Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задание для самостоятельной работы студентов




1. Подобрать различные образцы тканей для их лабораторного исследования.

2. Осмотр тканей и волокон на предмет различения вида тканей.

При рассмотрении волокон, из которых состоят нити основы и утка, можно определить природу материала. Волокна расщепляют иглами и рассматривают (лучше при помощи лупы). Волокна шерсти своеобразно изогнуты и имеют небольшой блеск. Волокна хлопка различаются по матовой поверхности и отсутствию извилистости. Волокна вискозы – прямые и имеют выраженный блеск.

3. Проба на смятие.

Собрав ткань складками, ее сильно сжимают в руке и через полминуты отпускают. Если ткань – чистошерстяная, то складки тотчас же исчезают или сохраняются непродолжительное время, а затем разглаживаются. На тканях, содержащих хлопок или вискозу, остаются глубокие угловатые складки, медленно исчезающие.

4. Проба сжиганием.

Нить или пучок волокон берут за один конец пинцетом, а другой конец вводят в пламя спиртовой горелки. Шерстяная нить горит, но горение после удаления из пламени сразу же прекращается, а на конце нити образуется черный спекшийся комок с резким запахом жженого рога или пера. При горении пряжи из шерсти и волокон хлопка образуется небольшое пламя, на конце нити появляется спекшийся комок, а затем яркий уголек и легкий сероватый пепел. Медленное горение ткани, которое быстро прекращается при изъятии из пламени, указывает на значительное содержание растительных примесей (до 20-25%).

5. Проба на смачивание ткани.

Искусственный шелк от натурального можно отличить, пробуя прочность смоченной нити. При этом нить искусственного шелка после увлажнения водой разрывается при небольшом усилии, тогда как нить натурального шелка не изменяет свою прочность. Ткань из искусственного шелка после смачивания легко продавливается пальцем.

6. Кипячение со щелочами.

Реакцию проводят в пробирке с небольшим кусочком ткани при нагревании со щелочью (2-3 мл 10% КОН или NаОН). При кипячении в растворе щелочи волокна животного происхождения (шерсть, шелк) растворяются, а растительные волокна (хлопок, лен) не изменяются.

7. Обработка серной кислотой.

При обработке в течение 10 минут волокон 1 % р-ром серной кислоты и последующей сушке волокна хлопка разрываются. Шерсть при этом прочности не теряет.

8. Окрашивание анилиновыми красками.

В пробирку с кусочком неокрашенной ткани прибавляют 2-3 мл 0,5% р-ра розанилина и кипятят с последующим промыванием кусочка ткани. Шерсть и шелк интенсивно и прочно окрашивается анилиновыми красителями; лен и хлопок плохо красятся этими красками и легко отмываются.

9. Определение капиллярности (намокаемости) ткани.

Вырезанную вдоль ткани полоску длиной в 30 см и шириной в 5 см прикрепляют одним концом к выдвинутой лапке штатива, а другим концом опускают в чашку Петри с раствором эозина (2:1000). Степень капиллярности ткани определяется высотой (в см), на которую поднимается через 1 час раствор эозина, считая от первоначального уровня жидкости. По капиллярности судят о намокаемости ткани.

10. Определение относительной теплопроводности сухих и увлажненных тканей.

С помощью шарового кататермометра путем одевания на резервуар прибора после его нагревания колпачка из сухих, а затем увлажненных тканей определяется величина охлаждения. Рассчитываются в % потери тепла при увлажненной ткани по отношению к величине теплоотдачи с 1 см² поверхности сухой ткани.

Пример: величина охлаждения при наличии колпачка из сухой ткани равна 6 мкал/см²сек, с влажным колпачком 18 мкал/см²сек. Потеря тепла возросла в 3 раза.

Литература

Основная

1. Гончарук, Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены / Е.И. Гончарук и др. – 2-е изд. перераб и доп. – К.: Вища шк., 1999.

2. Лакшин, А.М. Общая гигиена с основами экологии человека / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004.

3. Минх, А. А. Общая гигиена / А. А. Минх. М., Медицина, 1984.

4. Пивоваров, Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека / Ю. П. Пивоваров, О. Э. Гоева, А. А. Величко. Изд. 2-е. М. ВУНМЦ МЗ РФ. 1999.

5. Румянцев, Г.И. Гигиена. М., 2005г.

6. Румянцев, Г.И. Общая гигиена / Г.И. Румянцев. М., 1990.

7. Румянцев, Г. И. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене / Г. И. Румянцев, Т. А. Козловская. М., Медицина, 1980.

 

Дополнительная

1. Половинкин, Л.В. Гигиеническая оценка тканей, одежды и обуви: Инструкция 1.1.10-12-96-2005. – Утв. постановлением № 268 28 декабря 2005 г. Главного государственного санитарного врача Республики / Л.В. Половинкин, А.Е. Карасева, Ю.А. Соболь, В.Ф. Новицкий и др. – Минск, 2005.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных