ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Каковы самые сильные влечения человека?
Два самых мощных влечения человека – созидание и разрушение. Из созидательного влечения рождаются любовь, щедрость, пылкое желание производить потомство и вообще творить. Напряжение, влекущее человека к этим конструктивным целям, получило название либидо, и важнейшая его функция для рода человеческого – сохранение желания к произведению потомства. Влечение к разрушению рождает вражду и ненависть, слепую злобу и дикую жестокость. Напряжение, дающее силу этим чувствам, будем называть мортидо. В наиболее концентрированной форме это напряжение проявляется в борьбе за выживание, и при надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и внешних опасностей. Если говорить простым языком, либидо – это энергия воли к жизни, сохраняющая род человеческий, а мортидо – энергия воли к смерти, сохраняющая жизнь индивиду, если обращена против реального врага. Естественно, эти два влечения часто вступают в конфликт друг с другом, толкая человека к поступкам прямо противоположного рода по отношению к людям и окружающей среде. С такого рода конфликтами справляться можно по‑разному. Обычно их разрешают, вытесняя одно из соперничающих желаний из сознания и притворяясь, будто оно вовсе не существует. В мирное время люди склонны притворяться, что мортидо нет вообще, а в военное время пытаются делать вид, что либидо не существует по отношению к врагу. Однако желание, которое они пытаются игнорировать, помимо их воли воздействует на их поведение, так что ни любовь, ни ненависть никогда не бывают абсолютно «чистыми», и люди никогда не ведут себя сугубо созидательно или сугубо разрушительно. Они, сами того не желая, всегда склонны кусать любящую руку, которая их кормит, и кормить ненавидящий рот, который их кусает. Другой способ преодоления конфликта – позволить то одному, то другому чувству попеременно одерживать верх. Человек, который попеременно любит и ненавидит, может вызвать у стороннего наблюдателя недоумение, как «чудак», попеременно откусывающий куски мороженого и сыра. Наблюдателю даже в голову не приходит, что и мороженое, и сыр берут начало из одного и того же продукта. Влечение к созиданию и влечение к уничтожению, достигающие кульминации в сексе и убийстве, представляют собой то сырье, с которым приходится работать человеку и цивилизации. Чтобы сохранить собственную жизнь, общество и человеческий род, человек должен направлять деструктивную энергию в полезное русло, борясь с жадностью, эгоизмом и болезнями, а конструктивную энергию – в сторону духовного и материального прогресса. Психическое развитие человека проявляется в старании направить эти внутренние силы в самое продуктивное русло. Есть различие между желанием и попытками его удовлетворить, между чувствами любви и ненависти и их выражением. Силу, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к другим и к самому себе и с которой он пытается удовлетворить свое либидо и мортидо, можно назвать агрессивностью. Человек может обманывать себя и других, слабо выражая сильные чувства или, наоборот, агрессивно проявляя едва теплящиеся чувства. Наряду с агрессивностью выражения чувств любви и ненависти следует еще учитывать направление их выражения. Некоторые люди обращают свою любовь главным образом на других, некоторые – преимущественно на самих себя. Направление это может со временем меняться. Точно так же человек может сильно ненавидеть кого‑нибудь, и наиболее агрессивным проявлением этой ненависти станет убийство; или он может сильно ненавидеть самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть проявится в самоубийстве. И убийство, и самоубийство являются выражением агрессии; единственная разница – с точки зрения затрат психической энергии – состоит в ее направлении. У большинства людей до таких крайностей не доходит. Либидо и мортидо находятся под надежным контролем, прикрываемые друг другом и, возможно, другими силами, и многие проживают жизнь, не догадываясь, насколько мощны эти два влечения и как сильно они влияют на мотивы и поступки человека. Между тем можно с уверенностью утверждать, что человеческое поведение в значительной степени определяется напряжениями либидо и мортидо, нарушающими психическое равновесие человека и побуждающими его к действиям, способным это равновесие восстановить. Выискивая возможности удовлетворения своих созидательных и разрушительных влечений, человек может ослабить чувство беспокойства и приблизиться к ощущению безопасности, которое и является его целью. В дальнейшем мы увидим, как трудно человеку выражать эти свои влечения, сколько ошибок он допускает, внося необходимые поправки и идя на компромиссы, и что происходит, если человек не находит практических способов справиться со своими желаниями и напряжениями. Силы либидо и мортидо должны, по‑видимому, в немалой степени зависеть от химического состава крови. Хотя логично предположить, что половые гормоны, выделяемые яичниками и яичками, влияют на либидо, а гормон «страха и гнева», вырабатываемый надпочечниками, влияет на мортидо, до сих пор не доказано, что инъекцией каких‑либо известных нам химических веществ можно заставить человека проявлять больше любви или ненависти. Результаты опытов на животных производят куда большее впечатление. Инъекция вырабатываемого гипофизом «материнского» гормона вызывает у крыс несомненное усиление материнской нежности. И хотя на человеке подобные эксперименты не проводились, при исследовании его влечений не следует выпускать из виду значение различных желез. Многие ставят под вопрос происхождение деструктивных влечений, но мало кто отрицает их существование. То, что они не всегда явно проявляются, вовсе не означает, что их нет. Половое влечение тоже ведь проявляется не постоянно, но никто не отрицает, что оно существует. Всякий, у кого в семье есть дети, должен признать, что временами они бывают деструктивными и враждебными, и нет доказательств тому, что с возрастом они от этих разрушительных склонностей избавляются, а скорее есть масса свидетельств, что дети приучаются выражать агрессию, как и свою любовь, более осторожно и утонченно. Разрушительные влечения проявляются также в сновидениях. Сны человека – его собственные произведения, которым он придает любую форму по своему желанию. То, что людям так часто снятся разрушительные действия, должно означать, что это им отчасти нравится. В основе спора между психиатрами лежит вопрос, являются ли разрушительные влечения врожденными, или они развиваются в результате подавления влечений созидательных. Нам незачем здесь вникать в суть полемики, поскольку люди ведут себя так, как если бы деструктивные склонности были у них всегда, и от того, проявились они в первые месяцы жизни или присутствовали уже с момента рождения, дальнейшее развитие индивида не зависит. Человек сам творит свою судьбу, и от этих двух мощнейших влечений, силы их проявления и способов разрешения конфликтов между ними зависит, что он делает, как и когда.
Проблема человека
Проблема человека та же, что и у любой энергетической системы, а именно «найти» путь наименьшего сопротивления для разрядки напряжения. Электрическая батарея, которая также является энергетической системой, находит путь наименьшего сопротивления в Цепи мгновенно – за малую долю секунды. Переполненная паводком река или торнадо – тоже энергетические системы – находят путь наименьшего сопротивления за считанные часы. Человеческой энергетической системе на поиск такого пути могут требоваться годы, и благодаря способности хранить энергию наша система может откладывать разрядку напряжения на неопределенное время. Психические напряжения в человеке проявляются главным образом, если не целиком, в форме либидо и мортидо, а эти две силы стремятся к незамедлительному проявлению. Это значит, что человек склонен брать то, что ему хочется, в тот самый момент, когда ему этого хочется, и немедленно уничтожать все, что встает на его пути, мешает ему или раздражает его. Такой прямолинейный образ действий мы можем нередко наблюдать у младенца, еще не научившегося на горьком опыте сдерживать себя. Если, однако, таким образом попытается вести себя взрослый, он натолкнется на помехи, возникающие с двух сторон: со стороны других людей, которые хотят получить то, что хотят, и тогда, когда хотят, и желающих все смести на своем пути; со стороны природы, которая не всегда может предоставить человеку то, что он хочет, тогда, когда он хочет, и не намерена меняться ради того, чтобы облегчить ему жизнь. Природа и другие люди не только препятствуют человеку, не позволяя ему не сходя с места удовлетворять свои желания, но также непрерывно угрожают самому его существованию. Всевозможные энергетические системы, окружающие его, включая бурные моря, бушующие массы воздуха, именуемые ветрами, сотрясающие землю и изрыгающие пламя вулканы, рыкающие звери и, наконец, другие борющиеся за собственное выживание люди также ищут возможности ослабить свои напряжения, как только те возникают. Все они не просто мешают ему, но грозят уничтожить, если он по неосторожности окажется у них на пути. Таким образом, задача человека заключается в том, чтобы найти наилучший способ обращения с другими энергетическими системами, позволяющий ему с наименьшей опасностью и как можно быстрее удовлетворять собственные желания. В некоторых странах для этой цели применяется магия. За небольшое вознаграждение, скажем за три жабьих сердца или за граммофонную пластинку, колдун народа ашанти готов по заказу клиента навести чары на соперника, проткнув булавками восковую фигурку жертвы. Индейцы, живущие в местах, где часто бушуют ураганы, верят, что ветер любит сырое мясо, и жертвуют коров богу ветра, чтобы защититься от непогоды. В некоторых частях света люди любят представлять смерть в виде этакого падкого на чаевые официанта и пытаются обрести чувство безопасности с помощью благотворительности. В нашей стране люди в подобные вещи, разумеется, не верят, считая, что лучше всего попытаться выяснить, как ведут себя в разных обстоятельствах люди и природа и как добиться от них желаемого результата. Чем вернее мы судим об окружающем мире и окружающих людях, тем вероятнее получим то, что хотим. Представляется очевидным, что для того, чтобы удовлетворять свои желания, не навлекая на себя беды, люди должны научиться управлять своими либидо и мортидо, а это значит, что они должны научиться ждать. Они должны также научиться правильно судить об окружающем мире, чтобы уменьшить опасность поражения или гибели, когда настанет время действовать. Речь идет о проблеме контроля. Человек должен научиться управлять тремя группами сил: собой, другими людьми и природой. Это называется Принципом Реальности, потому что, чем реалистичнее человек, то есть чем он аккуратнее в своих наблюдениях за этими тремя силами, тем скорее и полнее он сможет, не подвергаясь опасности, удовлетворить свои либидо и мортидо. В большинстве своем люди имеют вполне удовлетворительные представления об окружающем их мире. Фермер хорошо понимает природу. Успешный бизнесмен знает, чего можно ожидать от людей в определенных обстоятельствах. Но редко человек ясно представляет себе, какое влияние на него оказывают – помимо его воли – либидо и мортидо. Именно здесь чаше всего случаются ошибки – и самые серьезные. К счастью, внутри каждого из нас существует система, позволяющая нам как‑то поддерживать хрупкое равновесие этой тройной реальности. Эта система называется Эго, иона призвана работать в согласии с Принципом Реальности. Ее роль – выявлять все внутренние напряжения и напряжения окружающих энергетических систем, а затем руководить поведением индивида, наилучшим образом содействуя его благу. Она призвана помогать нам сдерживать удовлетворение желаний в тех случаях, когда лучше подождать, и помогать обустраивать мир вокруг себя, чтобы наши цели стали в конечном счете достижимыми. Чтобы справиться с этой задачей, Эго должно обладать определенной властью над психической энергией индивида, а также над людьми и вещами. Таким образом, Эго является «органом контроля». Энергию для осуществления этой функции Эго берет из части энергии либидо и мортидо, которая постепенно отщепляется от остальной энергии либидо и мортидо в младенческом возрасте. Отделившись полностью, энергия Эго становится во многих отношениях оппонентом энергии либидо и мортидо, из которой она образовалась. Энергия Эго используется для управления остальной энергией в согласии с Принципом Реальности по мере того, как человек познает эту реальность. Люди получают большое удовольствие, когда обретают полную власть над своим телом, плавая и ныряя, власть над маленьким резиновым мячиком, играя в гольф, власть над маленькими бумажными куклами, которые именуют игральными картами, или власть над устройством двигателя самолета. Все это приносит двойное наслаждение, ведь удовлетворяются не только первоначальные либидо и мортидо, но и те части либидо и мортидо, которые отщепились и достигли удовлетворения благодаря установлению контроля над вещами через Эго. То огромное количество первичной энергии либидо и мортидо, что остается после отделения сравнительно небольших частей, необходимых для формирования Эго, среди психиатров по ряду причин принято называть попросту «Оно». Либидо и мортидо, заключенные в Эго, и либидо и мортидо, оставшиеся в «Оно», часто противостоят друг другу, а отнюдь не сотрудничают, поскольку одна из задач Эго – установить контроль над «Оно». «Оно» жаждет немедленного самовыражения и удовлетворения, а Эго зачастую пытается заставить «Оно» ждать. Так как психиатры разных стран говорят на разных языках, они сочли удобным, как и другие ученые, использовать в качестве научных терминов греческие и латинские слова, известные во всем мире с далекой древности. Поэтому «Оно» они обычно называют на языке древних римлян – «Ид». Либидо и мортидо, оставшиеся в Ид, именуются при этом «инстинктами Ид». Во избежание недоразумений важно понимать, что так же, как поршень в двигателе автомобиля приводится в действие некоей силой, а не сидящим внутри маленьким человечком, так и энергия Эго и инстинкты Ид суть силы, а не человечки, сидящие в голове и готовые, держа руки на кобуре, перестрелять друг друга при малейшем искушении. Жизнь так трудна, потому что Эго находится в очень сложном положении. Перед ним три силы, с которыми оно должно бороться, которые оно должно контролировать и которым оно должно найти удовлетворительное и одновременно безопасное выражение. Этими силами являются инстинкты Ид, силы природы и другие люди. Люди обычно сознают реальность природы и других людей, но не до конца понимают, что Ид является такой же реальностью, причем достаточно важной и беспокойной, чтобы с ней считаться. Одной из причин недооценки Ид является то, что Ид всегда прячется и находит всевозможные способы обмануть Эго. Как бы ни был искусен человек в обращении с окружающими людьми и вещами, он не будет счастлив, если не научится так же умело управляться со своим Ид. В конечном счете наше счастье зависит не от способности очаровывать женщин или делать деньги, но от способности найти покой в собственной душе. Проблема человеческого Эго в этом трудном мире – найти путь наименьшего сопротивления для безопасного удовлетворения созидательных и разрушительных влечений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|