Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система учебных заведений.




3.3.1. Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.

В 1786 г. был издан Устав народных училищ - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система.

3.3.2. Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направленияспециальногообразования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана Академии трех знатнейших художеств (в 1764 г. преобразована в Императорскую Академию художеств, бывшую одновременно и учебным заведением и правительственным учреждением, регламентировавшим всю художественную жизнь). При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.

3.3.3. Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета Московские ведомости.

Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.

В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало Училище для малолетних девушек недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).

3.4. Итоги. К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

НАУКА и техника

Во второй половине XVIII в. продолжилось начавшееся при Петре I интенсивное развитие отечественной научной мысли. Активизировался процесс вытеснения религиозных мировоззренческих установок научным подходом к пониманию явлений действительности. Постепенно утверждалась картина мира, противоположная средневековой.

4.1. Государственная политика в области науки. Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В Екатерининскую эпоху отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие.

В то же время, опасаясь всякого вольнодумства, императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.

4.2. Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознаниедостигло общеевропейского уровня.

4.2.1. География, геология, картография, этнография, ботаника. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 физических экспедиций (1768-1774); полярный исследователь С.И.Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П.Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии,составил первое Описание земли Камчатки; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И.Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.

4.2.2. Медицина достигла во второй половине XVIII в. значительных успехов. Большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И.Щепин, педиатр С.Г.Зыбелин и основоположник русской эпидемиологии, организатор и участник борьбы с эпидемиями чумы Д.С.Самойлович. В 1768 г. была сделана первая прививка от оспы.

4.2.3. Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой являетсярусский писатель и естествоиспытатель А.Т.Болотов.

4.3. Техника. Значительных успехов достигла во второй половине столетия отечественная техническая мысль. Выдающийся русский ученый-самоучка И.И.Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, осуществить который ему не удалось, а через 2 года по другому проекту на 20 лет раньше Д. Уатта построил паротепловую установку для заводских нужд (Ползунов скончался за неделю до ее пуска). Русский механик-самоучка И.П.Кулибин создал зеркальный фонарь (прототип прожектора), семафорный телеграф, протезы для инвалидов, лифт, разработал проект одноарочного моста через р. Неву и многое другое. Изобретения К.Д.Фролова позволили механизировать многие производственные процессы в горнорудной промышленности.

К сожалению, многие изобретения этого периода не получили практического применения и были забыты, а их авторы умерли в нищете и безвестности.

4.4. Гуманитарные науки во второй половине столетия достигли своего расцвета.

4.4.1. Исторические науки. Под влиянием исторических работ М.В.Ломоносова и В.Н.Татищева во второй половине столетия М.М.Щербатовым и И.Н.Болтиным впервые были предприняты попытки выработать общую концепцию российской истории. И.Н.Болтин также заложил основы отечественного источниковедения, а В.В.Крестинин и П.И.Рычков - основы исторического краеведения. Историческое описание Российской коммерции М.Д. Чулкова стало одним из первых сочинений по экономической истории России.

Развитию исторических наук способствовала публикация документов: в 1767 г. была опубликована открытая Татищевым Русская правда, Н.И.Новиков опубликовал 20 томов Древней Российской Вивлиофики.

4.4.2. В 1769 г. появилось первое в России исследование о происхождении религии - диссертация преподавателя логики, метафизики и математики Д.С.Аничкова.

4.4.3. Философия. В середине столетия сложились предпосылки для форомирования отечественной философии. В 1755 г. профессором философии Московского университета был назначен ученик Ломоносова в области словесных наук Н.Н.Поповский, который впервые в России стал читать курс философии не на латинском, а на русском языке, утверждая, что нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было не возможно.

4.4.4. Филология. Во второй половине века исследования в области языкознания продолжил А.А.Барсов..

ЛИТЕРАТУРА

5.1. Основные особенности. Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов.

5.2. Жанровое разнообразие. XVIII в. часто называют веком од.Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть - Бедная Лиза Н.М.Карамзина).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных