Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ




Александр Сергеевич Меденцов

Шпаргалка по налогам и налогообложению

 

Аллель; Москва; 2009

ISBN 978-5-9661-0454-2

 

Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Налогам и налогообложению, а остальное – дело техники.

Ни пуха, ни пера!

 

Оглавление

 

1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ

2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА

4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА

7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА

8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

9. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

10. СИСТЕМА (КЛАССИФИКАЦИЯ) НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

12. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

13. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

14. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС

15. АКЦИЗЫ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

16. АКЦИЗ: НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

17. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗА

18. ПОРЯДОК УПЛАТЫ АКЦИЗА

19. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)

20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НДФЛ

21. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ НДФЛ

22. ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

23. ДОХОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДФЛ

24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ЕСН): НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

25. НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТАВКИ ЕСН

26. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО ЕСН

27. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

28. НАЛОГОВАЯ БАЗА

29. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

30. РАСХОДЫ И ИХ ГРУППИРОВКА

31. НАЛОГОВАЯ СТАВКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

32. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

33. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА

34. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ, ИМЕЮЩИМ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

35. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ)

36. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДПИ

37. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ НДПИ И ЕГО УПЛАТА

38. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

39. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

40. ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

41. ВОДНЫЙ НАЛОГ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

42. НАЛОГОВАЯ БАЗА И НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ВОДНОГО НАЛОГА

43. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА

44. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

45. СТАВКИ СБОРОВ

46. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СБОРОВ

47. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

48. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА, ЕЕ ВИДЫ

49. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА

50. ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ

51. НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

52. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

53. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОВАЯ БАЗА, СТАВКИ

54. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

55. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

56. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТАВКИ

57. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

58. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

59. НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

60. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ

61. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

62. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

63. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: СТАВКИ И ЛЬГОТЫ

64. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

65. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

66. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

67. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

68. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

69. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

70. УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

71. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

72. НАЛОГОВАЯ БАЗА

73. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

74. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА

75. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД) ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

76. ИСЧИСЛЕНИЕ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕНВД

77. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА (ЕСХН)

78. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ЕХСН

79. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

80. ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ФУНКЦИИ

81. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

82. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

83. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

84. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

85. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ

86. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

87. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

88. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

89. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

90. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ

 

С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС рФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

 

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

Налоги – необходимый атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.

В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие.

1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов.

2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.

Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.

3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.

В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.

 

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА

 

Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Имущество – вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных