Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ




ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

 

Рекомендовано

Министерством образования РФ в качестве

учебного пособия для студентов

высших педагогических учебных заведений

 

 

Москва

 

ACADEMIA

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие   С.4
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии…………………………………………..   С.5
1.1. Возникновение и развитие педагогической профессии………………………………………….   С.5
1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности……………………………………….   С.8
1.3. Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя………………………………………   С.13
1.4. Социальная миссия и профессиональные функции педагога………………………………….   С.18
1.5. Основные виды профессиональной деятельности педагога……………………………………………   С.22
1.6. Педагогическая деятельность как система……… С.28
Глава 2. Учитель как субъект педагогической деятельности……………………………………….     С.39
2.1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога ……………………………….   С.36
2.2. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя …………………………………………….     С.39
2.3. Профессиональная этика и педагогический такт учителя ……………………………………………   С.42
2.4. Общие и педагогические способности …………. С.48
2.5. Профессиональная компетентность педагога и ее структура………………………………………….   С.51
2.6. Индивидуальный стиль деятельности учителя….. С.58
2.7. Общая и профессиональная культура педагога….. С.61
Глава 3. Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя…………………………………………….   С.77
3.1. Система профессиональной подготовки педагогических кадров…………………………….   С.77
3.2. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога…     С.87
3.3. Смысложизненное самоопределение учителя….. С.97
3.4. Философские истоки профессионально-личностного самосовершенствования…………..   С.103
3.5. Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности …………………………………….   С.114
3.6. «Я-концепция» учителя ………………………….. С.122
3.7. Эмоциональное развитие учителя ………………. С.132
3.8. Педагогическое мышление …………………….. С.143
3.9. Формирование культуры педагогического общения ……………………………………………   С.152
3.10. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования …………………………   С.164
    Практикум: тренинг профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования…………………………     С.172
Занятие 1. Самопрезентация. Правила работы в группе …… С.172
Занятие 2. Смысл жизни и призвание педагога ……………… С.174
Занятия 3-5. Способы самопознания и саморазвития ………… Релаксация ………………………………………… Концентрация ……………………………………. Визуализация …………………………………… С.176
Занятие 6. Образ «Я» ………………………………………… С.186
Занятие 7. Самораскрытие. Принятие себя ………………… С.188
Занятие 8. Мир наших эмоций и чувств ……………………. С.192
Занятие 9. Как управлять отрицательными эмоциями и создавать положительное настроение …………   С.196
Занятие 10. Что такое эмпатия ………………………………… С.198
Занятие 11. Как развивать мышление ………………………… С.202
Занятие 12. Особенности педагогического мышления ………. С.206
Занятие 13. Я в ситуациях взаимодействия ………………….. С.208
Занятие 14. Я – организатор ………………………………….. С.213
Занятие 15. Профессиональный идеал и профессиограмма учителя. Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации ………………………………………..   С.214
Приложение ……………………………………………………..  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Уважаемые читатели, наши будущие коллеги!

Вы избрали для себя трудную, но одну из самых благородных профессий на Земле – профессию педагога. Надеемся, что большинство из вас сделало этот выбор осознанно, хорошо взвесив все свои потребности и возможности, и готовы к ее освоению.

Глобальные преобразования, которые происходят во всех сферах современной социальной и духовной жизни, как никогда, остро ставят проблему образования. От ее решения зависит, каким будет человечество в XXI веке, какие приоритеты оно выберет. И в этом первостепенная роль принадлежит учителю. Перед ним стоит задача по-новому осмыслить мироздание, природу человека, одухотворить процесс познания.

Новейшие открытия ученых в области физики, биологии, медицины, техники значительно изменяют наши представления о мире. Рождается новая парадигма мышления. От учителя зависит преображение сознания подрастающего поколения. Ему строить школу на основе законов Бытия, школу сердца и творчества мысли. В этой связи предстоят серьезные преобразования вузовской подготовки учителя, которая должна стать не только профессионально, но и личностно ориентированной, развивающей глубокий интерес к вопросам самопознания и самосовершенствования, раскрывающей механизмы этого процесса, созидающей гармонию ума и сердца, формирующей целостную личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство мира. Учитель своими действиями, оценками, своим миропониманием открывает для учащихся существование социальной жизни, духовной, как особой сферы, регулируемой содержанием обобщенных идей — идей о цели и смысле жизни, о возможностях человека, о его свойствах и качествах, об отношениях между людьми. При этом любым своим действием по отношению к ученикам он проявляет себя как личность, отражая и то конкретное историче­ское время, и тот индивидуальный жизненный путь, который он прошел до начала своей профессиональной деятельности, и тот идеал, на который ориентируется сам учитель.

Весь опыт подготовки педагогов к профессиональной деятельности и работа по повышению их квалификации показывают, что без осуществления воздействия на соб­ст­венное сознание взрослый человек очень часто оказыва­ется не­спо­собным даже к пониманию того, что его влияние на учеников обусловлено его собственными качествами, его жизненной концепцией, степенью осознания и принятия сущности и социальной роли педагогической деятельности, своих профессиональных функций и требований к собственной личности. Боль­­шинство проблем, возникающих в процессе работы учителя, связаны с его недостаточной личностной, духовной зрелостью, а порой даже и с отсутствием стремления к ней.

Попытка приблизить педагога к осознанию этого процесса представлена в данном пособии Оно отражает стремление авторов помочь будущему учителю выстроить некоторые ориентиры и основные направления своей педагогической деятельности и профессионально-личностного самосовершенствования. Его основное содержание связано с развитием самосознания педагога, с созданием ситуаций самоопределения в профессии и во всех аспектах своего «Я», построения своих профессионально-личностных перспектив. Авторы надеются, что содержание пособия поможет вам войти в мир педагогической профессии и деятельности, продолжить (или начать) свое профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие.

Успехов вам в освоении педагогической профессии, в вашем личностном и профессиональном росте!

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных