Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекционный материал




 

2.2.2.1. Введение

Финансовый менеджмент — это совокупность приемов, методов и средств, используемых предприятиями для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности. Основная цель финансового менеджмента — получить наибольшую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.

Финансовый менеджмент — управление капиталом на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Термин "финансовый менеджмент" (financial management) в переводе с английского означает финансовое управление, или управление финансами. В зарубежной литературе это понятие, как правило, относится к деятельности компаний и фирм в отличие от государственного регулирования финансов, но многие инструменты финансового менеджмента имеют универсальный характер и применяются в управлении финансами на уровне государства. В последние годы финансовый менеджмент активно развивается в банках, страховых организациях, пенсионных фондах, финансово-инвестиционных компаниях и др.

Финансовый менеджмент можно определить как управление денежными потоками в целях получения прибыли в перспективе и обеспечения текущей платежеспособности.

Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Финансовый менеджер принимает инвестиционные решения (изменение структуры активов) и выбирает источники их финансирования (изменение структуры пассивов).

Финансовый менеджмент – это профессиональная управленческая деятельность по оценке производственных и финансовых направлений деятельности хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, организации денежных потоков предприятия, формированию и использованию капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия.

В настоящее время финансовый менеджмент развивается по многим направлениям. В этой области появились узкие специалисты — по страховому делу, операциям с ценными бумагами, аудиту, вексельному обращению, оценке инвестиционных проектов, управлению банкротством, оптимизации налогообложения, оценке недвижимости и т.д., которые могут привлекаться на договорной основе для выполнения определенной работы. Многие банки и аудиторские фирмы также оказывают консультационные услуга по финансовому менеджменту.

2.2.2.2. Этапы финансового менеджмента

В становлении и развитии финансового менеджмента как науки можно выделить четыре этапа.

Первый этап. Необходимость в сознательной, целенаправленной деятельности по управлению экономическими, хозяйственными процессами на Западе возникла очень давно. Однако она начала реализовываться в теории и на практике лишь с 1850-х гг. (это время можно считать началом истории управления финансами). Юджин Бригхем, известный американский специалист в области финансового менеджмента, связывает его зарождение в качестве самостоятельной научной дисциплины с 1860-х гг.

До 1860-х гг. финансами компаний управляли практики. Их опыт не мог эффективно применяться во всех отраслях, использоваться в каждой без исключения ситуации. Знания были эмпирическими. После начала первого этапа формирования финансового менеджмента место экспериментальных научных инструментов постепенно заняла наука. С ее помощью необходимо было организовать использование ограниченных объемов капитала для выявления эффективных способов управления отдельными видами ресурсов.

Задачами финансового менеджмента на данном этапе развития были разработка общих основ анализа деятельности предприятий, создание инструментов эффективного управления производством, разработка механизмов мотивации персонала, управления дебиторской задолженностью и запасами, определение источников и форм привлечения капитала в процессе создания новых фирм и компаний.

На Западе финансовый менеджмент на начальной стадии своего формирования не учитывал специфику компаний и их развития. Были разработаны только научные подходы и самые общие методы решения ключевых проблем управления финансами.

Развитие финансового менеджмента как науки в России началось с 1990-х гг. В этот период отечественные теоретики и практики пытались адаптировать западные методы управления финансами для применения в условиях экономики переходного периода.

Второй этап. Начало второго этапа развития финансового менеджмента на Западе характеризовалось завершением индустриализации. Темпы роста предприятий ускорялись. Необходимо было провести систематические изменения в сфере использования ресурсов. Постоянно разрабатывались новые методы управления финансами. Поэтому к основным задачам финансового менеджмента при переходе от первого этапа ко второму относилась выработка критериев, показателей и ориентиров, которые могли обеспечить эффективное применение ресурсов.

На втором этапе развития финансового менеджмента возникают такие направления, как Школа статистического финансового анализа (Ratio Statisticians School) (1860-1880 гг.) и Школа мультивариантных аналитиков (Multivariate Modellers School) (1870-1890 гг.). Основная идея представителей первого направления заключалась в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать. Приверженцы школы мультивариантных аналитиков исходили из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существовании несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности компании.

На втором этапе развития финансового менеджмента были разработаны различные теории, например концепция анализа дисконтированного денежного потока (Discounted Cash Flow Analysis Theory), авторами которой являются Джон Вильямсон (John Williamson) и Маер Гордон (Муег Gordon). На Западе в то время она применялась для управления финансами корпораций.

Таким образом, на втором этапе развития финансового менеджмента разрабатывались и внедрялись на практике основы финансового анализа компаний. Также в это время большое внимание уделялось поиску соотношения между отдельными видами ресурсов при помощи управления финансами. Эта задача включала в себя такие направления, как оптимизация отношений между основным и оборотным капиталом, производственным капиталом и ликвидными средствами, собственными и заемными средствами.

В России второй этап развития финансового менеджмента выделить затруднительно.

Третий этап. В начале 1930-х гг. на Западе финансовый менеджмент постепенно переходил к третьему этапу своего развития. Мировой кризис 1930-х гг. вызвал серьезные экономические затруднения у многих хозяйствующих субъектов большинства стран: спад производства, банкротство. Важнейшими целями управления финансовой деятельностью компаний в этот период являлись, с одной стороны, вывод компаний из кризисного состояния и предотвращение их банкротства, с другой - восстановление их активности в качестве субъектов финансового рынка.

На третьем этапе развития финансового менеджмента были найдены коэффициенты, с помощью которых можно было оптимизировать соотношения между отдельными видами ресурсов.

Научные разработки в области финансового менеджмента получили отражение в целом ряде правовых актов того времени. В частности, на их основе в США были приняты Закон «О ценных бумагах» (1933 г.), Закон «О банках» (1933 г.), Закон «О фондовой бирже» (1934 г.), Закон «О холдинговых компаниях» (1935 г.), Закон «О банкротстве» (1938 г.), которые заложили основу современного государственного регулирования финансовой деятельности компаний.

На третьем этапе развития финансового менеджмента были разработаны такие важные теоретические концепции и модели, как концепция стоимости капитала (Cost of Capital Theory) (Джон Вильямсон, 1938 г.), концепция структуры капитала (Capital Structure Model) (Франко Модильяни и Мертон Миллер 1958 г.), концепция стоимости денег во времени (Time Value of Money Model) (Ирвинг Фишер 1930 г.), концепция взаимосвязи уровня риска и доходности (Френк Найт, 1921 г.).

В России проблемы и задачи управления финансами появились в начале переходного периода, в 1990-е гг.

Современный этап характеризуется поступательным экономическим развитием большинства стран, активной интеграцией отдельных национальных экономик в систему мирового экономического хозяйства, началом процессов глобализации экономики. Роль финансовых рынков в деятельности крупных компаний и производственно-хозяйственных комплексов резко возросла.

Назовем современные методы управления финансами: система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard — BSC), разработанная Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом;

модель финансового обеспечения устойчивого роста предприятия (A Model of Optimal Growth Strategy) (Джеймс Ван Хорн 1988 г., Роберт Хиггинс 1997 г.);

модель оценки финансовых активов с учетом систематического риска (Capital Asset Pricing Model) (Уильям Шарп, 1964 г.);

модель оценки опционов (Option Pricing Model) (Фишер Блэк, Майрон Скоулз, 1973 г.) и др.

В то время как на Западе современный этап развития финансового менеджмента уже подходит к завершению, в России его достигли лишь отдельные передовые предприятия, преимущественно сырьевых отраслей (компаний, действующих в новых сферах бизнеса, среди прошедших третий этап практически нет).

2.2.2.3. Цели и задачи финансового менеджмента

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев.

В процессе реализации главной цели финансовый менеджмент направлен на решение основных задач:

1. Обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в перспективе.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

3. Оптимизация денежного оборота.

4. Обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска.

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при необходимом уровне прибыли путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактика и избегание отдельных финансовых рисков с помощью эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования.

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия организации в процессе ее развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.

Все перечисленные задачи тесно связаны между собой, хотя и носят в ряде случаев разнонаправленный характер.

2.2.2.4. Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента:

-Управление активами, в т.ч.:

выявление реальной потребности в отдельных видах активов и определение их суммы в целом

оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования

обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота

выбор эффективных форм и источников финансирования активов

-Управление капиталом, в т.ч.:

определение общей потребности в капитале для финансирования формируемых активов предприятия

оптимизация структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования

разработка системы мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов

осуществление дивидендной политики предприятия

-Управление инвестициями, в т.ч.:

формирование направлений инвестиционной деятельности предприятия

оценка инвестиционной привлекательности отдельных проектов и финансовых инструментов, отбор наиболее эффективных из них

формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций

выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций

-Управление денежными потоками, в т.ч.:

формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам

эффективное использование остатка временно свободных денежных активов

-Управление финансовыми рисками, в т.ч.:

выявление состава основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия

оценка уровня рисков и определение объема связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом

формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию

-Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства, в т.ч.:

диагностика угрозы банкротства на основе мониторинга финансового состояния предприятия

оценка уровня угрозы банкротства

использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия

2.2.2.5. Стратегия и тактика финансового менеджмента

Стратегия финансового менеджмента – искусство управления финансами предприятия, организации, включает методы разработки и реализации финансовой политики, направленной на долгосрочное обеспечение прибыльной, рентабельной деятельности, основывается на исследовании закономерностей производственно-финансовой деятельности, разработке форм, способов эффективного управления финансами предприятий, организаций, решении задач инвестиционной деятельности.

Тактика финансового менеджмента – важнейшая часть системы управления финансами предприятий, организаций, включающая совокупность средств, приемов, методов эффективной реализации стратегии финансового менеджмента, решает задачи, связанные с ценообразованием, управлением доходами, расходами, обеспечением необходимого уровня финансового состояния, конкурентной способности предприятий, организаций.

Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями. Он связан с реализацией выбранной стратегической цели.

Стратегический финансовый менеджмент предполагает прежде всего:

- финансовую оценку проектов вложения капитала;

- отбор критериев принятия инвестиционных решений;

- выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала;

- определение источников финансирования.

Тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью.

2.2.2.6. Цели управления денежной наличностью

Управление денежной наличностью направлено, во-первых, на обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств; во-вторых, на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.

Могут быть три цели управления денежной наличностью:

1)увеличение скорости поступления наличных денег;

2) снижение скорости денежных выплат;

3) обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.

Для каждой цели существуют свои методы управления.

Так, для первой цели - это методы, которые позволяют как можно быстрее собрать денежные средства.

Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, чтобы сохранить денежные средства в обращении как можно дольше.

Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума и соответственно увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.

2.2.2.7. Активы предприятия

Активы предприятия представляют собой контролируемые им экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности.

Активы предприятия классифицируются по следующим основным признакам:

По форме функционирования выделяют три основных вида активов — материальные, нематериальные и финансовые.

¨ Материальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, имеющие материальную вещную форму.

¨ Нематериальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и генерирующие прибыль.

¨ Финансовые активы характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию.

По характеру участия активов в хозяйственном процессе с позиций особенностей их оборота они подразделяются на два основных вида — оборотные и внеоборотные.

¨ Оборотные (текущие) активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляемых (видоизменяющих свою форму) в течение одного операционного цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.

¨ Внеоборотные активы характеризуют совокупность имуще-ственных ценностей предприятия, многократно участвующих в про-цессе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сро-ком использования более одного года.

По характеру участия активов в различных видах деятельности предприятия они подразделяются на два основных вида — операционные и инвестиционные.

¨ Операционные активы представляют собой совокупность иму-щественных ценностей, непосредственно используемых в операционной деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.

¨ Инвестиционные активы характеризуют совокупность имуще-ственных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности.

По характеру финансовых источников формирования активов выделяют следующие их виды — валовые и чистые.

• Валовые активы представляют собой всю совокупность имуще-ственных ценностей предприятия, сформированных за счет собственного и заемного капитала, привлеченного для финансирования хозяйственной деятельности.

• Чистые активы характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей предприятия, сформированных исключительно за счет собственного его капитала. Стоимость чистых активов предприятия определяется по следующей формуле:

ЧА = А-ЗК.

где ЧА - стоимость чистых активов предприятия;

А - общая сумма всех активов предприятия по балансовой стоимости;

ЗК - общая сумма используемого заемного капитала предприятия.

По характеру владения активами предприятием они подразделяются на собственные, арендуемые и безвозмездно используемым.

• Собственные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, принадлежащие ему на правах собственности, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса. В практике учета к этой группе относятся также активы, приобретенные предприятием на правах финансового лизинга (находящиеся в полном его владении и также отражаемые в составе его баланса).

• Арендуемые активы характеризуют имущественные ценности предприятия, привлеченные им для осуществления хозяйственной де-ятельности на правах аренды (оперативного лизинга). Эти виды активов отражаются на забалансовых счетах учета.

• Безвозмездно используемые активы характеризуют имущественные ценности, переданные предприятию для временного хозяйственного использования на бесплатной основе другими субъектами хозяйствования. В составе баланса предприятия эти активы также не отражаются.

По степени агрегированности активов как объекта управления они подразделяются на индивидуальные, отдельные группы и совокупный их комплекс.

• Индивидуальный актив характеризует вид (или разновидность) имущественных ценностей, который является единичным, минимально детализированным объектом хозяйственного управления (например, денежные средства в кассе; отдельная акция, приобретенная предприятием; конкретный вид нематериальных активов и т.п.).

• Группа активов характеризует часть имущественных ценностей, которые являются объектом комплексного функционального управления, организуемого на единых принципах и подчиненных единой финансовой политике (например, дебиторская задолженность предприятия; портфель ценных бумаг; основные средства и т.п.). Степень агрегированности таких групп активов — объектов функционального управления — предприятие определяет самостоятельно.

• Совокупный комплекс активов предприятия характеризует общий их состав, используемый предприятием. Такая совокупность активов предприятия характеризуется термином „целостный имущественный комплекс", который определяется как хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализации продукции, оценка активов которого и управление ими осуществляется в комплексе.

По степени ликвидности активы предприятия подразделяются на следующие виды:

• Активы в абсолютно ликвидной форме, характеризующие иму-щественные ценности предприятия, не требующие реализации и пред-ставляющие собой готовые средства платежа.

• Высоколиквидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.

• Среднеликвидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.

• Низколиквидные активы, представляющие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).

• Неликвидные активы, характеризующие отражаемые в балансе отдельные виды имущественных ценностей предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).

По характеру использования сформированных активов в текущей хозяйственной деятельности предприятия они подразделяются на используемые и неиспользуемые.

• Используемые активы характеризуют ту часть имущественных ценностей предприятия, которая принимает непосредственное участие в операционном или инвестиционном процессе предприятия, обеспечивая формирование его доходов.

• Неиспользуемые активы характеризуют ту часть имущественных ценностей, предприятия, которые, будучи сформированными на предшествующих этапах хозяйственной деятельности, не принимают в ней участий в настоящее время в силу различных объективных и субъективных причин.

По характеру нахождения активов по отношению к предприятию выделяют внутренние и внешние их виды.

• Внутренние активы характеризуют имущественные ценности предприятия, находящиеся непосредственно на его территории.

• Внешние активы характеризуют имущественные ценности пред-приятия, находящиеся вне его пределов у других субъектов хозяйствования, в пути или на ответственном хранении.

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов активов предприятия, используемых в научной тер-минологии и практике финансового менеджмента.

2.2.2.8. Капитал предприятия

Капитал предприятия - собственный капитал предприятия плюс нераспределенная прибыль.

Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы можно определить как совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы по своему происхождению делятся на собственные и заемные.

К перечню источников собственных финансовых ресурсов предприятий относят:

нераспределённая прибыль;

резервный капитал;

накопленные амортизационные отчисления;

добавочный капитал;

страховые возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов и другие средства, поступающие в порядке возмещения;

дополнительная эмиссия акций, эмиссия депозитарных расписок.

Собственный капитал характеризуется следующими дополнительными моментами:

1. Простотой привлечения (нужно решение собственника или без согласия других хозяйствующих субъектов).

2. Высокой нормой прибыли на вложенный капитал, т.к. не выплачиваются проценты по привлечению средств.

3. Низкий риск потери финансовой устойчивости и банкротства предприятия.

Недостатки собственных средств:

1. Ограниченный объем привлечения, т.е. невозможно существенно расширить хозяйственную деятельность.

2. Не используется возможность прироста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств.

Таким образом, предприятие, использующее только собственные средства имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограниченны возможности прироста прибыли.

Заемный капитал - капитал, образуемый за счет займов: получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств. Заемный капитал предназначается для финансирования деятельности предприятий.

Достоинства заемного капитала:

1. Широкие возможности привлечения капитала (при наличии залога или гарантии).

2. Увеличение финансового потенциала предприятия при необходимости увеличения объемов хозяйственной деятельности.

3. Способность повысить рентабельность собственного капитала.

Недостатки заемного капитала:

1. Сложность привлечения, т.к. решение зависит от других хозяйствующих субъектов.

2. Необходимость залога или гарантий.

3. Низкая норма рентабельности активов.

4. Низкая финансовая устойчивость предприятия.

Привлеченный капитал. Статьи баланса доходов и расходов предприятия, отражающие средства заемного характера. Долгосрочный привлеченный капитал (срок погашения долга свыше 1 года) состоит из облигаций, выпущенных компанией на рынок ценных бумаг и долгосрочной кредиторской задолженности. Краткосрочный привлеченный капитал (срок погашения долга до I года) состоит из краткосрочной кредиторской задолженности и задолженности по заработной плате и налогам.

Собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников:

В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется решением органов управления.

Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

В составе внешних (привлеченных) источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии ценных бумаг, посредством которой происходит увеличение акционерного капитала фирмы, а также привлечение дополнительного складочного капитала, путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

Для некоторых предприятий дополнительным источником фор-мирования собственных финансовых ресурсов является предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В частности, это могут быть бюджетные ассигнования на безвозвратной основе, как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет общегосударственное значение.

К прочим внешним источникам относятся безвозмездно передаваемые фирмам материальные и нематериальные активы, включаемые в состав их баланса.

Эффектом от использования заемных источников называют эффектом финансового рычага или финансовым левериджем.

Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

2.2.2.9. Финансовая устойчивость предприятия

Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ:

• состава и размещения активов хозяйствующего субъекта;

• динамики и структуры источников финансовых ресурсов;

• наличия собственных оборотных средств;

• кредиторской задолженности;

• наличия и структуры оборотных средств;

• дебиторской задолженности;

• платежеспособности.

Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп прироста реальных активов.

2.2.2.10. Кредитоспособность предприятия

Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимаются наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.

Банк, прежде чем предоставить кредит, определяет степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен.

Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих вопросов:

- солидность заемщика, которая характеризуется своевременностью расчетов по ранее полученным кредитам, качественностью представленных отчетов, ответственностью и компетентностью руководства;

- способность заемщика производить конкурентоспособную продукцию;

- доходы. При этом производится оценка прибыли, получаемой банком при кредитовании конкретных затрат заемщика по сравнению со средней доходностью банка. Уровень доходов банка должен быть увязан со степенью риска при кредитовании. Банк оценивает размер получаемой заемщиком прибыли с точки зрения возможности уплаты банку процентов при осуществлении нормальной финансовой деятельности;

- цель использования кредитных ресурсов;

- сумма кредита производится исходя из проведения заемщиком мероприятия ликвидности баланса, соотношения между собственными и заемными средствами;

- погашение производится путем анализа возвращенности кредита за счет реализации материальных ценностей, предоставленных гарантий и использования залогового права;

- обеспечение кредита, т.е. изучение устава и положения с точки зрения определения права банка брать в залог под выданную ссуду активы заемщика, включая ценные бумаги.

При анализе кредитоспособности используется целый ряд показателей. Наиболее важными из них являются норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность.

2.2.2.11. Банкротство предприятия

Одной из основных задач анализа ликвидности является оценка степени близости предприятия к банкротству. Существуют критерии формального и неформального характера, по которым предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом).

В соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением суммы обязательств должника над размером его имущества или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей: предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Для предприятий государственной (муниципальной) формы собственности, а также предприятий, в капитале которых есть доля государственной (муниципальной) собственности, утверждена система критериев, на основании которых принимаются решения о при знании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным или, наоборот, о возможности восстановления платежеспособности. Такими критериями являются коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

С позиций финансового менеджмента банкротство может быть представлено как переход права собственности на предприятие от его первоначальных владельцев к кредиторам.

2.2.2.12. Капитализация имущества

Совокупность благ, принадлежащих конкретному человеку, называется его имуществом. Общая стоимостная оценка имущества характеризует уровень благосостояния или богатства его владельца. Для увеличения своего богатства собственник может вкладывать принадлежащее ему имущество в действующие или вновь создаваемые предприятия. Предприятие (дело, бизнес) это форма осуществления деятельности, нацеленной на увеличение стоимости вложенного имущества в интересах собственников этого имущества. Стоимость имущества, вложенного (инвестированного) собственником в предприятие, формирует собственный капитал этого предприятия. Для того, чтобы превратить свое имущество (или его часть) в капитал (капитализировать его), владелец данного имущества должен как минимум соблюсти следующие условия:

-капитализируемое имущество должно быть отделено от другого личного имущества владельца на длительное время (возможно-навсегда). Собственник теряет возможность использования физических или иных свойств капитализируемого имущества для непосредственного личного потребления;

-с момента капитализации право на пользование и распоряжение инвестированным имуществом должно быть передано другому экономическому субъекту – предприятию. Капитализированное имущество становится активами предприятия, обязующегося использовать их таким образом, чтобы стоимость этих активов максимально возросла.

Стимулом, подвигающим собственника на добровольный отказ от части своих законных прав на принадлежащее ему имущество, является предоставляемое ему взамен право на получение суммы прироста собственного капитала предприятия. Такой прирост собственного капитала, обусловленный деятельностью предприятия, нацеленной на увеличение стоимости его активов, называется прибылью предприятия.

2.2.2.13. Реинвестирование прибыли

Увеличение стоимости активов, вследствие которого возникает прибыль – достаточно общее понятие. В частности, оно предполагает удорожание имущества за счет действия внешних факторов. В условиях рынка невозможно длительное время получать выгоду только за счет действия внешних факторов.

В финансовом менеджменте прибыль предприятия трактуется:

во-первых, как увеличение собственного капитала, происходящее за счет удорожания активов;

во-вторых, как превышение валовых доходов предприятия за отчетный период над его валовыми расходами.

Часть прибыли, остающаяся после уплаты предприятием налога на прибыль, принадлежит владельцам предприятия. Эту часть называют чистой прибылью.

Налог на прибыль является одним из главных источников наполнения доходной части Госбюджета, а также бюджетов субъектов РФ. С принятием НК РФ, изменился и размер налога на прибыль. В 2015 году, по всей видимости, никаких серьезных поправок в НК вносить не планируют, поэтому и налог на прибыль в 2015 году также останется без изменений.

Согласно статьи 284 НК РФ, Налоговая ставка на прибыль устанавливается в размере 20 %, кроме исключений перечисленных ниже. При этом, 2% от суммы начисленной по налоговой ставке на прибыль идет в Федеральный Бюджет РФ, а 18% от данной суммы перечисляют в местные бюджеты субъектов РФ.

Налоговую ставку на прибыль, средства от которой зачисляются в местные бюджеты субъектов РФ, местные органы самоуправления имеют право снизить для отдельных категорий налогоплательщиков. Но при этом, ставка на прибыль не может быть ниже 13,5 %.

НК РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль:

- для отдельных видов долговых обязательств - 0%, 9%, 15%;

- на доходы, полученные в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%;

- для иностранных организаций, доходы которых не связанны с деятельностью в РФ через постоянные представительства - 10%, 20%;

- для ЦБ РФ - 0%.

Владельцы могут ежегодно изымать у предприятия активы в сумме, равной заработанной им за год чистой прибыли. Однако, если собственники предприятия сочтут более выгодным для себя отказаться от своего текущего дохода в пользу ещё более значительного увеличения собственного капитала предприятия в будущем, то они могут оставить причитающуюся им сумму чистой прибыли предприятию. В этом случае говорят о реинвестировании прибыли.

Богатство собственников будет возрастать не за счет получения ими текущих доходов, а в результате увеличения их доли в капитале предприятия. В свою очередь, предприятие получает возможность расширения масштабов своей деятельности, а, следовательно, - ещё большего увеличения массы зарабатываемой им прибыли.

Стоимость активов всегда равна стоимости вложенного в них капитала. Главное предназначение активов предприятия – приносить ему доход. Предприятие может комбинировать своими активами любым не запрещенным законом способом, чтобы максимизировать этот результат. В финансовом менеджменте исключается возможность случайного приобретения предприятием каких-либо активов. Любая закупка должна иметь предварительное финансовое обоснование, основным критерием которого является максимизация дохода. Если окажется, что приобретенный актив не способен обеспечить предприятию ожидаемый доход, то он должен быть продан, а высвободившиеся деньги вложены в другой, более доходный актив. Операции с активами, не приводящие к изменению стоимости активов (активы продаются по той же цене, по которой они были куплены), оставляют величину собственного капитала предприятия неизмененной.

2.2.2.14. Денежный поток. Учетная политика. Виды отчетов о денежных потоках

Движение денежных средств, получаемых и расходуемых предприятием в наличной и безналичной формах, называют в финансовом менеджменте денежными потоками.

Положительные потоки (притоки) отражают поступление денег на предприятие, отрицательные (оттоки) – выбытие или расходование денег предприятием. Перевод денег из кассы на расчетный счет и подобные ему внутренние перемещения денег не рассматриваются в качестве денежных потоков.

Разница между валовыми притоками и оттоками денежных средств за определенный период времени называется чистым денежным потоком. Он также может быть положительным или отрицательным (притоком или оттоком).

Все денежные потоки предприятия объединяются в три основные группы: потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Притоки от операционной деятельности формируются за счет выручки от реализации продукции, погашения дебиторской задолженности, получаемых от покупателей авансов.

Оттоки от операционной деятельности – это оплата счетов поставщиков и подрядчиков, выплата заработной платы, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, уплата процентов за кредит.

Притоки от инвестиционной деятельности формируются за счет выручки от реализации основных фондов или незавершенного строительства, стоимости проданных пакетов акций других предприятий, сумм возврата долгосрочных займов, сумм дивидендов, полученных предприятием за время владения им пакетами акций или процентов уплаченных должниками за время пользования долгосрочными займами.

Оттоки от инвестиционной деятельности включают в себя оплату приобретаемых основных фондов, капитальные вложения в строительство новых объектов, приобретение предприятий или пакетов их акций (долей в капитале) с целью получения дохода или для осуществления контроля за их деятельностью, предоставление долгосрочных займов другим предприятиям.

Притоки от финансовой деятельности это суммы, вырученные от размещения новых акций или облигаций, краткосрочные и долгосрочные займы, полученные в банках или у других предприятий, целевое финансирование из различных источников.

Оттоки от финансовой деятельности включают в себя возврат кредитов и займов, погашение облигаций, выкуп собственных акций, выплату дивидендов.

У нормально функционирующего предприятия совокупный чистый денежный поток должен стремиться к нулю, то есть все заработанные в отчетном периоде денежные средства должны быть эффективно инвестированы.

Ликвидный денежный поток представляет собой изменение чистой кредитной позиции за год. Чистая кредитная позиция – это разница между суммой краткосрочных и долгосрочных кредитов банка и наличием у предприятия денежных средств.

Учетная политика – способ оценки материальных запасов и определения их фактической себестоимости, методы начисления амортизации, варианты распределения косвенных затрат, способы оценки незавершенного производства и т.п. Учетная политика оказывает огромное влияние на финансовый результат.

Существует два основных подходов к построению отчета о денежных потоках – использование прямого и косвенного методов. Более предпочтительным представляется косвенный метод. В нем не находят отражения валовые денежные потоки.

Ещё одной разновидностью методов расчета денежного потока является «бухгалтерский» прямой метод.

2.2.2.15. Временная ценность денег. Дисконтирование. Процентная ставка

Одним из основополагающих принципов финансового менеджмента является признание временной ценности денег, то есть зависимости их реальной стоимости от величины промежутка времени, остающегося до их получения или расходования. В экономической теории данное свойство называется положительным временным предпочтением.

Количественной мерой возмещения рисков, которые несет кредитодатель, является процентная ставка.

Особенностью простых процентов является то, что частота процессов наращения в течение года не влияет на результат.

Не следует отождествлять процентную ставку, указываемую в кредитном договоре, с доходностью операции, рассчитанной в процентах. В первом случае процентная ставка является реальным параметром финансовой операции. Доходность – это производная величина, определяемая теми денежными потоками, которые порождает кредитный договор (ценная бумаг или другой финансовый инструмент).

Эквивалентными называются ставки, наращение или дисконтирование по которым приводит к одному и тому же финансовому результату.

Для финансового менеджмента значительно более важное значение имеет дисконтирование денежных потоков, приведение их будущей стоимости к современному моменту времени для обеспечения сопоставимости величины распределенных по времени платежей. Дисконтирование – это наращение «наоборот».

В ходе дисконтирования по известной будущей стоимости S и заданным значениям процентной (учетной) ставки и длительности операции находится первоначальная (современная, приведенная или текущая) стоимость P. В зависимости от того, какая именно ставка – простая процентная или простая учетная – применяется для дисконтирования, различают два его вида: математическое дисконтирование и банковский учет. При математическом дисконтировании используется простая процентная ставка i. Метод банковского учета получил свое название от одноименной финансовой операции, в ходе которой коммерческий банк выкупает у владельца (учитывает) простой или переводной вексель по цене ниже номинала до истечения означенного на этом документе срока его погашения. Разница между номиналом и купной ценой образует прибыль банка от этой операции и называется дисконт D. Для определения размера выкупной цены применяется дисконтирование по методу банковского учета. При этом используется простая учетная ставка d.

2.2.2.16. Рента

Термин «рента» используется в финансовом менеджменте для обозначения денежных потоков.

Член ренты – каждый отдельный рентный платеж.

Частным случаем ренты является финансовая рента или аннуитет.

Любой денежный поток характеризуется рядом параметров:

период ренты (t) – временной интервал между двумя смежными потоками;

срок ренты (n) – общее время, в течение которого она выплачивается;

процентная ставка (i) – ставка сложного процента, используемая для наращения и дисконтирования платежей, из которых состоит рента;

число платежей за один период ренты (p) – используется в том случае, если в течение 1 периода ренты, производится больше, чем одна выплата денежных средств;

число начислений процентов в течение 1 периода ренты (m) – при начислении (дисконтировании) по номинальной процентной ставке (j).

В зависимости от числа платежей за период различают годовые и p-срочные ренты. В первом случае за 1 период ренты (равный, как правило, 1 году) производится 1 выплата; во втором – в течение периода производится p выплат (p больше 1).

2.2.2.17. Альтернативные издержки

Для финансового менеджмента учет альтернативных издержек позволяет правильно рассчитать окупаемость финансового проекта. Различают внутренние и внешние альтернативные издержки. К внутренним относятся такие статьи расходов, как прямые материалы и прямая заработная плата. К внешним – прямая заработная плата, переменные производственные накладные расходы и переменные коммерческие расходы. Как правило, основная доля затрат приходится на внутренние альтернативные издержки.

2.2.2.18. Финансовые рынки

Предприятие может выступать на финансовом рынке не только как покупатель, но и как продавец.

Финансовые рынки осуществляют практически все те же функции, что и их товарно-сырьевые аналоги.

В зависимости от длительности предоставляемых ресурсов различают рынки долгосрочного и краткосрочного капиталов. В последнем случае обычно говорят о денежных рынках, на них заключаются сделки сроком до 1 года. Денежные рынки подразделяются на кредитные и валютные рынки. На кредитных рынках предприятия и банки могут получать краткосрочные ссуды.

Рынки долгосрочного капитала можно разделить на банковский и фондовый. На банковском рынке предприятием может получить долгосрочный кредит. По видам привлекаемого капитала его можно разделить на рынок собственного и заемного долгосрочного капитала, а также рынок гибридных инструментов (совмещающих в себе свойства как собственного, так и заемного капиталов). По содержанию совершаемых на нем сделок выделяют первичный и вторичный фондовый рынок.

По способу организации торговли различают организованный и неорганизованный.

В зависимости от особенностей обращающихся на рынке инструментов можно выделить рынки основных и производных (деривативов) ценных бумаг.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, т.е. производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Производные (деривативы) финансовые активы выпускаются, как правило, не с целью приобретения дополнительного капитала, а для того, чтобы застраховать (хеджировать) риск возможных потерь от владения основными финансовыми активами. Наиболее известными производными инструментами являются фьючерсы и опционы. Фьючерсы (фьючерсные контракты) предполагают покупку или продажу какого-либо актива в будущем по цене, зафиксированной в момент заключения фьючерсной сделки. Покупая фьючерс, предприятие может застраховаться от резкого изменения цен на базисный товар в будущем. Опцион во многом аналогичен фьючерсу, однако его исполнение не обязательно. Так, если к моменту оплаты договора курс валюты упадет, то предприятие сможет продать ее по курсу, зафиксированному в опционе. Если этого не произойдет, оно просто не исполнит опцион.

К числу гибридных инструментов относятся варранты и конвертируемые ценные бумаги. Варрант является по своей сути опционом, дающим право его держателю приобрести определенное число акций предприятия по фиксированной цене. Обычно варранты продаются в комплекте с облигациями предприятия. Покупая облигацию с варрантом, инвестор становится не только кредитором компании, но и получает возможность впоследствии стать одним из ее акционеров. Эта дополнительная возможность способствует снижению для заемщика цены привлекаемого капитала.

Конвертируемые ценные бумаги (привилегированные акции или облигации) предоставляют держателю возможность в будущем обменять их на обыкновенные акции предприятия.

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

Подробное разделение приведем ниже.

1. По видам финансовых рынков известны следующие инструменты:

• Инструменты кредитного рынка – деньги и расчётные документы

• Инструменты фондового рынка – разнообразные ценные бумаги

• Инструменты валютного рынка – иностранная валюта, расчётные валютные документы, а также отдельные виды ценных бумаг

• Инструменты страхового рынка – страховые услуги

• Рынок золота (серебра, платины) – металлы, приобретаемые для формирования резервов

2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов:

• Краткосрочные (период обращения до одного года). Являются наиболее многочисленными, обслуживают операции на рынке денег

• Долгосрочные (период обращения более одного года). К ним относятся и «бессрочные», срок погашения которых не установлен. Обслуживают операции на рынке капитала

3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:

• Инструменты, последующие финансовые обязательства по которым не возникают (инструменты без после дующих финансовых обязательств). Они являются, как правило, предметом осуществления самой финансовой операции и при их передаче покупателю не несут дополнительных финансовых обязательств со стороны продавца (например, валютные ценности, золото и т.п.)

• Долевые финансовые инструменты. Эти инструменты характеризуют кредитные отношения между их покупателем и продавцом и обязывают должника погасить в предусмотренные сроки их номинальную стоимость и заплатить дополнительное вознаграждение в форме процента (если оно не входит в состав погашаемой номинальной стоимости долгового финансового инструмента). Примером долговых финансовых инструментов выступают облигации, векселя, чеки и т.п.

• Долевые финансовые инструменты. Такие финансовые инструменты подтверждают право их владельца на долю в уставном фонде их эмитента и на получение соответствующего дохода (в форме дивиденда, процента и т.п.). Долевыми финансовыми инструментами являются, как правило, ценные бумаги соответствующих видов (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.)

4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:

• Первичные финансовые инструменты (инструменты первого порядка). Такие финансовые инструменты (как правило, ценные бумаги) характеризуются их выпуском в обращение первичным эмитентом и подтверждают прямые имущественные права или отношения кредита (акции, облигации, чеки, векселя и т.п.)

• Вторичные (инструменты второго порядка) характеризуют исключительно ценные бумаги, подтверждающие право или обязательство их владельца купить или продать обращающиеся первичные ценные бумаги, валюту, товары или нематериальные активы на заранее определенных условиях в будущем периоде. Такие финансовые инструменты используются для проведения спекулятивных финансовых операций и страхования ценового риска ("хеджирования"). В зависимости от состава первичных финансовых инструментов или активов, по отношению к которым они выпущены в обращение, деривативы подразделяются на фондовые, валютные, страховые, товарные и т.п. Основными видами деривативов являются опционы, свопы, фьючерсные и форвардные контракты

5. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:

• Финансовые инструменты с фиксированным доходом. Имеют гарантированный уровень доходности при их погашении (или в течение периода их обращения) вне зависимости от конъюнктурных колебаний ставки ссудного процента (нормы прибыли на капитал) на финансовом рынке

• Финансовые инструменты с неопределенным доходом. Уровень доходности этих инструментов может изменяться в зависимости от финансового состояния эмитента (простые акции, инвестиционные сертификаты) или в связи с изменением конъюнктуры финансового рынка (долговые финансовые инструменты, с плавающей процентной ставкой, "привязанной" к установленной учетной ставке, курсу определенной "твердой" иностранной валюты и т.п

6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:

• Безрисковые финансовые инструменты. К ним относят обычно государственные краткосрочные ценные бумаги, краткосрочные депозитные сертификаты наиболее надежных банков, "твердую" иностранную валюту, золото и другие ценные металлы, приобретенные на короткий период.

• Финансовые инструменты с низким уровнем риска. К ним относится, как правило, группа краткосрочных долговых финансовых инструментов, обслуживающих рынок денег, выполнение обязательств по которым гарантировано устойчивым финансовым состоянием и надежной репутацией заемщика (характеризуемыми термином "первоклассный заемщик")

• Финансовые инструменты с умеренным уровнем риска. Они характеризуют группу финансовых инструментов, уровень риска по которым примерно соответствует среднерыночному

• Финансовые инструменты с высоким уровнем риска. К ним относятся инструменты, уровень риска по которым существенно превышает среднерыночный

• Финансовые инструменты с очень высоким уровнем риска ("спекулятивные"). Такие финансовые инструменты характеризуются наивысшим уровнем риска и используются обычно для осуществления наиболее рискованных спекулятивных операций на финансовом рынке. Примером таких высокорискованных финансовых инструментов являются акции "венчурных" (рисковых) предприятий; облигации с высоким уровнем процента, эмитированные предприятием с кризисным финансовым состоянием; опционные и фьючерсные контракты и т.п.

Приведенная классификация отражает деление финансовых инструментов по наиболее существенным общим признакам. Каждая из рассмотренных групп финансовых инструментов в свою очередь классифицируется по отдельным специфическим признакам, отражающим особенности их выпуска, обращения и погашения.

2.2.2.19. Финансовые риски

Финансовый риск предприятия представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного финансового решения, направленного на достижение желаемого целевого результата финансовой деятельности при вероятности понесения экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределенности условий его реализации.

Финансовые риски предприятия классифицируются по следующим основным признакам:

-по видам

риск снижения финансовой устойчивости,

риск неплатежеспособности,

инвестиционный риск,

инфляционный риск,

процентный риск,

валютный риск,

депозитный риск,

кредитный риск,

налоговый риск,

инновационный финансовый риск,

криминогенный риск,

прочие виды рисков;

- по характеризуемому объекту

риск отдельной финансовой операции,

риск различных видов финансовой деятельности,

риск финансовой деятельности предприятия в целом;

- по совокупности исследуемых инструментов

индивидуальный финансовый риск,

портфельный финансовый риск;

- по комплексности

простой финансовый риск,

сложный финансовый риск;

- по источникам возникновения

внешний или систематический риск,

внутренний или несистематический риск;

- по финансовым последствиям

риск, влекущий только эконмические потери,

риск, влекущий упущенную выгоду,

риск, влекущий как экономические потери, так и дополнительные доходы;

- по характеру проявления во времени

постоянный финансовый риск,

временный финансовый риск;

- по уровню вероятности реализации

финансовый риск с низким уровнем вероятности реализации,

финансовый риск со средним уровнем вероятности реализации,

финансовый риск с высоким уровнем вероятности реализации,

финансовый риск, уровень вероятности реализации которого определить невозможно;

- по уровню финансовых потерь

допустимый финансовый риск,

критический финансовый риск,

катастрофический финансовый риск;

- по возможности предвидения

прогнозируемый финансовый риск,

непрогнозируемый финансовый риск;

- по возможности страхования

страхуемый финансовый риск,

нестрахуемый финансовый риск.

Управление финансовыми рисками предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации рисковых финансовых решений, обеспечивающих всестороннюю оценку различных видов финансовых рисков и нейтрализацию их возможных негативных финансовых последствий.

Главной целью управления финансовыми рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращение возможного снижения его рыночной стоимости.

Словарь терминов

Аннуитет –

такой поток платежей, все члены которого равны друг другу, так же как и интервалы времени между ними. Часто аннуитетом называют финансовый актив, приносящий фиксированный доход ежегодно в течение ряда лет. В буквальном переводе «аннуитет» подразумевает, что платежи происходят с интервалом в один год, однако встречаются потоки с иной периодичностью.

Варрант - это:

ценная бумага, дающая держателю право покупать пропорциональное количество акций по оговорённой цене в течение определённого промежутка времени, как правило, по более низкой по сравнению с текущей рыночной ценой;

свидетельство товарного склада о приёме на хранение определённого товара, то есть варрант — это товарораспределительный документ, который используется при продаже и залоге товара.

Ключевая ставка –

процентная ставка, по которой Центральный банк России (ЦБ РФ) предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг на одну неделю, и одновременно та ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства. Она играет роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции и стоимость фондирования банков. Ключевая ставка является экономическим и финансовым инструментом в области кредитно-денежной политики государства. Была введена Банком России в сентябре 2013. К началу 2016 года к ключевой ставке будет привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравняются.

Эмиссия –

Эмиссия банковских карт — изготовление банковских карт.

Эмиссия денег — выпуск в обращение наличных или безналичных денег.

Эмиссия ценных бумаг — выпуск в обращение эмиссионных ценных бумаг.

Хеджирование –

открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путём заключения сделок на срочных рынках.

Механизм хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке.

Финансовый леверидж –

это отношение заёмного капитала к собственным средствам. Также финансовым рычагом или эффектом финансового рычага называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала. Размер отношения заёмного капитала к собственному характеризует степень риска, финансовую устойчивость.

Финансовая рента –

ряд последовательных фиксированных платежей, производимых через равные промежутки времени.

Валютная интервенция –

это значительное разовое целенаправленное воздействие Центробанка страны на международный валютный рынок Forex и курс валют, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных политических партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

это совместное регулирование валютных взаимоотношений стран-участниц, конкретно выражающееся в единой валютной политике в отношении третьих стран.

Понижение курса национальной валюты

ЦБ активно торгует национальной валютой, чтобы снизить ее курс, при этом скупается валюта других стран. Эта операция приводит к вполне ожидаемым результатам, когда снижается курс национальной валюты, при этом курс иностранной сразу повышается.

Повышение курса национальной валюты

 

Иностранная валюта активно центральным банком реализуется, а национальная скупается. В таком случае, национальный курс валют обязательно повышается, а иностранной — понижается.

Условия для успешного проведения валютной интервенции:

1. Значительное изменение основных экономических показателей страны.

2. Абсолютное или значительное доверие, которое заслужила долгосрочная политика центрального банка в участников.

3. Существенные финансовые резервы центрального банка страны.

Валютная интервенция осуществляется при активном участии и содействии государств — участников региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное соотношение валютных курсов.

Интервенция против рынка — это мероприятие, целью которого стоит возврат курса на прежний уровень, то есть против тенденции, что наметилась на рынке. Довольно часто это заканчивается неудачно.

Интервенция по курсу — мероприятие, задача которого — направление работы на изменение курса по направлению тенденции, что наметилась на рынке.

Дериватив –

по своей сути, представляет собой соглашение между двумя сторонами, по которому они принимают на себя обязательство или приобретают право передать определённый актив или сумму денег в установленный срок или до его наступления по согласованной цене.

Обычно целью покупки дериватива является не физическое получение базового актива, а хеджирование ценового или валютного риска во времени либо получение спекулятивной прибыли от изменения цены базового актива. Конечный финансовый результат для каждой стороны сделки может быть как положительным, так и отрицательным.

Отличительная особенность деривативов состоит в том, что суммарное количество обязательств по ним не связано с общим количеством базового актива, обращающегося на рынке.

Гибридные ценные бумаги –

конвертируемые акции и привилегированные акции с правом обмена на обыкновенные акции.

Опцион –






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных