ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV.2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведениеПоведение является совокупностью конкретных, в данный момент протекающих деятельностей. Оно может быть названо адаптивным, если посредством его получен целесообразный, полезный результат. Достижение такого результата становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется. Поведение – многоуровневый процесс, обеспечиваемый и реализуемый множеством разнообразных механизмов, среди которых основными являются: механизмы процесса отражения, задающие ориентировку человека в среде, конкретной ситуации; механизмы действия субъекта в реальных, адекватных отраженным условиях; механизмы эмоциональной регуляции поведения на всех этапах его развертывания. С каждым из названных механизмов функционируют механизмы речевого опосредования и памяти. С точки зрения уровневой организации поведения механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения, мышления; механизмы действия – в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции - в виде непосредственных переживаний и чувств. Разнообразные патологические процессы (органические поражения ЦНС, психические и соматические заболевания) нарушают равновесные (адаптивные) отношения со средой, характерные для нормального функционирования организма, и искажают взаимоотношения человека с окружающим миром через изменение структуры его поведения (С. А. Беличева). Поведение организуется на различных уровнях: биохимическом, физиологическом, психическом, социальном. Собственно психический уровень может быть разбит на три подуровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический. Каждый их них имеет собственную специфику взаимодействия с окружающим миром: непосредственно с физической средой; взаимодействие, опосредованное индивидуально-личностными характеристиками субъекта; опосредованное социально-психологическими условиями. Адаптивное поведение на психическом уровне в широком смысле можно определить как совокупность саморегулирующихся процессов, обеспечиваемых врожденными или приобретенными психофизиологическими и психическими механизмами. Протекание этих процессов детерминировано объективными (характеристики среды) и субъективными (индивидуально-личностные особенности субъекта) условиями; данные процессы лежат в основе деятельностей, составляющих поведение, направленное на достижение полезного результата, не противоречащего особенностям и/или личностным смысловым установкам субъекта, а также в основе эмоциональной регуляции и переживания осуществляемого поведения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|