Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выразительные средства в публицистическом тексте




Любой функциональный стиль языка - это подсистема, обладающая совокупностью стилистически значимых языковых средств. Они являются неоднородными и каждый из них представляется рядом жанровых разновидностей. Благодаря целям общения, а так же многообразию речи создается жанровое многообразие с различными коммуникативными направленностями, или же целями общения. Именно цели общения являются определяющим звеном при выборе стилистических приемов, а так же композиционной структуры речи для любого конкретного случая.

Еще в древности было известно, что воздействующая сила речи увеличивается, если ее чем-нибудь выделяют. Существует огромное количество выразительных средств (эмоционально-оценочная лексика, тропы, синтаксические конструкции, в том числе фигуры и др.), при помощи которых журналисты пытаются привлечь внимание аудитории. Они расставляют различные акценты и экспериментируют с языком. Так же они ловко сочетают стандарт и экспрессию.

Известно, что для каждого функционального стиля характерен свой собственный набор воздействующих средств. Они сами по себе вытекают из стилистических особенностей данного стиля. Тем не менее достаточно редко можно встретить абсолютно чистый образец какого-либо стиля. Намного чаще мы сталкиваемся с разного рода внешними внедрениями, которые адаптированы специально для данного конкретного текста.

Это особенно важно для публицистики, ибо она объединяет в себе большое множество различных тематик. Это прежде всего политика. Поэтому публицистическим текстам политической тематики будут соответствовать стилистические заимствования из официально-делового функционального стиля. Если это тексты научной тематики – из научного стиля. Культурной – из художественного текста. Говоря об интервью не стоит забывать о разговорно-бытовом стиле и т.д.

Таким образом, можно говорить только о характерных для данного стиля в той или иной степени средствах языкового воздействия, ибо все они всегда присутствуют в языке.

Г. Я. Солганик полагает, что категория экспрессивности «в рамках газетно-публицистического стиля целесообразно рассматривать как видовое понятие по отношению родовому - оценочности» Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 9.. В языке СМИ назначение эмоционально окрашенных составляющих это не столько образность (как, например, в художественном стиле), сколько создание оценочного эффекта, либо положительного, либо отрицательного.

Главным образом оценочность выражается в лексике. Это частое употребление качественно-оценочных прилагательных и существительных, метафор, фразеологизмов, в использовании особых синтаксических средств. К выразительным средствам нужно отнести слова и выражения, чьей главной особенностью является эмоциональная окрашенность, которая служит для обозначения как положительной, так и отрицательной оценки. Эмоциональное воздействие благодаря разнообразным экспрессивно - образным средствам языка, таким как тропы, лексические средства п т.д.

Под влиянием экспрессивной функции публицистика преобразует, слова, принадлежащие к разным сферам языка, тем самым придавая им оценочное звучание. Метафоры в подобных текстах пользуются огромной популярностью. Прежде всего это выражается в переносном употреблении специальной лексики.

Благодаря метонимии авторы реализовывают разного рода ассоциации по смежности явлений и предметов. Фразеологизмы так же являются важнейшим средством выразительности в публицистике, вместе с афоризмами и пословицами. В статьях перефразируются названия фильмов, известных книг, песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания политиков и пр. Кроме того, в языке газеты достаточно часто используются каламбуры (фр. calembour— словосочетание, которое содержит в себе игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова).

Как средство воздействия образность главным образом принято связывать с художественной литературой или с поэзией. Тем не менее, публицистические тексты зачастую не менее образны. Их образность определена несколько иными задачами и подходом к действительности. Ведь художественная литература по большому счету является вымыслом, а публицистическая же – документальна. Изображая действительность, писатель косвенно выражает свою собственную точку зрения, посредством описанных им ситуаций и через своих героев. Публицист, в свою очередь, открыто выражает свое мнение, агитирует и пропагандирует.

В обоих случаях воздействие на читателя достигается за счет яркости, образности, а так же эмоциональности текста. Все это в некоторой степени роднит художественную литературу с публицистикой.

Большинство исследователей полагает, что в последнее время публицистические тексты подверглись достаточно серьезным изменениям. Прежде всего, это связанно именно с преобладающей задачей прессы – повлиять на общественное мнение, оставаясь при этом доступным любому читателю, независимо от его уровня образования и культуры. В следствие чего, публицистический стиль стал более «демократичным» и разговорным. В нем появились абсолютно новые черты, такие как элементы эпатажа, вульгаризмы, грубая игра слов, смешение разных культурных традиций.

Публицистический стиль по своей структуре неоднороден. Он подразделяется на различные жанры. Существуют три группы жанров данного стиля:

1)Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и т.д.) Их целью является оперативное, точное и беспристрастное описание событий и фактов. В данном случае роль журналиста как сочинителя, художника, минимальна. В СМИ подобные тексты являются основными хранителями оперативной информации, что позволяет аудитории постоянно наблюдать и быть в курсе наиболее значимых и интересных событий в разных сферах действительности.

2) Аналитические (статья, версия, комментарий, аналитический отчет, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и т.д.).В подобного рода текстах проводится анализ и синтез информации и фактов. Журналист уже не просто передает «сухую» информацию. Его главной задачей является оценка предлагаемой информации, а так же донесении своих собственных выводов до аудитории.

3)Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграф, житейская история и т.д.). Именно этим жанрам публицистических текстов в наибольшей степени свойственны образность, эмоциональность, а так же большое количество изобразительных средств, которые обычно характерны для художественной литературы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных