обвинителей и защитников для работы в революционных трибуналах.

7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде № 2, которым предусматривалось создание при местных советах единой коллегии защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников.

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде: создание вместо коллегий правозаступников коллегий обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе как государственных служащих на окладе.

В 1920 г. коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе были ликвидированы, а функции оказания юридической помощи перешли к отделам юстиции в структуре местных советов. По всей стране насчитывалось всего лишь 650 консультантов.

В 1922 году взамен них были созданы коллегии защитников при губернских судах. Руководить работой коллегий должен был президиум, избираемый на определенный срок общим собранием. Форма работы – юридические консультации. Оплата – по соглашению, для некоторых категорий граждан (рабочие и служащие государственных учреждений) – в соответствии с установленной таксой. Публичные обязанности – участие в делах по назначению суда и дежурство в юридических консультациях.

Одновременно с этим шло сужение полномочий адвокатов в уголовном процессе, где участие защитников на стадии предварительного расследования дела не предусматривалось, и в гражданском процессе, поскольку отныне представительство интересов в суде могли осуществлять любые лица.

В 30-е гг. адвокатура была включена в государственную систему защиты социалистической законности. А.Я. Вышинский называл адвоката солдатом социалистической армии, который помогает суду быстро и точно решать задачи советского правосудия в интересах масс и социалистического строительства.

В отношении членов коллегий защитников действовали серьезные социальные ограничения: отсутствие бесплатного образования, медицины, повышенные платежи.

Возрождение российской адвокатуры началось в 1939 г. с принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР (в этом законе впервые был употреблен термин «адвокат»). На смену коллегиям защитников воссоздавались коллегии адвокатов. Деятельностью коллегии адвокатов руководил президиум; консультации возглавлялись заведующими.

Одновременно с этим шел процесс повышения уровня высшего юридического образования. Результатом этих процессов было то, что отечественная адвокатура вновь обладала важнейшими признаками дореволюционного периода: советские адвокаты были организационно объединены и осуществляли оказание высококвалифицированной профессиональной правовой помощи.

В коллегиях адвокатов создавались следующие органы:

  • общее собрание членов коллегии адвокатов;
  • президиум коллегии адвокатов;
  • ревизионная комиссия.

В компетенцию общего собрания входило:

  • определение количества членов президиума и избрание его состава;
  • избрание ревизионной комиссии;
  • заслушивание отчетов о деятельности президиума и ревизионной комиссии;
  • утверждение штатов и сметы коллегии адвокатов;
  • утверждение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Президиум избирался тайным голосованием сроком на 2 года. Председатель президиума, его заместитель и секретарь президиума избирались самим президиумом.

Полномочия президиума:

  • прием в члены коллегии адвокатов и исключение из членов коллегии;
  • организация юридических консультаций и руководство их деятельностью;
  • распределение членов коллегии адвокатов по юридическим консультациям;
  • утверждение сметы и штатов юридических консультаций;
  • осуществление контроля за деятельностью членов коллегии адвокатов, включая вопросы соблюдения таксы оплаты юридической помощи;
  • дисциплинарная практика.

Ревизионная комиссия также избиралась тайным голосованием сроком на 2 года.

Юридические консультации возглавлялись заведующими, назначаемыми президиумами коллегий адвокатов.

Были определены виды юридической помощи, которая могла быть оказана гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям:

  • дача юридических консультаций (советов, справок, разъяснений);
  • составление заявлений, жалоб и других документов;
  • участие в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Вопросы оплаты юридической помощи, оказываемой членами коллегий адвокатов, Положением 16 августа 1939 г. не регламентировались – было установлено, что оплата должна производиться на основании инструкции, издаваемой НКЮ СССР. Такая инструкция была издана 2 октября 1939 г.

В 60-е гг. XX в. Положение об адвокатуре СССР было заменено республиканскими законами (в РСФСР – закон об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР от 25 июля 1962 г.). В данном положении содержалось несколько важных новелл.

Адвокатской деятельностью отныне могли заниматься только члены коллегий адвокатов. Одновременно были установлены новые требования для лиц, желающих вступить в коллегии: гражданство СССР, наличие высшего юридического образования и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет; при отсутствии необходимого стажа надлежало пройти стажировку продолжительностью не менее 6 месяцев. Лица, не имеющие высшего юридического образования, могли вступить в коллегии адвокатов в порядке исключения с разрешения исполнительного органа края, области, республики и т.д., но только при наличии стажа по специальности юриста не менее 5 лет.

О приеме новых членов коллегий адвокатов нужно было в течение 7 дней сообщать в исполнительный орган. В целом функции контроля за приемом и исключением из состава коллегий теперь осуществлялись исполнительными органами, а не органами юстиции.

Структура органов коллегий – общее собрание (конференция), президиум и ревизионная комиссия – сохранились.

Оплата оказываемой юридической помощи осуществлялась по соглашению между заведующим юридической консультацией и клиентом, но в пределах норм, установленных Инструкцией о порядке оплаты юридической помощи, утвержденной Постановлением Советом Министров РСФСР 11 февраля 1966 г.

В 1977 г. в Конституции СССР было впервые сказано об адвокатуре как о публичном институте (ст. 161).

30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР. В соответствии с ним 20 ноября 1980 г. было утверждено Положение об адвокатуре РСФСР. Важнейшей новеллой этого Положения стала норма о том, что для получения статуса адвоката было обязательно наличие юридического образования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных