ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот».САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ МУХТАСАР
Мухтасар «Сахих» имама аль-Бухари пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова). Сборник содержит 2134 хадиса.
Составитель: Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, кандидат философских наук.
От переводчика [I] Краткие сведения об имаме аль-Бухари [II] Краткие сведения об имаме аз-Зубайди [III] Предисловие [IV] Предисловие имама аз-Зубайди [V]
Электронная версия сборника была подготовлена редакцией "Сайта Крымской Молодежи" во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. "Сайт Крымской Молодежи" http://www.crimean.org
Содержание: 1. Начало откровений. 3 2. Книга веры. 7 3. Книга знания. 18 4. Книга (частичного) омовения. 32 5. Книга полного омовения. 46 6. Книга месячных. 49 7. Книга очищения песком. 54 8. Книга молитвы. 56 9. Книга молитвы: Главы о преграде перед молящимся. 75 10. Книга о времени молитвы. 78 11. Книга призыва на молитву. 88 12. Главы об особенностях молитвы. 99 13. Книга пятницы. 113 14. Книга (о молитве, совершаемой под воздействием) страха. 119 15. Книга двух праздников. 121 16. Книга витра. 123 17. Книга моления о ниспослании дождя. 125 18. Книга затмения. 129 19. Главы о совершении земных поклонов во время чтения Корана и о том, как это полагается делать. 131 20. Главы о сокращении молитвы. 132 21. Главы о совершении дополнительных ночных молитв. 135 22. Книга о молитве в мечети Мекки и (мечети) Медины. 140 23. Книга о действиях во время молитвы. 141 24. Книга (о совершении) земного поклона (в случае проявления) невнимательности. 143 25. Книга похорон. 144 26. Книга закята. 160 27. Главы о садаке разговения. 177 28. Книга хаджжа. 177 29. Книга умры. 198 30. Книга о задержке. 202 31. Книга о наказании за охоту. 203 32. Книга о достоинствах Медины. 208 33. Книга поста. 211 34. Книга о дополнительной молитве во время рамадана. 222 35. Книга о достоинстве ночи предопределения. 223 36. Книга неотлучного пребывания в мечети. 224 37. Книга торговых сделок. 225 38. Книга предварительной оплаты. 240 39. Книга о преимущественном праве покупки. 241 40. Книга найма и аренды. 242 41. Книга о переводе долгов. 244 42. Книга ручательства. 245 43. Книга предоставления полномочий. 246 44. Книга об издольщине. 248 45. Книга о снабжении водой и питье. 252 46. Книга о займах, уплате долгов, наложении ареста на имущество и признании несостоятельности. 255 47. Книга о тяжбах. 257 48. Книга о находке. 258 49. Книга о захваченном несправедливо. 259 50. Книга о партнёрстве. 262 51. Книга залога. 264 52. Книга освобождения рабов. 264 53. Книга о достоинстве дарения и побуждении к этому. 267 54. Книга свидетельств. 272 55. Книга примирения. 276 56. Книга условий. 278 57. Книга завещаний. 283 58. Книга джихада. 286 59. Книга о пятой части (военной добычи) 311 60. Книга о подушной подати и примирении. 316 61. Книга начала творения. 320 62. Книга рассказов о пророках. 329 63. Книга о похвальных качествах. 342 64. Книга о достоинствах сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует и да будет доволен всеми ими Аллах. 354 65. Книга о достоинствах ансаров. 361 66. Книга военных походов. 375 67. Книга толкования Корана. 408 68. Книга о достоинствах Корана. 435 69. Книга брака. 439 70. Книга развода. 450 71. Книга о расходовании средств. 453 72. Книга о еде. 454 73. Книга об ‘акике. 458 74. Книга о закалываемых животных и охоте. 459 75. Книга о жертвенных животных. 462 76. Книга о напитках. 462 77. Книга о больных. 465 78. Книга медицины. 467 79. Книга об одежде. 472 80. Книга о благовоспитанности. 475 81. Книга об испрашивании разрешения. 483 82. Книга обращений к Аллаху с мольбами. 485 83. Книга смягчения (сердец) 495 84. Книга предопределения. 505 85. Книга клятв и обетов. 506 86. Книга искупления за невыполнение клятв. 508 87. Книга о долях наследства. 508 88. Книга заповедей. 509 89. Книга о (наказаниях для людей) из числа неверных и вероотступников, которые воюют (с Аллахом и Его посланником) 510 90. Книга о выкупах. 511 91. Книга о призыве к покаянию вероотступников и упорствующих и сражению с ними. 512 92. Книга толкования снов. 513 93. Книга испытаний. 515 94. Книга установлений. 518 95. Книга желаний. 520 96. Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны. 520 97. Книга единобожия. 522
Начало откровений Глава 1: О том, как откровения начали ниспосылаться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. 1 (1). Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся1 ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться2, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся3”». 1 Речь идёт не только о хиджре — переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать. 2 Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине по имени Катиля, кунья (имя по сыну) которой была Умм Кайс, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего какое-либо дело, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями. 3 Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни. 2 (2). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола1, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот». 1 Имеется в виду шум, издававшийся крыльями ангела Джибрила, который передавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слова Аллаха. Этот шум являлся предвестником откровения как такового.
3 (3). Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого1 видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре2, он никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира3, где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого4 припасы, а потом возвращался к Хадидже5 и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор,) пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” — на что он ответил: “Я не умею читать!”» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший…”6» (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!” А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи7 принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев8, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня9, то буду помогать тебе как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». 1 То есть истинного. 2 Имеются в виду такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений. 3 Эта гора, которая находится поблизости от Мекки, ныне именуется Джабаль ан-нур. 4 То есть для уединения в пещере. 5 Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, была первой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 6 “Сгусток”, 1 — 3. 7 “Джахилийа” — невежество. Это слово используется для обозначения доисламской эпохи язычества в Аравии. 8 Ко времени возникновения Ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность и пользовался ею, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть либо евреями, либо принявшими иудаизм арабами. 9 То есть до того дня, когда тебя станут изгонять.
4 (4). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде (временного) прекращения откровений, среди прочего сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” — после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны1 избегай…”2» А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим. 1 Здесь под скверной подразумевается идолопоклонство. 2 “Завернувшийся”, 1 — 5.
5 (5). Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего: «Не шевели языком своим, (повторяя его,) чтобы ускорить это…» 1, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|