Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема образовательного стандарта второго поколения




В силу ряда причин разработанный ВНИК “Образовательный стандарт” и утверждённый ведомственным приказом Министерства образования в 2004 г. федеральный компонент государственного образовательного стандарта фактически так и не был воспринят педагогической общественностью как полностью легитимный документ стратегического характера.

Работа над созданием стандарта первого поколения продолжалась более 12 лет, но так и не привела к появлению нормативного документа, который удовлетворял бы всех его пользователей — государственные структуры, общественность, родителей, учащихся и учителей.

Процесс разработки стандарта общего образования нового поколения начался в 2005 г. При подготовке проекта авторский коллектив исходил из того, что прежде чем предлагать готовые формы стандартизации образования, необходимо развернуть широкий диалог о целях, задачах российской школы и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами — государством, обществом, каждой семьёй.

Если стандарт первого поколения фактически разрабатывался как стандарт содержания образования, то новый подход трактует стандарт как систему требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ.

Приоритетным является вопрос, что должен получить конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения и какими должны быть условия, чтобы результатом работы системы образования в целом стала подготовка молодого человека к успешной жизни в обществе.

Авторы прежнего стандарта рассматривали стандарт как “программу программ”, содержащую минимальный набор учебных знаний, умений и навыков по отдельным предметам, обязательный для предъявления школьникам по итогам обучения.

Авторы нового стандарта в качестве основного результата образования видят овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать конкретные жизненные и профессиональные задачи7.

В настоящее время ещё продолжается осмысление и обсуждение концептуальных и практических вопросов, которые лягут в основу разработки образовательных стандартов общего образования нового (второго) поколения.

Академия ПКиППРО и издательство “Просвещение” совместно провели цикл Интернет-консультаций по теме “Государственные стандарты второго поколения”, в которой участвовал один из руководителей авторского коллектива разработчиков стандарта А.М.Кондаков.8

Педагогов в процессе консультаций в основном волновали вопросы: как изменится содержание образования с введением стандарта нового поколения; учитываются ли национально-региональные и психологические особенности учащихся в связи с полиэтничностью российского общества; как быстро будут подготовлены УМК нового поколения; будет ли регламентировано количество учебников; предусмотрена ли дифференциация требований по уровням — базовый, профильный, углублённый, как будет соотноситься новый стандарт и ЕГЭ др.

По словам руководителя авторского коллектива А.М.Кондакова в основу подготовки образовательного стандарта положен принцип системно-деятельностного (компетентностного) подхода, лучшие традиции советского и российского образования, теоретические достижения классиков отечественной психологии и педагогики — П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева и других учёных. В концепции нового стандарта речь идёт не о стандартизированном содержании образования, а о совокупности требований со стороны государства, общества к результатам образования и совокупности условий, которые необходимо создать для эффективного образовательного процесса.

Примечания

1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-Р (п.2). М.: АПКиПРО, 2002. С.6.

2 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 6—7.

3 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 7

4 Гуманитарное образование в России: мысли вслух. Выступление ректора Московского университета академика В.А.Садовничего на Всероссийской конференции “Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение”. 15 февраля 2007. М.: МГУ. С. 13.

5 Рекомендации Rec (2001) 15 Комитета министров Совета Европы государствам-членам по вопросам преподавания истории в ХХI веке (приняты Комитетом министров 31 октября 2001 г. на 771-м заседании на уровне представителей)//Официальные документы в образовании. 2004. № 29. С. 7—17.

6 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003. С.382.

7 См. Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. Сост. Д.А.Юрьев, В.П.Жарков. М.: Просвещение, 2006. С.6—7.

8 См. http:// www.apkro.ru






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных