Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные аспекты интерпретации рисунка




1. Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура.

2. Что выглядит странным.

3. Чего не хватает у данного объекта (изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов).

4. Где на рисунке расположены «барьеры», то есть вертикали.

5. Что находится в центре (то, что находится в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным).

6. Есть ли растушевка. На изображение предметов с тенью требуется больше времени и энергии, чем на изображение без тени. Эти затраты энергии могут служить отражением проблемы.

7. Где расположено изображение по отношению к краю листа. Некоторые рисунки изображают фигуры или объекты, помещенные вдоль границы листа таким образом, что они как будто выходят за пределы бумаги и нарисованы лишь частично. Край листа можно расценивать как своеобразную границу. Это способ и присутствовать, и в то же время находиться в стороне.

8. Соответствует ли изображение текущему времени года. Если оно ему не соответствует, то можно узнать у автора, что произошло в изображенном сезоне, повторения чего хочется в настоящее время.

9. Есть ли на рисунке инкапсуляция, то есть создание оболочки вокруг персонажей рисунка. Если инкапсуляция присутствует, то можно узнать у клиента, для чего это необходимо персонажу.

10.Есть ли подчеркивание. Если подчеркивание имеется, то можно узнать у клиента, для чего оно необходимо изображенному объекту.

11.Было ли исправление изображения ластиком. Можно обратить внимание на эти места, это может быть местом конфликта.

12. Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос: что преувеличенно? Большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение форм и/или пропорций может символизировать проблемную область, которой уделяется большее внимание.

13.Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты. Их число во многих случаях имеет большое значение для клиента, поскольку оно имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем.

14.Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может свидетельствовать о противоречиях в жизни автора.

15.Особое внимание следует обратить на подписи работ. Они могут использоваться, для того чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что может отражать степень доверия к невербальному способу общения.

16.Постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора. Рассматривая изопродукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознательного.

Этапы изотерапии.

 

Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание.

Этап 2. Процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление.

Этап 3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.

Этап 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы [ Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. 2002 ].

 

Этап 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом

Для клиентов, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.

Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощущения от художественного материала, а также разнообразные эмоции и мысли. Для ознакомления клиентов с процессом самовыражения при помощи художественного материала полезно использовать называние цветов, описание проб художественных материалов и осознание чувств, порождаемых этими пробами.

Кроме того, существуют и иные достоинства «игровой деятельности» с художественным материалом - клиенты создают новое, из отдельных частей собирают целое, при посредстве художественного материала начинают осознавать свои проблемы и добиваться их разрешения.

Сам промежуток времени, посвященный данной деятельности, зависит от клиента, его потребностей, проблем и его возраста. Один клиент может «поиграть» двадцать минут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко второй части процесса. Другой клиент может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому необходимо «поиграть» в течение нескольких минут в начале каждого сеанса.

Но в конечном счете все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности - выбора художественного материала, необходимого для второго этапа творческого процесса.

 

Этап 2. Процесс творческой деятельности

Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, что происходит даже тогда, когда с ними рядом есть терапевт.

Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому же на этом этапе большинство клиентов любого возраста демонстрируют поведение, характерное для художников в процессе работы, - сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их решение.

 

Этап 3. Дистанцирование

Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть (например, ее вешают на стену). Клиента побуждают принять активное участие в размещении художественной работы. Символически клиент принимает ответственность за свои проблемы посредством принятия ответственности за размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определенной психологической и терапевтической ценностью.

Необходима достаточно большая комната, чтобы психолог и клиент могли выбрать себе место на удобном расстоянии от художественной работы. Сам акт дистанцирования помогает не только физически видеть, но и создает необходимую отстраненность клиента от своего продукта творчества.

По завершении данного этапа понимание клиента становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями, которые затрагивают определенные воспоминания и ассоциации. Клиенты могут заметить такие новые и важные детали, как соотношение компонентов в художественной работе (например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-либо или линию, выделяющуюся за счет своей толщины, неровности или мягкости, и т.п.).

 

Этап 4. Процедура «Что ты видишь?»

Теперь, задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиентов описать, что они увидели в своей работе. На первый взгляд вопрос очень прост и наивен, но, тем не менее, в нем заключены три фундаментальных аспекта:

1. Важность индивидуального восприятия: что видишь ты, создатель. Арт-терапевт может работать с этим материалом, потому что описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру.

2. Аспект касается чувств клиента - то, что его слушают, помогает выстроить доверительные отношения с арт-терапевтом.

3. Что ты видишь? Важным становится то, что клиент сам увидел в продукте своего творчества, а не то, что навязано социумом.

Когда требуется, арт-терапевт помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, и клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, а именно соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в целой картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры творческой работы и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Клиенты определяют экспрессивные характеристики своей работы и учатся идентифицировать их как свои собственные чувства [ Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. 2002 ].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных