Залоговые и временные характеристики причастий
Залоговые формы причастия.
Действительные причастия обозначают временной признак как дей-
ствие, которое производится или производилось самим предметом: высту-
пающий, выступавший.
Страдательные причастия обозначают временной признак как дейст-
вие, которому подвергается или подвергался предмет со стороны другого
деятеля: ободряемый – ободренный (слушателями докладчик). Возвратные
причастия, вполне соответствующие по значению глаголам возвратным (с -
ся), обычно включаются в разряд действительных причастий, хотя имеют
иное залоговое значение (ср.: моющий – моющийся), соответствующее про-
изводящему глаголу (ср.: мыть – мыться). Очень часто возвратные причас-
тия несовершенного вида употребляются вместо страдательных причастий
совершенного вида: пособие, не издававшееся ранее – не изданное ранее. Та-
ким образом создается определённое соотношение возвратных причастий не-
совершенного вида со страдательными причастиями совершенного вида.
Временные формы причастия.
Присущая причастиям категория времени подразделяет их на причас-
тия настоящего и причастия прошедшего времени. Форма причастия бу-
дущего времени отсутствует, однако в разговорной речи причастия будущего
времени встречаются. Значение времени у причастий связано с их синтакси-
ческой ролью и различается у полных и кратких форм.
Синтаксические функции причастий разграничены соответственно их
форме: полные причастия (склоняющиеся) выступают в роли определения,
реже – сказуемого; краткие (несклоняемые) – исключительно в значении
сказуемого: Сребрит мороз увянувшее поле; Дачи стояли заколоченные; До-
рога в Симбирск мною очищена.
Деепричастие по своему происхождению – это отпричастное образо-
вание, точнее, это причастие, застывшее в форме именительного падежа и
позднее сблизившееся с наречием. Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи, совме-
щающую в себе грамматические свойства глагола и наречия: Волны несутся,
гремя и сверкая. Деепричастия гремя и сверкая обозначают дополнительные
действия, сопутствующие основному действию, выраженному глаголом-
сказуемым. Среди глагольных признаков у деепричастия необходимо отме-
тить видовое значение (сверкая – несовершенный вид, сверкнув – совершен-
ный вид), значение залога действительного и средневозвратного (переписав –
действительный залог; переписываясь – средневозвратный залог), глагольное
управление, в частности винительным падежом (ср.: любить природу – любя
природу), возможность определяться наречием (ср.: верно понимать – верно
понимая). Страдательный залог у деепричастий отсутствует. Подобно наре-
чиям, деепричастия не изменяются: не согласуются, не управляются, а при-
мыкают.
Синтаксические функции деепричастия. Чаще всего деепричастия при-
мыкают к сказуемому-глаголу и являются обстоятельством: Я неприметно
отошел к окну, желая скрыть свое волнение. Деепричастие, примыкая к ска-
зуемому, может обозначать и добавочное действие, сопутствующее дейст-
вию, выраженному сказуемым: Клубятся тучи, млея в блеске алом. Многие
исследователи (Н.С.Валгина и др.) в этом случае признают за деепричастием
функцию второстепенного сказуемого. Деепричастие в первом значении (об-
стоятельственном) не допускает замены спрягаемой формой глагола: Они
[мальчики] пошли не торопясь и покорно, точно гуси. Во втором значении
(второстепенного сказуемого) такая замена возможна: Деревья радостно
трепещут, купаясь в небе голубом (ср.: Деревья радостно трепещут, купа-
ются в небе голубом).
Необходимым условием употребления деепричастий является отноше-
ние деепричастия и глагола-сказуемого к одному субъекту действия. Только
при наличии этого условия употребление деепричастия допустимо в совре-
менном литературном языке. Если деепричастие и предикативная форма гла-
гола (сказуемое) обозначают действия разных лиц, употребление дееприча-
стия не соответствует современным нормам, например, неправильно будет
сказать Катаясь на санках, у меня заболела голова.
Деепричастия _______лишены возможности выражать абсолютные временные
значения. Им свойственно только относительное обозначение времени.
– деепричастие несовершенного вида чаще обозначает действие, одно-
временное с действием глагола-сказуемого: Мы создаем картины, советуясь
с учителем.
– деепричастия совершенного вида обозначают время, предшествую-
щее действию глагола-сказуемого: Отдохнув, он собрался уходить.
– деепричастия совершенного вида обозначают время, последующее за
действием глагола-сказуемого: Грин умер, оставив нам решение вопроса,
нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.
– деепричастия совершенного вида обозначают время, одновременное с
действием глагола-сказуемого: Базаров продолжал лежать, уткнувшись в
стену.
27. Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium) — самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Процесс образования наречий называется адвербиализацией.
Классификация по лексическому значению[править]
Обстоятельственные:
Образа действия — Обозначает образ действия (по-весеннему, так) вопросы Как?, Каким образом?
Меры и степени- обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды) вопросы (Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?)
времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);
места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);
причины — обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);
цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).
Определительные:
качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);
количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);
способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);
сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);
совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).
Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения
сравнительная степень выражается:
синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е,"-же" (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше", «глубоко-глубже»;
аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.
превосходная степень выражается:
синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;
аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше все
28. Слова категории состояния.
Для обозначения данного класса слов в работах языковедов использу-
ются следующие термины: слова категории сосотояния; безлично– предика-
тивные слова, безличные предикативы, вербоиды, предикативные наречия,
неглагольные предикативы, стативы.
КС – это самостоятельная часть речи, которую образуют несклоняемые
и неспрягаемые слова, обозначающие состояние, способные сочетаться со
связкой и употребляющиеся в функции сказуемого безличного предложения
(реже в роли сказуемого двусоставного предложения с подлежащим, выра-
женным инфинитивом или существительным).
Среди слов КС можно выделить следующие семантические группы:
– слова, обозначающие состояние природы (На улице было тихо и мо-
розно);
– слова, обозначающие физическое или психическое состояние живых
существ (Мне стало больно и досадно);
– слова, обозначающие объективную или субъективную оценку како-
го– либо положения, состояния (Теперь говорить об этом поздно);
– слова, обозначающие оценку с морально– этической стороны (Ска-
зать – стыдно, а утаить – грех);
– слова, обозначающие модальную оценку (Всем нам нужно думать о
будущем);
– слова, обозначающие необходимость совершения действия (Пора на
пенсию, а ему все недосуг подумать об отдыхе);
– слова, обозначающие модально – волевые импульсы (Охота же тебе
часами говорить об этом);
– слова, обозначающие зрительные и слуховые восприятия (Вокруг ти-
хо, лишь слышно, как журчит ручей).
29. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Междометие.
Служебные слова, в противоположность знаменательным словам,
– не обладают номинативной функцией, т.е. не являются названиями
предметов, признаков, процессов, а служат для выражения отношений между
явлениями действительности, которые названы знаменательными словами;
– служебные слова употребляются в речи, как правило, только в соеди-
нении со знаменательными словами;
– служебные слова не являются самостоятельными членами предложе-
ния, а используются как формально-грамматические средства языка: предло-
ги выступают в подчинительных словосочетаниях, союзы – при однородных
членах и в сложных предложениях, частицы – при отдельных словах и в во-
просительных и восклицательных предложениях;
– со стороны фонетической структуры служебные слова также отлича-
ются от слов знаменательных. Ударение, являющееся характерным призна-
ком знаменательного слова, обычно отсутствует у слов служебных. Ср.: Что
(местоимение) день грядущий мне готовит? (П.); Я надеюсь, что (союз) вы
не откажетесь отобедать у меня (П.). Однако возможны случаи переноса
ударения на слова служебных частей речи. Ср.: Ветер по морю гуляет и ко-
раблик подгоняет (П);
– служебные слова неизменяемы и нечленимы.
Предлоги – слова служебной части речи, выражающие в сочетании с
косвенными падежами существительных (а также субстантивированных при-
лагательных, местоимений и числительных) различные отношения между
формами имени и другими словами в предложении.
По морфологическому составу различаются предлоги непроизводные и
производные:
– Непроизводные, так называемые первообразные, предлоги не могут
быть соотнесены по образованию с какой-либо частью речи: в, с, к, о, у, на,
за, от и др. Разновидностью этих предлогов являются сращенные (сложные)
предлоги: из-за, из-под, по-над.
– Производные предлоги – включая, в течение и др. – связаны проис-
хождением с другими частями речи.
Они могут выражать:
– пространственные отношения: отдыхать в Крыму и на Кавказе;
– временные отношения: работать с утра до ночи;
– сопроводительные (комитативные) отношения: гулять с сыном;
– отношения сопоставления и сравнения: мальчик с пальчик; вроде ме-
теора;
– причинные: краснеть от стыда;
– целевые отношения: остановиться для отдыха;
– объектные отношения: говорить о работе, забывать про сон и др.
Союзы – это слова служебной части речи, служащие для связи одно-
родных членов простого предложения и частей сложного предложения
По структуре союзы делятся на простые и составные.
Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, ес-
ли и др.) неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаме-
нательными частями речи. Составные союзы, например: в то время как, по-
тому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоиме-
ниями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.
По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинитель-
ные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а
также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти сою-
зы делятся на
– соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни;
– сопоставительные: не только...но и, как...так и;
– противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато;
– разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не
то, то ли...то ли;
– присоединительные: да и, также, тоже.
Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных
предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в
простом предложении для связи членов предложения. Например: Он извес-
тен как хороший бригадир; Она мне как пecня.
Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, на-
пример, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотноситель-
ное слово в главной части предложения, другая – союз в придаточной.
Подчинительные союзы делятся на
– временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только,
с тех пор как);
– причинные (так как, потому что, оттого что, вследствие того
что);
– целевые (чтобы, для того чтобы);
– следствия (так что);
– условия (если, ежели, коли);
– уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что);
– сравнительные (как, как будто, будто, словно);
– изъяснительный (что).__
По употреблению союзы представляют собой три разновидности:
1) одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов
типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы
обычно одиночны). Например: Ученый малый, но педант (П.);
2) повторяющиеся: и...и, или...или, либо...либо, ни...ни, то...то и др.
Например: Ни отзыва, ни слова, ни привета (Апухтин);
3) двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению.
Двойными могут быть сочинительные союзы (как...так и, не только...но и):
Пушкин создал различные произведения как в стихах, так и в прозе; или под-
чинительные союзы (если...то; так как...то, лишь только...как и др.). На-
пример: И если кто виноват, то я один (Л. Т.).
Частицы – это служебные слова, выражающие дополнительные смы-
словые оттенки предложений, словосочетаний и отдельных слов.
Производные – непроизводные, препозитивные – постпозитивные.
Частицы по значению подразделяются на три основные группы:
I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким части-
цам относятся:
– указательные: вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек
(Кр.);
– определительно-уточняющие: именно, почти, точно и др. Купцы пер-
вые его очень любили именно за то, что не горд (Г.);
– выделительно-ограничительные: только, только лишь, хоть, единст-
венно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).
II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и мо-
дальные. Сюда относятся:
– модально-волевые: пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в ка-
рауле на крылечке прикорну (Твард.);
– модальные с их разновидностями: утвердительные: да, так, точно.
Да, наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательные: нет, не, ни. Нет!
Весь я не умру! – Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы –
стоять на крыльце и ни с места! (Т.), вопросительные: ли (ль), разве, неуже-
ли. Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-
модальные: пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. По-
жалуй, ты прав. И, пожалуй, – силен сатана, – натворил бы я бед (Н.); Нам
с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.);
...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство
(Ч.); сравнительные: как бы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два
будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной
передачи чужой речи: дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол,
Филиппов отец (Т.).
III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки зна-
чения.
Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и уси-
ливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и
др. Как! Разве все тут! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоя-
щем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.).
Словообразующие и формообразующие частицы
Словообразуюшие частицы образуют новые слова:
1) -то, -либо, -нибудь, кое– служат для образования неопределенных
местоимений и наречий: что-то, где-то и т.п.;
2) ни образует отрицательные местоимения и наречия: никто, нигде и
т.п.;
3) не в сочетании с некоторыми частями речи служит для образования
антонимов: друг – недруг, верный – неверный и т.п.
Формообразуюшие частицы образуют грамматические формы:
бы образует форму сослагательного наклонения: Да, пожалуй, я поел
бы и ушел (Ч.);
да, пусть, пускай образуют формы повелительного наклонения: Пусть
все знают, пусть все видят, что я делаю!
Междометия – это слова, которые непосредственно выражают наши
чувства, переживания и волеизъявления, не называя их.
разряда: 1) междометия, выражающие различные чувства (эмоциональ-
ные междометия), и 2) междометия, выражающие волю, приказ и т.д., т.е. по-
велительно-побудительные (императивные междометия).
30. Модальные слова
Модальными словами называются слова, посредством которых гово-
рящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точ-
ки зрения отношения их к объективной действительности. Например: Об-
стоятельства, верно, вас разлучили? В приведенном примере слово верно
является модальным словом. Оно выражает отношение говорящего к содер-
жанию высказывания как предполагаемой возможности, причем в данном
контексте относится к одному из компонентов высказывания – подлежаще-
му.
Модальные слова наряду с модальными частицами и грамматическими
формами наклонений глагола являются средствами функционально-
семантической категории модальности.
1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания,
уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, дейст-
вительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два,
безусловно, четыре.
К этой же группе относят также фразеологические сочетания типа: в
самом деле, само собой разумеется и др.
2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предполо-
жения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-
видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, веро-
ятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти.
Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей ве-
роятности и др.
Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов со-
относимы (обычно – омонимичны) с различными частями речи:
– с именами существительными: правда, факт, право. Ср.: Правда гла-
за колет. – Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал;
– с именами прилагательными краткой формы и наречиями: очевидно,
конечно, действительно, верно и др. Ср.: Я видел счастливого человека, за-
ветная мечта которого осуществилась так очевидно. – Окна были закрыты
жалюзи. Очевидно, в доме все еще спали.;
– с безлично-предикативными словами: видно, слышно. Ср.: Хоть убей,
следа не видно.. – Так, видно, она [Дуня] замужем?;
– с различными формами глагола: кажется, разумеется, значит, по-
жалуй, знать и др. Ср.: Как вам кажется письмо Чаадаева? – Я, кажется,
хозяйке мил;
– с местоимениями: никак, само собой. Ср.: Воеводы не дремали, но ни-
как не успевали. – Ты, никак, Фишка, стонешь?; Глаза закрылись сами собой.
– Когда же мы увидимся? – Не раньше лета, должно быть. Зимой едва ли...
Само собою, если случится что, то дайте знать – приеду
31. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксические единицы. Вопрос о словосочетании. Типы синтаксической связи и синтаксических отношений в словосочетании.
Синтаксис – раздел грамматики, который изучает способы соединения слов и их форм, словосочетаний и предложения. Всю совокупность слсоч и предложения, их типы и значения во всем многообразии. Системное образование проявляется через взаимосвязь разных языковых уровней: 1.Фонетичексий(фонетико-фонологическое), 2. Морфемико-структурный(части слова), 3. Лексико-фразеологический, 4.Морфологический(части речи, слова, фразеологические единицы в соотношении с частями речи) 5.Синтаксический (слсоч, предложения) Все языковые единицы до предложения характеризуются как некоммуникативные. Синтаксис оперирует коммуникат.и некоммуникативн.единицами. Предметом синтаксиса явл слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, а также правила образования слов более крупных единиц, которые обеспечивают общение. В истории синтаксиса 3направления: 1 - логическое (Основ синтаксич единица – предложение, которое явл единственным способом выражения логического суждения и выступает субъектом логики) 2- психологическое (основная синт единица – предложение тоже, рассм как психологическое суждение, соединение представлений) 3- Формально-грамматическая (осн синт единица – слсоч, все граммат признаки слова проявляются на уровне словосочетаний, а предложение рассм как расширенное слсоч) 4 – структурно-семантический (главн единицы – слово, слсоч, предложение, чем заложились основы развития совр синтаксиса. Синтасксическая единица – это единица языка и речи, которая непосредственно формирует сообщения или является элементом формирующим его конструкцию. В зависимости от иерархии синт единицы изучаются по след разделам: 1-синтаксис словоформы, 2-синтаксис слсоч, синтаксис предложения, 3-синтаксис текста. Рассматривается с точки зрения общения. В связной речи, современные синтаксические теоретики, рассм структуру и содержание синтаксич единиц и сводятся к след направлениям: 1-семантический(значения предложения содержат стороной) 2 – структурный синтаксис(строением) 3- коммуникативный синтаксис (предложения и слсоч в контексте общения) 4 – структурно-семантический(в единстве формы и слсоч) Слово как синт. Единица – представляет собой совокупность всех грамматических форм, во всем объеме значения. Словоформа – это реализация слова в речи в одном из своих значений и в одной из своих форм. Словосочетания – соединения двух и более знаменательных слов на основе подчинит связи для расчлененного обозначения действительности.
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться озером (каким?) голубым – главное слово озером любоваться (как?) долго - главное слово любоваться
В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
- именные
- глагольные
- наречные
любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное
Схемы словосочетаний
Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
любоваться долго – глагол + наречие
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|